Правовое обеспечение логистики

Правовое обеспечение логистики — комплекс и/или про-

цесс осуществления организационных мероприятий опре-

деляемых действующими нормами международного и на-

ционального права, выполнение которых в определенной

совокупности и последовательности позволяет законным

образом содействовать достижению поставленных логисти-

ческих целей и решению требуемых логистических задач

в установленный срок с минимальными издержками для

исполнителя логистических действий, а также вовлеченных

вольно или невольно в это действие физических и юриди-

ческих лиц при минимуме отрицательного воздействия

на окружающую среду и безусловное соблюдении гаранти-

рованных Конституцией Российской Федерации прав и сво-

бод физических лиц, вовлеченных в логистический процесс.

Правовое обеспечение логистики включает деятель-

ность, как внутри страны, так и за рубежом, по разработке

новой законодательной базы и заключению международ-

ных соглашений, направленную на совершенствование ло-

гистической деятельности в стране и за ее пределами при

сохранении приоритета интересов Российской Федерации,

ее граждан и союзников.

Помимо федерального законодательства, имеется зако-

нодательство субъектов РФ, которое строится по тому же

принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам,

отнесенным Конституцией РФ к ведению субъектов РФ.

По порядку принятия и юридической силе нормативные

правовые акты подразделяются на законы и подзаконные

акты.

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом

порядке высшим представительным (законодательным) ор-

ганом государственной власти или непосредственно наро-

дом. Законы регулируют наиболее важные общественные

отношения и обладают наибольшей юридической силой.


10.8. Правовое обеспечение логистики



Среди законов выделяют основные (конституции и ана-

логичные законы, имеющие высшую юридическую силу),

конституционные (принимаемые по некоторым вопросам

конституционного значения), кодифицированные (слож-

ные систематизированные акты, регулирующие комплекс

общественных отношений), текущие (принимаемые для

урегулирования других вопросов жизни общества).

В Российской Федерации действуют федеральные зако-

ны, законы РФ и законы субъектов РФ.

Действующие законы образуют систему законодатель-

ства, причем все законы должны соответствовать Консти-

туции РФ, федеральные законы — федеральным конститу-

ционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным

законам, принятым по вопросам ведения РФ или совмест-

ного ведения. Кроме того, они не должны противоре-

чить международным законам, поскольку в Конституции

утверждается примат международного права (в части, ра-

тифицированной Россией) над российскими законами.

Подзаконные нормативные правовые акты принимают-

ся государственными органами в пределах их компетен-

ции и, как правило, на основании закона. По общему пра-

вилу подзаконные акты должны соответствовать законам.

К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты

(т.е. указы, содержащие нормы права) Президента РФ,

нормативные постановления палат Федерального Собра-

ния (принимаемые по вопросам их ведения), норматив-

ные постановления Правительства РФ, различные нор-

мативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.)

федеральных министерств, других федеральных органов

исполнительной власти, других федеральных государ-

ственных органов. Следует выделить также нормативные

правовые акты органов местного самоуправления, издаю-

щиеся в соответствии с вышестоящими законами и подза-

конными актами и воздействующие на общественные от-

ношения строго на территории данного муниципального

образования.

Стержнем для правового обеспечения логистики служит

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) —

кодифицированный свод федеральных законов Российской

Федерации, регулирующих гражданско-правовые отноше-

ния. ГК РФ имеет приоритет перед другими федеральны-

ми законами и иными нормативными правовыми актами

в сфере гражданского права.



Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента


ГК РФ состоит из четырех частей, которые вводились

в действие в разное время.

Из всей совокупности статей ГК РФ, образующих фун-

дамент правового обеспечения логистики, следует особо

выделить главы 39 «Возмездное оказание услуг», 40 «Пе-

ревозка», 41 «Транспортная экспедиция», 46 «Расчеты»,

47 «Хранение», 48 «Страхование» и 49 «Поручение», как

имеющие непосредственное отношение к регулированию

логистической деятельности.

Важнейшее значение в логистической деятельности име-

ют перевозки. В качестве примера правового обеспечения

логистики рассмотрим правовое регулирование внутренних

перевозок.

Среди основных нормативных документов, регулирую-

щих внутренние перевозки грузов и пассажиров, а также

деятельность соответствующих видов транспорта следует

указать: Конституцию РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мо-

реплавания РФ от 30.04.1999 Ко 81-ФЗ, Воздушный кодекс

РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ), Кодекс внутреннего водного

транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Федеральный за-

кон «О железнодорожном транспорте в Российской Феде-

рации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, Устав железнодорожного

транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ, Устав автомобиль-

ного транспорта и городского наземного электрического

транспорта от 0811.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон

от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движе-

ния»; Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной

деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а также Общие

правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа,

утвержденные приказом Министерства морского фло-

та СССР от 20.06.1972 № 107, Правила перевозки пасса-

жиров, ручной клади и багажа и предоставления услуг

на судах и в портах Министерства морского флота СССР,

утвержденные приказом Министерства морского флота

СССР № РД 31.16.02-87, Правила перевозки контейнеров

морским транспортом, утвержденные приказом Министер-

ства морского флота СССР от 01.02.1982 № РД 31.10.23-89,

Федеральные авиационные правила (ФАП) «Общие прави-

ла воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и тре-

бования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,

грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса

России от 28.06.2007 № 82, Правила перевозок грузов и бук-

сировки плотов и судов речным транспортом, утвержден-


10.8. Правовое обеспечение логистики



ные Департаментом речного транспорта Минтранса России

от 01.01.1994, Правила оказания услуг по перевозке пасса-

жиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на вну-

треннем водном транспорте, утвержденные постановлением

Правительства РФ от 06.02.2003 № 72, Правила перевозок

I рузов железнодорожным транспортом, Правила оказания

услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пас-

сажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных,

семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осу-

ществлением предпринимательской деятельности, утверж-

денные постановлением Правительства РФ от 02.03.2005

№ 111, Общие правила перевозок грузов автомобильным

транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР

30.07.1971, Правила перевозок пассажиров и багажа авто-

мобильным и городским наземным электрическим транс-

портом, утвержденные постановлением Правительства РФ

от 14.02.2009 № 112.

Следует иметь в виду, что источниками права в области

перевозок также могут быть постановления пленумов Вер-

ховного Суда РФ и ВАС РФ, которые обеспечивают еди-

нообразие судебной практики и которым предоставлено

право давать руководящие разъяснения судебным органам

по вопросам применения действующего транспортного за-

конодательства при рассмотрении судебных споров.

Конституция РФ занимает определяющее положение по

отношению ко всем другим законам; в соответствии со ст. 71

Конституции РФ управление федеральным транспортом,

путями сообщения относится к ведению Российской Фе-

дерации. Это положение является основополагающим при

правовом регулировании деятельности транспорта.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законода-

тельством регулируются договорные и иные обязательства,

а также другие имущественные отношения, т.е. ГК РФ

по своей сути является актом, имеющим в определенной

части общее значение для кодификационно-комплексных

транспортных актов.

ГК РФ сконцентрировал в гл. 40 «Перевозка» нормы,

регулирующие основные положения по перевозкам: о до-

говоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транс-

портом общего пользования, подаче транспортных средств,

погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика,

претензиях и исках и т.д. Однако в гл. 40 ГК РФ определя-

ет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные



Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента


положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров,

а также иных транспортных обязательств. Эти положения

должны обязательно учитываться и развиваться действую-

щим транспортным законодательством, независимо от того,

включены они в транспортные кодексы и уставы или нет.

Кодекс торгового мореплавания РФ является основ-

ным актом, регулирующим отношения морского транс-

порта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже,

так и в международных сообщениях, а также при перевозке

пассажиров и багажа.

Воздушный кодекс РФ является основным законода-

тельным актом, регулирующим перевозки грузов и пасса-

жиров на воздушном транспорте. Помимо регулирования

перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный

кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с между-

народными воздушными перевозками пассажиров, багажа,

грузов и почты.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ возглавля-

ет систему законодательства, определяющую отношения

на речном транспорте, регулирует весь комплекс отноше-

ний с клиентурой, связанных как с перевозкой грузов, так

и с перевозкой пассажиров.

Устав железнодорожного транспорта РФ является

основным актом в системе законодательства на железно-

дорожном транспорте, регулирует отношения, связанные

с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью пере-

возчиков и клиентуры за нарушение транспортного зако-

нодательства.

Устав автомобильного транспорта и городского назем-

ного электрического транспорта определяет общие условия

перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа ав-

томобильным и городским наземным электрическим пас-

сажирским транспортом, а также общие условия оказания

услуг на объектах транспортной инфраструктуры.

Устав регламентирует не только отношения, возни-

кающие между перевозчиками, пассажирами, грузоот-

правителями, грузополучателями, владельцами объектов

транспортной инфраструктуры, но и городского наземно-

го электрического пассажирского транспорта. В отличие

от ранее действующего Устава автомобильного транспорта

РСФСР, вступивший в силу Устав значительно расширя-

ет возможности сторон регулировать их правоотношения

на основе заключаемых договоров. Это положение соот-


10.8. Правовое обеспечение логистики



ветствует принципам рыночной экономики и будет способ-

ствовать развитию конкуренции среди организаций, заня-

тых в этой сфере деятельности.

В соответствующих разделах законопроекта отражены

вопросы, регулирующие отношения в области перевозок

грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взимания про-

возной платы и расчетов за перевозку, ответственности пе-

ревозчиков, фузоотправителей, грузополз�ателей, грузовла-

дельцев и пассажиров. Отдельный раздел посвящен порядку

предъявления претензий и исков, условиям и формам пред-

ставления документов, обосновывающих претензию.

В Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной

деятельности» под транспортно-экспедиционной деятель-

ностью понимается оказание услуг по организации пере-

возок грузов любыми видами транспорта (в том числе

и автомобильным) и оформлению перевозочных докумен-

тов, документов для таможенных целей и других докумен-

тов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Этим законом восполняется пробел в главе 40 «Перевозка»

ГК РФ и вводится новый вид договора — договор о транс-

портной экспедиции, а также регламентируются его отдель-

ные институты, такие, как: права экспедитора и клиента;

обязанности экспедитора; обязанности клиента; ответствен-

ность экспедитора и клиента; досудебный порядок, условия

и сроки предъявления экспедитору претензий.

Правила перевозок грузов и пассажиров, разрабатывае-

мые на различных видах транспорта в соответствии с Пра-

вилами подготовки нормативных правовых актов федераль-

ных органов исполнительной власти и их государственной

регистрации, утвержденными постановлением Правитель-

ства РФ от 13.08.1997 № 1009, должны после их утверж-

дения соответствующим транспортным ведомством пройти

обязательную государственную регистрацию в Минюсте

России.

Указанный порядок обеспечит законные интересы кли-

ентуры транспортных предприятий, так как представленные

на государственную регистрацию правовые акты (в данном

случае Правила и другие ведомственные акты, издаваемые

транспортными ведомствами) проходят юридическую экс-

пертизу на предмет соответствия их положений законода-

тельству РФ.

Кроме того, прошедшие государственную регистрацию

нормативные ведомственные акты должны быть обязатель-



Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента


но опубликованы. Акты, не прошедшие государственную

регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубли-

кованные в установленном порядке, не влекут за собой пра-

вовых последствий как не вступившие в силу и не могут

служить законным основанием для регулирования соответ-

ствуюш;их правоотношений.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а так-

же грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых)

нужд должны утверждаться Правительством РФ. Столь

высокий уровень утверждения правил был предусмотрен

ст. 38 Закона РФ от 07.02.19922300—1 «О защите прав по-

требителей», причем в соответствии с п. 2 ст. 1 этого закона

Правительству РФ запрещается делегировать предостав-

ленное ему право на принятие нормативных актов, регули-

рующих отношения с участием потребителей, другим орга-

нам исполнительной власти.

Правила перевозки и другие нормативные акты, а также

изменения и дополнения, вносимые в них в установленном

порядке, публикуются в сборниках правил перевозок и та-

рифов, которые издаются транспортными ведомствами.

Рассмотрим некоторые конкретные правила.

Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров

и багажа состоят из 148 статей и более детально, чем Ко-

декс торгового мореплавания РФ, регулируют вопросы ор-

ганизации перевозок грузов, перевозку грузов, пассажиров,

багажа и почты, между портами Российской Федерации

и иностранными портами, перевозку в прямом смешанном

сообщении с участием других видов транспорта, вопросы

ответственности перевозчика, грузоотправителей и грузо-

получателей.

Федеральные авиационные правила (ФАП) «Общие

правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов

и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотпра-

вителей, грузополучателей» конкретизируют отношения,

связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, изло-

женные в Воздушном кодексе РФ, ФАП пришли на смену

действовавшим еще с 1985 г. Правилам перевозок пассажи-

ров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, а также

Правилам международных воздушных перевозок пассажи-

ров, багажа и грузов, утвержденным в 1986 г. Федеральные

авиационные правила устанавливают только общий поря-

док и основные правила воздушных перевозок пассажиров,

багажа и грузов. Авиакомпании вправе устанавливать свои


10.8. Правовое обеспечение логистики



правила. Однако они не должны противоречить основным

и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоот-

правителей и грузополучателей.

Правила перевозок грузов и буксировки плотов и су-

дов речным транспортом приняты до введения Кодекса

внутреннего водного транспорта и действуют в части, ему

не противоречащей. Они конкретизируют отношения, свя-

занные с перевозкой грузов на борту как самоходных, так

и не самоходных судов, а также с помош;ью плотов.

Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, бага-

жа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем во-

дном транспорте более детально, чем Кодекс внутреннего

водного транспорта, регулируют вопросы организации пе-

ревозок пассажиров, их багажа и грузов для личных нужд.

Правила перевозок грузов железнодорожным транс-

портом. Особенностью системы источников правового

регулирования железнодорожных перевозок является

относительно большое количество ведомственных актов.

Всего насчитывается около тридцати различных Правил

перевозок. Все они неравнозначны как по своему значе-

нию, так и по объему. Условно Правила перевозок мож-

но разделить на две большие группы. Первую составляют

Правила перевозок, содержащие регламентацию техно-

логических приемов перевозок отдельных категорий гру-

зов. Вторая группа включает Правила перевозок, которые

содержат не столько технические, сколько юридические

нормы. Они используются для регулирования отношений

перевозки грузов и вспомогательных транспортных отно-

шений.

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодо-

рожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа

и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных

нужд, не связанных с осуществление предпринимательской

деятельности, конкретизируют Устав железнодорожного

транспорта РФ и детально регулируют порядок перевозок

пассажиров и багажа, ручной клади, порядок контроля при

перевозках, всякого рода доплаты и т.д.

Общие правила перевозок грузов автомобильным транс-

портом продолжают применяться на территории Россий-

ской Федерации в части, не противоречащей гл. 40 ГК

РФ и гл. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ

«Устав автомобильного транспорта и городского наземного

электрического транспорта».



Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента


Правила перевозок пассажиров и багажа автомобиль-

ным и городским наземным электрическим транспортом

вступили в силу 19 марта 2009 г. В новых правилах появи-

лись меры, призванные повысить качество обслуживания

пассажиров. Например: водитель такси должен обяза-

тельно выдавать пассажиру кассовый чек или квитанцию

об оплате; интервал в движении автобусов, троллейбусов

и трамваев одного маршрута не должен превышать 20 ми-

нут, а об изменениях в расписании пассажиров следует

предупреждать за десять дней; маршрутные такси перешли

в категорию «обш;ественный транспорт», и для них уста-

новлены требования, аналогичные остальному наземному

транспорту. Также особое внимание в Правилах уделено

забытым в транспорте вещам и порядку оформления пре-

тензий в адрес перевозчиков.

Контрольные вопросы и задания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: