Правовое обеспечение логистики — комплекс и/или про-
цесс осуществления организационных мероприятий опре-
деляемых действующими нормами международного и на-
ционального права, выполнение которых в определенной
совокупности и последовательности позволяет законным
образом содействовать достижению поставленных логисти-
ческих целей и решению требуемых логистических задач
в установленный срок с минимальными издержками для
исполнителя логистических действий, а также вовлеченных
вольно или невольно в это действие физических и юриди-
ческих лиц при минимуме отрицательного воздействия
на окружающую среду и безусловное соблюдении гаранти-
рованных Конституцией Российской Федерации прав и сво-
бод физических лиц, вовлеченных в логистический процесс.
Правовое обеспечение логистики включает деятель-
ность, как внутри страны, так и за рубежом, по разработке
новой законодательной базы и заключению международ-
ных соглашений, направленную на совершенствование ло-
гистической деятельности в стране и за ее пределами при
сохранении приоритета интересов Российской Федерации,
ее граждан и союзников.
Помимо федерального законодательства, имеется зако-
нодательство субъектов РФ, которое строится по тому же
принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам,
отнесенным Конституцией РФ к ведению субъектов РФ.
По порядку принятия и юридической силе нормативные
правовые акты подразделяются на законы и подзаконные
акты.
Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом
порядке высшим представительным (законодательным) ор-
ганом государственной власти или непосредственно наро-
дом. Законы регулируют наиболее важные общественные
отношения и обладают наибольшей юридической силой.
10.8. Правовое обеспечение логистики
Среди законов выделяют основные (конституции и ана-
логичные законы, имеющие высшую юридическую силу),
конституционные (принимаемые по некоторым вопросам
конституционного значения), кодифицированные (слож-
ные систематизированные акты, регулирующие комплекс
общественных отношений), текущие (принимаемые для
урегулирования других вопросов жизни общества).
В Российской Федерации действуют федеральные зако-
ны, законы РФ и законы субъектов РФ.
Действующие законы образуют систему законодатель-
ства, причем все законы должны соответствовать Консти-
туции РФ, федеральные законы — федеральным конститу-
ционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным
законам, принятым по вопросам ведения РФ или совмест-
ного ведения. Кроме того, они не должны противоре-
чить международным законам, поскольку в Конституции
утверждается примат международного права (в части, ра-
тифицированной Россией) над российскими законами.
Подзаконные нормативные правовые акты принимают-
ся государственными органами в пределах их компетен-
ции и, как правило, на основании закона. По общему пра-
вилу подзаконные акты должны соответствовать законам.
К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты
(т.е. указы, содержащие нормы права) Президента РФ,
нормативные постановления палат Федерального Собра-
ния (принимаемые по вопросам их ведения), норматив-
ные постановления Правительства РФ, различные нор-
мативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.)
федеральных министерств, других федеральных органов
исполнительной власти, других федеральных государ-
ственных органов. Следует выделить также нормативные
правовые акты органов местного самоуправления, издаю-
щиеся в соответствии с вышестоящими законами и подза-
конными актами и воздействующие на общественные от-
ношения строго на территории данного муниципального
образования.
Стержнем для правового обеспечения логистики служит
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) —
кодифицированный свод федеральных законов Российской
Федерации, регулирующих гражданско-правовые отноше-
ния. ГК РФ имеет приоритет перед другими федеральны-
ми законами и иными нормативными правовыми актами
в сфере гражданского права.
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
ГК РФ состоит из четырех частей, которые вводились
в действие в разное время.
Из всей совокупности статей ГК РФ, образующих фун-
дамент правового обеспечения логистики, следует особо
выделить главы 39 «Возмездное оказание услуг», 40 «Пе-
ревозка», 41 «Транспортная экспедиция», 46 «Расчеты»,
47 «Хранение», 48 «Страхование» и 49 «Поручение», как
имеющие непосредственное отношение к регулированию
логистической деятельности.
Важнейшее значение в логистической деятельности име-
ют перевозки. В качестве примера правового обеспечения
логистики рассмотрим правовое регулирование внутренних
перевозок.
Среди основных нормативных документов, регулирую-
щих внутренние перевозки грузов и пассажиров, а также
деятельность соответствующих видов транспорта следует
указать: Конституцию РФ, ГК РФ, Кодекс торгового мо-
реплавания РФ от 30.04.1999 Ко 81-ФЗ, Воздушный кодекс
РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ), Кодекс внутреннего водного
транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ, Федеральный за-
кон «О железнодорожном транспорте в Российской Феде-
рации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, Устав железнодорожного
транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ, Устав автомобиль-
ного транспорта и городского наземного электрического
транспорта от 0811.2007 № 259-ФЗ, Федеральный закон
от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движе-
ния»; Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной
деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, а также Общие
правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа,
утвержденные приказом Министерства морского фло-
та СССР от 20.06.1972 № 107, Правила перевозки пасса-
жиров, ручной клади и багажа и предоставления услуг
на судах и в портах Министерства морского флота СССР,
утвержденные приказом Министерства морского флота
СССР № РД 31.16.02-87, Правила перевозки контейнеров
морским транспортом, утвержденные приказом Министер-
ства морского флота СССР от 01.02.1982 № РД 31.10.23-89,
Федеральные авиационные правила (ФАП) «Общие прави-
ла воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и тре-
бования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса
России от 28.06.2007 № 82, Правила перевозок грузов и бук-
сировки плотов и судов речным транспортом, утвержден-
10.8. Правовое обеспечение логистики
ные Департаментом речного транспорта Минтранса России
от 01.01.1994, Правила оказания услуг по перевозке пасса-
жиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на вну-
треннем водном транспорте, утвержденные постановлением
Правительства РФ от 06.02.2003 № 72, Правила перевозок
I рузов железнодорожным транспортом, Правила оказания
услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пас-
сажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных,
семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осу-
ществлением предпринимательской деятельности, утверж-
денные постановлением Правительства РФ от 02.03.2005
№ 111, Общие правила перевозок грузов автомобильным
транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР
30.07.1971, Правила перевозок пассажиров и багажа авто-
мобильным и городским наземным электрическим транс-
портом, утвержденные постановлением Правительства РФ
от 14.02.2009 № 112.
Следует иметь в виду, что источниками права в области
перевозок также могут быть постановления пленумов Вер-
ховного Суда РФ и ВАС РФ, которые обеспечивают еди-
нообразие судебной практики и которым предоставлено
право давать руководящие разъяснения судебным органам
по вопросам применения действующего транспортного за-
конодательства при рассмотрении судебных споров.
Конституция РФ занимает определяющее положение по
отношению ко всем другим законам; в соответствии со ст. 71
Конституции РФ управление федеральным транспортом,
путями сообщения относится к ведению Российской Фе-
дерации. Это положение является основополагающим при
правовом регулировании деятельности транспорта.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданским законода-
тельством регулируются договорные и иные обязательства,
а также другие имущественные отношения, т.е. ГК РФ
по своей сути является актом, имеющим в определенной
части общее значение для кодификационно-комплексных
транспортных актов.
ГК РФ сконцентрировал в гл. 40 «Перевозка» нормы,
регулирующие основные положения по перевозкам: о до-
говоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транс-
портом общего пользования, подаче транспортных средств,
погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика,
претензиях и исках и т.д. Однако в гл. 40 ГК РФ определя-
ет и регулирует лишь наиболее важные, принципиальные
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
положения, касающиеся перевозок грузов, пассажиров,
а также иных транспортных обязательств. Эти положения
должны обязательно учитываться и развиваться действую-
щим транспортным законодательством, независимо от того,
включены они в транспортные кодексы и уставы или нет.
Кодекс торгового мореплавания РФ является основ-
ным актом, регулирующим отношения морского транс-
порта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже,
так и в международных сообщениях, а также при перевозке
пассажиров и багажа.
Воздушный кодекс РФ является основным законода-
тельным актом, регулирующим перевозки грузов и пасса-
жиров на воздушном транспорте. Помимо регулирования
перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный
кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с между-
народными воздушными перевозками пассажиров, багажа,
грузов и почты.
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ возглавля-
ет систему законодательства, определяющую отношения
на речном транспорте, регулирует весь комплекс отноше-
ний с клиентурой, связанных как с перевозкой грузов, так
и с перевозкой пассажиров.
Устав железнодорожного транспорта РФ является
основным актом в системе законодательства на железно-
дорожном транспорте, регулирует отношения, связанные
с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью пере-
возчиков и клиентуры за нарушение транспортного зако-
нодательства.
Устав автомобильного транспорта и городского назем-
ного электрического транспорта определяет общие условия
перевозок грузов, пассажиров, ручной клади и багажа ав-
томобильным и городским наземным электрическим пас-
сажирским транспортом, а также общие условия оказания
услуг на объектах транспортной инфраструктуры.
Устав регламентирует не только отношения, возни-
кающие между перевозчиками, пассажирами, грузоот-
правителями, грузополучателями, владельцами объектов
транспортной инфраструктуры, но и городского наземно-
го электрического пассажирского транспорта. В отличие
от ранее действующего Устава автомобильного транспорта
РСФСР, вступивший в силу Устав значительно расширя-
ет возможности сторон регулировать их правоотношения
на основе заключаемых договоров. Это положение соот-
10.8. Правовое обеспечение логистики
ветствует принципам рыночной экономики и будет способ-
ствовать развитию конкуренции среди организаций, заня-
тых в этой сфере деятельности.
В соответствующих разделах законопроекта отражены
вопросы, регулирующие отношения в области перевозок
грузов, пассажиров, ручной клади и багажа, взимания про-
возной платы и расчетов за перевозку, ответственности пе-
ревозчиков, фузоотправителей, грузополз�ателей, грузовла-
дельцев и пассажиров. Отдельный раздел посвящен порядку
предъявления претензий и исков, условиям и формам пред-
ставления документов, обосновывающих претензию.
В Федеральном законе «О транспортно-экспедиционной
деятельности» под транспортно-экспедиционной деятель-
ностью понимается оказание услуг по организации пере-
возок грузов любыми видами транспорта (в том числе
и автомобильным) и оформлению перевозочных докумен-
тов, документов для таможенных целей и других докумен-
тов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Этим законом восполняется пробел в главе 40 «Перевозка»
ГК РФ и вводится новый вид договора — договор о транс-
портной экспедиции, а также регламентируются его отдель-
ные институты, такие, как: права экспедитора и клиента;
обязанности экспедитора; обязанности клиента; ответствен-
ность экспедитора и клиента; досудебный порядок, условия
и сроки предъявления экспедитору претензий.
Правила перевозок грузов и пассажиров, разрабатывае-
мые на различных видах транспорта в соответствии с Пра-
вилами подготовки нормативных правовых актов федераль-
ных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденными постановлением Правитель-
ства РФ от 13.08.1997 № 1009, должны после их утверж-
дения соответствующим транспортным ведомством пройти
обязательную государственную регистрацию в Минюсте
России.
Указанный порядок обеспечит законные интересы кли-
ентуры транспортных предприятий, так как представленные
на государственную регистрацию правовые акты (в данном
случае Правила и другие ведомственные акты, издаваемые
транспортными ведомствами) проходят юридическую экс-
пертизу на предмет соответствия их положений законода-
тельству РФ.
Кроме того, прошедшие государственную регистрацию
нормативные ведомственные акты должны быть обязатель-
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
но опубликованы. Акты, не прошедшие государственную
регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубли-
кованные в установленном порядке, не влекут за собой пра-
вовых последствий как не вступившие в силу и не могут
служить законным основанием для регулирования соответ-
ствуюш;их правоотношений.
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а так-
же грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых)
нужд должны утверждаться Правительством РФ. Столь
высокий уровень утверждения правил был предусмотрен
ст. 38 Закона РФ от 07.02.19922300—1 «О защите прав по-
требителей», причем в соответствии с п. 2 ст. 1 этого закона
Правительству РФ запрещается делегировать предостав-
ленное ему право на принятие нормативных актов, регули-
рующих отношения с участием потребителей, другим орга-
нам исполнительной власти.
Правила перевозки и другие нормативные акты, а также
изменения и дополнения, вносимые в них в установленном
порядке, публикуются в сборниках правил перевозок и та-
рифов, которые издаются транспортными ведомствами.
Рассмотрим некоторые конкретные правила.
Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров
и багажа состоят из 148 статей и более детально, чем Ко-
декс торгового мореплавания РФ, регулируют вопросы ор-
ганизации перевозок грузов, перевозку грузов, пассажиров,
багажа и почты, между портами Российской Федерации
и иностранными портами, перевозку в прямом смешанном
сообщении с участием других видов транспорта, вопросы
ответственности перевозчика, грузоотправителей и грузо-
получателей.
Федеральные авиационные правила (ФАП) «Общие
правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов
и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотпра-
вителей, грузополучателей» конкретизируют отношения,
связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, изло-
женные в Воздушном кодексе РФ, ФАП пришли на смену
действовавшим еще с 1985 г. Правилам перевозок пассажи-
ров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, а также
Правилам международных воздушных перевозок пассажи-
ров, багажа и грузов, утвержденным в 1986 г. Федеральные
авиационные правила устанавливают только общий поря-
док и основные правила воздушных перевозок пассажиров,
багажа и грузов. Авиакомпании вправе устанавливать свои
10.8. Правовое обеспечение логистики
правила. Однако они не должны противоречить основным
и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоот-
правителей и грузополучателей.
Правила перевозок грузов и буксировки плотов и су-
дов речным транспортом приняты до введения Кодекса
внутреннего водного транспорта и действуют в части, ему
не противоречащей. Они конкретизируют отношения, свя-
занные с перевозкой грузов на борту как самоходных, так
и не самоходных судов, а также с помош;ью плотов.
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, бага-
жа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем во-
дном транспорте более детально, чем Кодекс внутреннего
водного транспорта, регулируют вопросы организации пе-
ревозок пассажиров, их багажа и грузов для личных нужд.
Правила перевозок грузов железнодорожным транс-
портом. Особенностью системы источников правового
регулирования железнодорожных перевозок является
относительно большое количество ведомственных актов.
Всего насчитывается около тридцати различных Правил
перевозок. Все они неравнозначны как по своему значе-
нию, так и по объему. Условно Правила перевозок мож-
но разделить на две большие группы. Первую составляют
Правила перевозок, содержащие регламентацию техно-
логических приемов перевозок отдельных категорий гру-
зов. Вторая группа включает Правила перевозок, которые
содержат не столько технические, сколько юридические
нормы. Они используются для регулирования отношений
перевозки грузов и вспомогательных транспортных отно-
шений.
Правила оказания услуг по перевозкам на железнодо-
рожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа
и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных
нужд, не связанных с осуществление предпринимательской
деятельности, конкретизируют Устав железнодорожного
транспорта РФ и детально регулируют порядок перевозок
пассажиров и багажа, ручной клади, порядок контроля при
перевозках, всякого рода доплаты и т.д.
Общие правила перевозок грузов автомобильным транс-
портом продолжают применяться на территории Россий-
ской Федерации в части, не противоречащей гл. 40 ГК
РФ и гл. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ
«Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта».
Глава 10. Обеспечение логистического менеджмента
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобиль-
ным и городским наземным электрическим транспортом
вступили в силу 19 марта 2009 г. В новых правилах появи-
лись меры, призванные повысить качество обслуживания
пассажиров. Например: водитель такси должен обяза-
тельно выдавать пассажиру кассовый чек или квитанцию
об оплате; интервал в движении автобусов, троллейбусов
и трамваев одного маршрута не должен превышать 20 ми-
нут, а об изменениях в расписании пассажиров следует
предупреждать за десять дней; маршрутные такси перешли
в категорию «обш;ественный транспорт», и для них уста-
новлены требования, аналогичные остальному наземному
транспорту. Также особое внимание в Правилах уделено
забытым в транспорте вещам и порядку оформления пре-
тензий в адрес перевозчиков.
Контрольные вопросы и задания