Ни с одним из прочих видов функционального менед-
жмента логистика не взаимодействует столь тесно, как с мар-
кетингом. Одновременно заметим, что и межфункциональ-
ных конфликтов в сферах пересечения интересов этих видов
функционального менеджмента больше, чем с прочими. Ра-
нее логистику воспринимали как одну из маркетинговых
технологий, широкое распространение получи термин «мар-
кетинговая логистика», так как связи между ними настолько
сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить
сферы интересов этих областей бизнеса. Реализация положе-
ний интегрированной логистики позволила достичь паритета
во взаимоотношениях, в зшравлении же цепями поставок при-
оритет логистической составляющей начинает преобладать.
В условиях экономического кризиса логистика становится
реальной организационно-технологической и концептуаль-
ной опорой, а маркетинг совершает дрейф в сторону брен-
динга. Все же, думается, с преодолением кризисных прояв-
лений взаимодействие логистики и маркетинга вновь станет
|
|
плодотворным, а логистическая составляющая по-прежнему
останется суперфинишной составляющей в эффективности
маркетинга как функционального менеджмента.
9.8. Логистическая составляющая в эффективности маркетинга.
Для выявления характера взаимодействия логистики
с маркетингом целесообразно представить его в виде взаи-
мосвязи маркетингового и логистического микстов с целью
удовлетворения требований потребителей (табл. 9.3).
Таблица 93
Факторы взаимодействия логистики и маркетинга
Рассмотрение ключевых составляющих маркетинга
и логистики позволяет проследить прямую взаимосвязь
между такими характеристиками, как цена (затраты), про-
дукт и место.
Цена, Логистический менеджмент через этот фактор
прямо влияет на достижение фирмой корпоративных или
финансовых стратегических целей, задаваемых маркетин-
гом. Ценовые решения требуют тщательного анализа фак-
торов, относящихся к конкурентным товарам, социально-
экономическим и демографическим характеристикам
потребителей на конкретном сегменте рынка и макроэко-
номическим индикаторам.
Издержки на выполнение логистических функций, осо-
бенно транспортные расходы, достигают размеров, сопо-
ставимых с себестоимостью производства продукции, ло-
гистические решения в области транспортировки, а потому
в совокупности они существенно влияют на реализацию
|
|
|
Глава 9. Логистический менеджмент
маркетинговой ценовой политики. Рациональный выбор
вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная
маршрутизация и другие решения, принимаемые логи-
стическими менеджерами, могут значительно сократить
издержки в дистрибьюции, расширив возможность марке-
тингового ценового маневра. То же самое можно сказать
и о других логистических функциях: складировании, гру-
зопереработке, управлении запасами.
Усилия логистического менеджмента могут быть на-
правлены на увеличение объемов продаж в определенном
секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема
цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием
сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходи-
мость принятия дополнительных логистических решений
по управлению запасами (например, создание специальных
сезонных запасов).
Продукт. Другим важным фактором взаимодействия
логистики и маркетинга является ассортимент продукции,
определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассорти-
мент непосредственно влияет на структуру логистических це-
пей и каналов в системе дистрибьюции, уровни запасов, виды
транспортных средств и способы транспортировки и т.д. По-
явление новых ассортиментных позиций даже одного товара,
но в другой по габаритным размерам упаковке можеті полно-
стью изменить структуру логистического канала или способ
транспортировки. Поэтому такое решение должно быть со-
гласовано с логистическим менеджментом. Изменение ас-
сортимента и связанное с ним изменение физических пара-
метров готовой продукции существенно влияет на операции
грузопереработки, требует согласования типоразмерных ря-
дов упаковок, поддонов и контейнеров, может вызвать необ-
ходимость применения нового технологического оборудова-
ния для сортировки, комплектации, консолидации и т.п. Это,
в свою очередь, может привести к возрастанию логистиче-
ских издержек, необходимости дополнительных инвестиций
в систему дистрибьюции и в конечном итоге к повышению
цены товара, нивелирующему ожидаемую маркетингом при-
быль от улучшения ассортимента.
Стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаков-
ке, часто продиктованное требованиями маркетинга, может
вызвать незапланированное повышение логистических из-
держек физического распределения. С позиций маркетинга
важны внешний вид упаковки, красочность, наличие пол-
9.8. Логистическая составляющая в эффективности маркетинга.
пой информации о товаре, т.е. те параметры, которые могут
пыделить его среди аналогичных взаимозаменяемых това-
ров конкурентов. Для логистического менеджера упаковка
иажна прежде всего с точки зрения ее габаритных размеров
II способности защищать товар от возможных повреждений
I» процессах транспортировки и грузопереработки.
Необходима согласованность и пропорциональность
гипоразмерных рядов упаковок и грузовместимости транс-
портных средств. Отсутствие такой оптимизации влечет
за собой повышение логистических издержек. Поэтому га-
баритные размеры упаковок и их защитные характеристики
должны задаваться промышленному дизайнеру со стороны
|
|
логистического менеджера. Важные аспекты взаимодей-
ствия логистики и маркетинга представлены в табл. 9.4.
С продуктом связана еще одна крупная проблема — вы-
бор системы его продвижения на рынок, что является одной
из ключевых функций маркетинга. Стратегии продвижения
готовой продукции, так же как и логистические системы,
классифицируются на «тянущие» и «толкающие». Эти ка-
тегории связаны с конкуренцией в логистических каналах
распределения продукции.
Вытягивающая стратегия продвижения товара через ка-
нал распределения обычно связана с широкой рекламной
компанией в средствах массовой информации, которую
осуществляет фирма-производитель. Реклама стимулирует
спрос покупателей, они запрашивают рекламируемый то-
вар у розничных торговцев, те, в свою очередь, обращаются
к оптовикам, а последние — к производителю. Независимо
от принадлежности канала распределения, как правило,
не требуется создания и поддержания больших запасов го-
товой продукции в распределительной сети.
Основой выталкивающей стратегии продвижения явля-
ется кооперация производителя готовой продукции с опто-
выми и розничными торговыми посредниками, когда товар
выталкивается с производства в распределительные каналы
к посредникам почти независимо от стимулирования спро-
са. Издержки на рекламу несут посредники самостоятельно
или в кооперации с производителем готовой продукции. Ча-
сто производитель вынужден стимулировать продвижение
и продажу специальными скидками или дополнительными
запасами у ритейлеров. Упор в этом подходе делается на ре-
гулирование запасов готовой продукции в дистрибутивных
каналах оптовых и розничных торговых партнеров.
Глава 9. Логистический менеджмент
Таблица 9.4
Взаимодействие логистического
и маркетингового менеджмента
С позиций логистики рассмотренные подходы прин-
ципиально различны, так как акцентируют внимание
на разных логистических функциях: транспортировке
в вытягивающих системах, и складировании и управле-
|
|
нии запасами в выталкивающих системах. Стратегия вы-
талкивания в большей степени направлена на насыщение
|
9.8. Логистическая составляющая в эффективности маркетинга.
логистического канала и подготовку продаж. Стратегия
иілтягивания направлена на немедленное удовлетворение
спроса, а потому ставит перед логистическим менеджмен-
гом больше проблем, что вызывает необходимость посто-
янного взаимодействия логистических и маркетинговых
планов в сфере распределения. Характерные отличия этих
стратегий представлены в табл. 9.5.
Таблица 95
Особенности проявления логистических и маркетинговых
стратегий в логистических системах
Место. Взаимодействие логистики с маркетингом
по этому фактору представляет собой проблему выбора то-
чек сбыта основного объема продукции. При этом решения
о выборе места предшествуют решениям о выборе структу-
ры каналов распределения. С точки зрения логистическо-
го менеджера такие решения могут существенно повлиять
на эффективность всей логистической системы, а в совре-
менных условиях и всей цепи поставок. Так, фирмы, име-
|
Глава 9. Логистический менеджмент
ющие контакты по сбыту преимущественно с оптовыми
структурами, как правило, испытывают меньше логистиче-
ских проблем, так как оптовики более предсказуемы, имеют
тенденцию закупать готовую продукцию большими парти-
ями, размепіают свои заказы и управляют ее запасами бо-
лее эффективно, чем розничные торговцы. Существенным
фактором является в этом случае гораздо меньший уровень
затрат фирмы на транспортировку продукции. Взаимодей-
ствие с розничными структурами порождает ряд чисто ло-
гистических проблем, однако позволяет более оперативно
реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.
Логистическая система может создать эффективную под-
держку для обеспечения фирме возможности привлекать
и использовать наиболее продуктивные каналы распределе-
ния и выбирать наиболее эффективных поставщиков. Если
производитель не может обеспечить поставку необходимого
товара в заданное время в нужном объеме и в нормальном
состоянии, то участники каналов распределения могут пре-
кратить взаимоотношения с поставщиком или прекратить
активное продвижение его товаров. Выбор места может так-
же включать новые стратегии привлечения покупателей.
В постановочном плане укажем еще на одну возмож-
ность взаимодействия логистики и маркетинга — участии
этих видов функционального менеджмента в разработке
корпоративной стратегии. Это участие может носить фа-
культативный характер, но в определенных Условиях оно
может оказаться эффективным.
Для решения различных задач в области проектирова-
ния, прогнозирования и управления заметно выросли мас-
штабы и сфера применения эвристических методов. Такую
тенденцию обосновывают простотой, незначительными
затратами материальных, трудовых и денежных ресурсов
и высокой эффективностью. Эвристические методы полез-
ны в условиях применения интерактивных систем, когда
за лицом, принимающим решения, остается последнее сло-
во по выработке и принятию решения. Здесь полезны эври-
стические подходы, с помощью которых получают не опти-
мальные, но достаточно хорошие решения. Особое место
в наборе эвристических методов занимает теория нечетких
множеств. Ее методы применяют в условиях ярко выражен-
ной неопределенности, когда не представляется возможным
использовать классические модели для описания процессов
и явлений. Имеется класс неопределенностей, которые ха-
9.8. Логистическая составляющая в эффективности маркетинга.
рактеризуются нечеткостью целей и ограничений — они на-
пываются лингвистическими. В задачах управления с по-
мощью теории нечетких множеств, которые выражаются
.лингвистическими переменными, такими как «сильный»,
«благоприятный», «слабый» и т.д., принимаемые решения
сильно зависят от субъективных оценок лица, принимаю-
щего решение.
Для того чтобы принимать решение с помощью нечетких
множеств, это лицо должно иметь представление, о свой-
ствах и характеристиках переменных, объективно оцени-
иать стоимостную структуру их. Тогда с помощью набора
лингвистических переменных можно получить ответы с до-
статочной степенью достоверности. Существуют функция
и степень функции принадлежности, позволяющие при
оценке альтернативных вариантов перейти от лингвистиче-
ских переменных к числовым значениям, а следовательно,
перевести абстрактную теории на язык менеджмента.
В экономике элементы теории нечетких множеств мо-
гут быть применены в решении такой проблемы, как вы-
бор корпоративной стратегии фирмы, являющийся одним
из важнейших решений, определяющих ее судьбу. Это ре-
шение предопределяется двумя важнейшими факторами:
1) ресурсным потенциалом, которым располагает фир-
ма (ресурсный, кадровый и производственный потенциал,
финансовые средства, портфель заказов, доступ к рыноч-
ной и прочей информации) — в совокупности может быть
предметом изучения логистики;
2) рыночной позицией (контролируемая доля рынка
и динамика его развития, доступ к источникам финансиро-
вания и сырья, позиция в отраслевой конкурентной борьбе
и т.д.), этот аспект рассматривается в маркетинговых иссле-
дованиях.
Анализ обеих составляющих позволяет корпорации,
фирме, предприятию выбрать соответствующую стратегию
(см. рис. 9.6).
Здесь приведен ряд различных стратегий поведения
фирмы от наиболее активной — «лидер» до самой слабой —
«ликвидация фирмы». Каждая из стратегий предполагает
определенный алгоритм действий и поведения фирмы, при
этом сам выбор осуществляется по двум критериям: марке-
тологическому и логистическому.
Неадекватная оценка ресурсного потенциала фирмы и ее
рыночной позиция, переоценка или недооценка этих пара-
Рыночная
позиция
(маркетинг)
X
м
S
и
iS
S
as
н
W
as
а
а
S
л
ч
\о
ЗЯ
е?
о
Глава 9. Логистический менеджмент
слабый благоприятный сильный
Ресурсный
потенциал
(логистика)
Рис. 9.6. Взаимодействие логистики и маркетинга в процессе
выбора корпоративной стратегии фирмы
метров чревата либо крахом фирмы, либо значительными
финансовыми упущениями. Для оценки рыночной позиции
фирмы и ее ресурсного потенциала может быть применен
экспертный метод, при этом теория нечетких множеств до-
пускает шкалу оценок, подобную приведенной здесь. Оба
параметра, оцененные как сильные, делают возможным
завоевание или поддержание лидерства фирмы, при этом
сознательное уклонение от этой стратегии может привести
к утере фирмой завоеванных позиций.
Сильная рыночная позиция и благоприятный ресурс-
ный потенциал предполагают «следование за лидером», т.е.
максимально возможное использование преимуществ ры-
ночной ситуации; попытка же диктовать своя условия дру-
гим (стратегия «лидерство») в таком сочетании выглядит
рискованной.
При благоприятной рыночной позиции сильный ре-
сурсный потенциал фирмы позволяет ей попытаться
|