в совершенствовании организационно-хозяйственной де-
ятельности предприятия с информационно-логистической
точки зрения важнейшее значение имеет управление запа-
сами.
Работы по автоматизации управления запасами (Inven-
tory Control) начались в США с начала бО-х гг. XX в. В ре-
Глава 11 Информационные системы и технологии в логистике
зультате активного роста крупносерийного и массового
производства товаров народного потребления и торговли
после Второй мировой войны стало очевидно, что исполь-
зование математических моделей планирования спроса
и управления запасами ведет к существенной экономии
средств, замороженных в виде запасов и незавершенного
производства.
Первые автоматизированные системы управления запа-
сами в промышленном производстве основывались на рас-
четах по спецификации состава изделия (Bill of Materials).
По плану выпуска продукции формировались планы произ-
водства и рассчитывался объем закупки материалов и ком-
плектующих изделий.
|
|
Конец 60-х гг. XX в. связан с работами Оливера Уайта
(Oliver Wight), который предлагал рассматривать в ком-
плексе производственные, снабженческие и сбытовые под-
разделения. Такой подход и применение вычислительной
техники впервые позволили оперативно корректировать
плановые задания в процессе производства (при изменении
потребностей, корректировке заказов, нехватке ресурсов,
отказах оборудования).
В публикациях Оливера Уайта и Американского обще-
ства по управлению запасами и производством были сфор-
мулированы алгоритмы планирования, известные сегодня
как MRP — в конце 1960-х гг., и MRP-H — в конце 1970-х —
начале 1980-х гг.
Методы планирования на заданные интервалы вре-
мени потребностей в материалах, необходимых для изготов-
ления изделий (MRP), учитывают информацию о составе
изделия, состоянии складов и незавершенного производ-
ства, а также заказов и планов-графиков производства.
Заказы (Orders) упорядочиваются, например, по прио-
ритетам или по срокам отгрузки.
Формируется объемный план-график производства
(Master Schedule). Обычно он создается по группам про-
дукции и может быть использован для планирования за-
грузки производственных мощностей.
Цели MRP-систем:
· удовлетворение потребностей в материалах, компо-
нентах и комплектующих для планирования производства
и доставки потребителю;
· поддержание низких уровней запасов материальных
ресурсов (MP), готовой продукции (ГП);
112. Основные, задачи логистических информационных систем
· планирование производственных операций, расписа-
ний доставок, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей система обеспечивает
|
|
поток плановых количеств MP и запасов продукции за вре-
мя, используемое для планирования. Система MRP начи-
нает свою работу с определения, сколько конечной продук-
ции и в какие сроки необходимо произвести. Затем система
определяет время и необходимые объемы MP для удовлет-
ворения потребностей производственного расписания.
Ядром MRP-системы является программный комплекс,
который проводит все расчеты и анализ по определенным
алгоритмам на основании производственного расписания
и информации о MP. На выходе программный комплекс
дает набор документов, в том числе схемы доставки MP
по подразделениям, объемы и сроки поставок. Таким об-
разом, MRP-система запланировано «проталкивает» MP
по подразделениям.
В отличие от методов теории управления запасами,
предполагающих независимый спрос на всю номенклатуру,
MRP часто называют методом расчетов для номенклатуры
«зависимого спроса» (т.е. формирования заказов на узлы
и комплектующие изделия в зависимости от заказа на го-
товую продукцию). Алгоритм MRP не только выдает зака-
зы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать
производственные задания с учетом изменяющейся потреб-
ности в готовых изделиях.
Основные недостатки MRP-систем:
— значительный объем вычислений и предварительной
обработки данных;
— возрастание логистических издержек на обработку за-
казов и их транспортировку из-за стремления фирм умень-
шить запасы MP и перейти на работу с малыми заказами
с высокой частотой их выполнения;
— нечувствительность к кратковременным изменениям
спроса;
— большое число отказов из-за большой размерности
системы и ее комплексности.
К этому прибавляются общие недостатки всех толкаю-
щих систем: недостаточно точное отслеживание спроса
и обязательное наличие страховых запасов, что, с одной
стороны, замораживает оборотные средства, но, с другой,
дает системе большую, чем у вытягивающих систем устой-
чивость при резких колебаниях спроса или при ненадеж-
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
ности поставщиков. Для толкающих систем характерно на-
личие жестко заданного производственного расписания.
MRP-системы используются, как правило, в тех случаях,
когда спрос на MP сильно зависит от спроса потребителя
на ГП или когда надо работать с большой номенклатурой
MP. Вообще, MRP-системы предпочтительнее метода JIT
(точно во время) когда имеется достаточно длинный про-
изводственный цикл.
Заметим, что методы MRP получили распространение
в США и практически не применялись в Японии. Дело
в том, что японские методы управления в машиностроении
в основном были ориентированы на массовое производство,
а американские — на мелкосерийное.
Наличие перечисленных недостатков повлекло за собой
создание MRP-II систем, обладающих большей гибкостью
планирования, обеспечивающих лучшую организацию по-
ставок и лучшую реакцию на изменения спроса. Важное
место в MRP-II занимают блоки прогнозирования спроса,
размещения заказов и управления запасами,
MRP-II — это замкнутая система, относящаяся к деталь-
ному планированию производства, к финансовому плани-
рованию себестоимости материалов и производственных
затрат, а также к моделированию хода производства. В ней
планируются не только выпуск изделий, но и ресурсы для
выполнения плана. Начальным этапом в работе системы яв-
ляется прогнозирование и оценка производственных мощ-
ностей (Capacity Requirements Planning). Предусмотрен
также этап объемного планирования (Master Production
Scheduling). Его результаты становятся исходной информа-
цией для планирования потребностей в материалах (MRP),
изготавливаемых и поступающих по кооперации.
|
|
Замкнутость системы MRP-II означает наличие об-
ратных связей для планирования в модулях, отвечаю-
щих за управление производством и его учет (Execution,
Production activity control), a также то, что модули оценки
производственных мощностей, снабжения, планирования
и учета функционируют как компоненты единой системы
с использованием интегрированной базы данных.
Классическая система MRP-II (Standart System) содер-
жит описание 16 групп функций системы:
1) Sales and Operation Planning (планирование продаж
и производства);
2) Demand Management (управление спросом);
112. Основные, задачи логистических информационных систем 679
3) Master Production Scheduling (составление плана про-
изводства);
4) Material Requirement Planning (планирование матери-
альных потребностей);
5) Bill of Materials (спецификации продуктов);
6) Inventory Transaction Subsystem (управление скла-
дом);
7) Scheduled Receipts Subsystem (плановые поставки);
8) Shop Flow Control (управление на уровне производ-
ственного цеха);
9) Capacity Requirement Planning (планирование произ-
водственных мощностей);
10) Input/output control (контроль входа/выхода);
И) Purchasing (материально техническое снабжение);
12) Distribution Resourse Planning (планирование ресур-
сов распределения);
13)Tooling Planning and Control (планирование и кон-
троль производственных операций);
14) Financial Planning (управление финансами);
15) Simulation (моделирование);
16) Performance Measurement (оценка результатов дея-
тельности).
Задача информационных систем класса MRP-II — опти-
мальное формирование потока материалов (сырья), по-
луфабрикатов (в том числе находящихся в производстве)
и готовых изделий. Система класса MRP-II имеет целью
интеграцию всех основных процессов, реализуемых пред-
приятием: снабжение, запасы, производство, продажу и дис-
трибьюцию, планирование, контроль выполнения плана,
затраты, финансы, основные средства и т.д.
Результаты использования интегрированных систем
стандарта MRP-II:
— решение задач оптимизации производственных и ма-
териальных потоков;
— реальное сокращение материальных ресурсов на складах;
— планирование и контроль всего цикла производства,
с возможностью влияния на него в целях достижения опти-
|
|
мальной эффективности в использовании производствен-
ных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения по-
требностей заказчиков;
— автоматизация работ договорного отдела с полным
контролем платежей, отгрузки продукции и сроков выпол-
нения договорных обязательств;
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
— значительное сокращение непроизводственных за-
трат;
— возможность поэтапного внедрения системы, с уче-
том инвестиционной политики конкретного предприятия,
Метод планирования и управления J IT появился на пред-
приятиях автомобильной отрасли в 1950-х гг. Он охватыва-
ет проектирование изделий, выбор поставщиков, обеспече-
ние качества, планирование, учет производства и контроль
(с использованием специальных карточек Kanban). Одна
из важнейших концепций метода «точно в срок» связана
с минимизацией страховых и межоперационных заделов
за счет стабилизации поставок, а также обеспечения резер-
ва производственных мощностей.
JIT характеризуется:
— минимальными (в идеале — нулевыми) запасами;
— короткими логистическими цепями;
— небольшими объемами производства и пополнения
запасов;
— взаимоотношением по закупкам с небольшим количе-
ством надежных поставщиков и перевозчиков;
— высоким качеством ГП и логистического сервиса,
Метод «точно в срок» не противоречит MRP и MRP-II
и часто предлагается в современных системах как одна
из форм организации производства.
Логистическая концепция Lean production по существу
является развитием подхода «точно в срок» и включает
в себя такие элементы, как системы Kanban и MRP.
Основные цели Lean production в плане логистики:
— высокие стандарты качества продукции;
— низкие производственные издержки;
— быстрое реагирование на потребительский спрос;
— короткие сроки переналадки оборудования.
Ключевые элементы реализации логистических целей:
— уменьшение подготовительно-заключительного вре-
мени,
— маленькие размеры партий производимой продукции;
— короткое основное производственное время;
— контроль качества всех процессов;
— общее продуктивное обеспечение (поддержка);
— партнерство с надежными поставщиками;
— эластичные потоковые процессы;
— «тянущая» информационная система.
112. Основные, задачи логистических информационных систем
Ограничения на поставщиков в концепции Lean pro-
duction:
— доставка MP должна осуществляться в соответствии
с технологией J IT;
— MP должны отвечать всем требованиям стандартов
качества, входной контроль MP должен быть исключен;
— цены на MP должны быть как можно ниже, из рас-
чета длительных хозяйственных связей по поставкам MP,
но не должны превалировать над качеством MP и точно-
стью доставки их потребителю;
— продавцы MP должны предварительно согласовывать
возникающие проблемы и трудности с потребителем;
— продавцы должны сопровождать поставки MP до-
кументацией (сертификатами), подтверждающей контроль
качества их изготовления, или документацией по организа-
ции такого контроля у фирмы-производителя;
— продавцы должны помогать покупателю в проведе-
нии экспертиз или адаптации технологий к новым моди-
фикациям MP;
— MP должны сопровождаться соответствующими
входными и выходными спецификациями.
Большое значение для реализации концепции Lean
production» во внутрипроизводственной логистической
сети имеет всеобщий контроль качества на всех уровнях
производственного цикла. Как правило, большинство за-
падных фирм используют при контроле качества своей
продукции концепцию TQM и серию стандартов системы
управления качеством ISO-9000.
Методы ОРТ (Optimised production technology — опти-
мизированная технология производства) созданы в Израи-
ле в 1970-х гг. (работы Эли Голдрайт). На их основе был
разработан ряд программных пакетов. Методы ОРТ пред-
назначены для максимизации выпуска продукции при со-
кращении объема запасов и производственных затрат. В их
основе лежит определение «узких мест» (производственных
мощностей или материальных ресурсов) и наиболее точ-
ный их учет при планировании. Методика оценки «узких
мест» сохраняет актуальность и применяется в алгоритмах
планирования и определения ресурсов производственных
мощностей MRP-IL
Методы СІМ (Computer Integrated Manufacturing —
концепция компьютеризированного интегрированного
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
производства) возникли в начале 1980-х гг. и связаны
с интеграцией гибкого производства и систем управления
им. СІМ предполагает интеграцию всех подсистем системы
управления (управления снабжением, проектированием
и подготовкой производства, планирования и изготовле-
ния, управления производственными участками и цехами,
транспортно-складскими системами, обеспечением обору-
дованием, инструментом и оснасткой, систем обеспечения
качества, сбыта, а также финансовых подсистем).
Методы CALS (Computer-aided Acquisition and Logistics
Support — компьютерная поддержка процесса поставок и ло-
гистики) созданы в 1980-х гг. в военном ведомстве США для
повышения эффективности управления и планирования
в процессе заказа, разработки, организации производства,
поставок и эксплуатации военной техники. CALS предусма-
тривает однократный ввод данных, их хранение в стандарт-
ных форматах, стандартизацию интерфейсов и электрон-
ный обмен информацией между всеми организациями и их
подразделениями — участниками проекта. Методы доказа-
ли свою эффективность и переносятся в настоящее время
на гражданские отрасли промышленности. Новая концепция
сохранила аббревиатуру CALS с более широким смыслом
(Continuous Acquisition and Life circle Support — поддерж-
ка непрерывного жизненного цикла продукции). Прово-
дится стандартизация ряда аспектов CALS в Международ-
ной организации стандартизации ISO. Методы CALS могут
использоваться вместе с MRP-II/ERP и СІМ. В отличие
от них CALS позволяет управлять всем жизненным циклом
продукции, включая маркетинг, управление комплексными
проектами, обслуживанием при эксплуатации.
Концепция ERP (Enterprise resource planning — плани-
рование ресурсов предприятия) предложена аналитической
фирмой GartnerGroup в начале 1990-х гг. и уже подтверди-
ла свою жизнеспособность.
Система управления предприятием, соответствующая
концепции ERP, должна включать:
— управление цепочкой поставок (Supply Chain
Management — SCM, ранее — DRP, Distribution Resource
Planning);
— усовершенствованное планирование и составление
расписаний (Advanced Planning and Scheduling — APS);
— модуль автоматизации продаж (Sales Force Automa-
tion — SPA);
112. Основные, задачи логистических информационных систем 683
— автономный модуль, отвечающий за конфигурирова-
ние (Stand Alone Configuration Engine — SACE);
— окончательное планирование ресурсов (Finite Resource
Planning — FRP);
— OLAP-технологии;
— модуль электронной коммерции (Electronic Com-
merce — EC);
— управление данными об изделии (Product Data Mana-
gement — PDM).
Главная задача ERP-системы — добиться оптимизации
(по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.
Довольно часто вся присущая концепции ERP совокуп-
ность задач реализуется не одной интегрированной систе-
мой, а некоторым комплектом программного обеспечения.
В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый
ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы
подключены специализированные продукты третьих фирм
(отвечающие за электронную коммерцию, за OLAP, за ав-
томатизацию продаж и проч.).
ERP связывает выполнение основных операций и обе-
спечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработ-
ка заказов связана с планированием производства, и пла-
новые потребности автоматически передаются к процессу
закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый
учет автоматически изменяются, а критическая информа-
ция об операциях, прибыльности продукции, результатах
деятельности подразделений становятся доступны в реаль-
ном времени.
Системы ERP предназначены для управления финан-
совой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это
«верхний уровень» в иерархии систем управления, затра-
гивающий ключевые аспекты деятельности: производство,
планирование, финансы и бухгалтерию, материально-
техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управ-
ление запасами, ведение заказов на изготовление (постав-
ку) продукции и предоставление услуг.
Очевидно, что каждое предприятие имеет свою специфи-
ку финансовой и хозяйственной деятельности, но прогресс
в разработке программных решений для задач ERP состоит
в том, что наряду со спецификой удается выделить задачи,
общие для предприятий самых разных видов деятельности.
К таким общим задачам можно отнести управление мате-
риальными и финансовыми ресурсами, закупками, сбытом,
684 Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
заказами потребителей и поставками, управление кадра-
ми, основными фондами, складами, бизнес-планирование
и учет, бухгалтерию, расчеты с покупателями и поставщи-
ками, ведение банковских счетов и др.
Система автоматизирует задачи, встроенные в выполне-
ние бизнес-процессов. Так, при получении заказа от потре-
бителя менеджер имеет всю информацию об отношениях
с заказчиком и его кредитный рейтинг. Когда одно подраз-
деление заканчивает работать с заказом, тот автоматически
передается в следующее подразделение. При этом исклю-
чаются многократные ошибки ввода информации, потери
документов. В итоге заказы обрабатываются быстрее и без
ошибок. Аналогичные возможности возникают у многих
других служб: персонала, производственного отдела, отдела
маркетинга, снабжения. Единая информационная база по-
зволяет }�итывать взаимосвязь отдельных процессов, таких
как загрузка заказами на текущий месяц и график отпу-
сков персонала. ERP меняет отношение персонала и служб
к своей работе. С ее помощью менеджеры, ведущие заказ,
владеют информацией о его состоянии в каждый момент
времени и по всем аспектам: поступила ли оплата за работу,
достаточно ли комплектующих на складе. Если, например,
склад не вовремя введет в систему информацию о запасах,
то получивший запрос клиента менеджер, справившись в си-
стеме о состоянии склада, может ответить отказом на его
обращение, увидев, что запас на складе недостаточен или
нужное изделие отсутствует. Тем самым ERP повышает от-
ветственность каждого сотрудника за общее дело.
Система CSRP (Customer Synchronized Resource
Planning — планирование ресурсов предприятия, ориен-
тированное на потребителя). Ее задача — синхронизиро-
вать потребности покупателя с внутренним планировани-
ем и производством. CSRP использует интегрированную
функциональность ERP и перенаправляет производствен-
ное планирование от производства далее, к покупателю.
CSRP предоставляет действенные методы и приложения
для создания продуктов с повышенной ценностью для по-
купателя.
Покупательская информация поступает в подразделе-
ния из четырех основных функциональных направлений:
продажа и маркетинг, обслуживание покупателей, техниче-
ское обслуживание, исследование и разработка. Работники
каждого из них активно взаимодействуют с покупателем,
112. Основные- задачи лотстмческих информационных систем
но в большинстве традиционно организованных предпри-
ятий уделяют мало времени взаимодействию с плановыми
или производственными отделами. CSRP интегрирует дея-
тельность предприятия, ориентированную на покупателя,
и ставит ее в центр системы управления бизнесом.
CSRP устанавливает методологию ведения бизнеса,
основанную на текущей информации о покупателе, и сдви-
гает фокус предприятия с планирования от потребностей
производства к планированию от заказов покупателей.
Непосредственный учет данных о конфигурации заказов
позволяет подразделениям увеличить целостность процесса
планирования путем снижения объема повторной работы
и числа перерывов из-за наплыва заказов. Производствен-
ное планирование теперь позволяет оптимизировать опе-
рации на основе действительных покупательских заказов,
а не на прогнозах или оценках. Получая доступ в реальном
времени к точной информации о заказах покупателей, под-
разделения планирования могут динамично изменять груп-
пирование работ, последовательность исполнения заказов,
приобретения и заключения субконтрактов с целью улуч-
шения обслуживания и снижения стоимости. Требования
к продукту могут передаваться непосредственно от покупа-
теля к субконтрактору или поставщику, устраняя ошибки
и задержки, которые встречаются при трансляции заказов
покупателей в заказы на покупку. Изменения в заказе по-
купателя могут приводить к автоматическим изменениям
в заказах поставщикам, уменьшая количество повторной
работы и задержки. Качество продуктов и правильность
заказа основных комплектующих могут быть значительно
повышены, а циклы их доставки сокращены.
Выгоды от успешного применения CSRP — повышение
качества товаров, снижение времени поставки, повышение
ценности продуктов для покупателя, а в результате — сни-
жение производственных издержек, но, что более важно,
это создание инфраструкт)фы, приспособленной для созда-
ния продуктов, удовлетворяющих потребности покупателя,
улучшение обратной связи с покупателями и обеспечение
лучших услуг для них. Это не эффективность производства,
которая будет обеспечивать временные конкурентные пре-
имущества, а, скорее, способность создавать продукты, удо-
влетворяющие потребности покупателя, и лучший сервис.
В последние годы системы планирования класса MRP-H
в интеграции с модулем финансового планирования FRP
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
(Finance Requirements Planning) получили название си-
стем бизнес-планирования ERP (Enterprise Requirements
Planning), которые позволяют наиболее эффективно плани-
ровать всю коммерческую деятельность современного пред-
приятия, в том числе финансовые затраты на проекты об-
новления оборудования и инвестиции в производство новой
линейки изделий. В российской практике целесообразность
применения систем подобного класса обусловливается,
кроме того, необходимостью управлять бизнес-процессами
в условиях инфляции, а также жесткого налогового прес-
синга, поэтому системы ERP необходимы не только для
крупных предприятий, но и для небольших фирм, ведущих
активный бизнес.
В настоящее время наблюдается подъем интереса к ком-
пьютеризации не только производственных процессов,
но и организационной, финансовой и экономической дея-
тельности предприятия. На российском рынке работают ми-
ровые лидеры этого сектора — производители ERP-систем,
рассчитанных на средние и крупные предприятия. Некото-
рые российские центры внедряют ERP-системы зарубеж-
ных производителей, рассчитанные на предприятия разных
типов и способов организации производства.
Значительную и все более увеличивающуюся долю
на этом рынке составляют системы российских произво-
дителей. Стоимости систем существенно различаются в за-
висимости от их возможностей, глубины и широты охвата
экономических, финансовых, производственных и хозяй-
ственных функций.
Хронология появления рассмотренных концепций пред-
ставлена на рис. 11.1.
Среди прочих микрологистических концепций большое
распространение получили различные варианты концепции
demand-driven techniques — DDT (реагирования на спрос).
Наиболее известны из них четыре: rules based reorder
(ROP), quick response (QR), continuous replenishment (CR)
и automatic replenishment (AR).
Концепция ROP использует методику контроля и управ-
ления запасами, основанную на точке заказа (перезака-
за) — reorder point — и статистических параметрах расхода
продукции (EOQ-модель). Концепция применяется для
определения и оптимизации уровней страховых запасов
в целях элиминирования (исключения влияния) колебаний
спроса.
112. Основные� задачи логистических информационных систем
JIT MRP ОРТ СШ MRP-II CALS ERP CSRP
Рис, 11.1. Основные этапы возникновения концепций
по управлению организационно-хозяйственной
деятельностью
Эффективность метода ROP в большой степени зависит
от точности прогнозирования спроса.
Сфера использования ROP относится в основном к ре-
гулированию уровней страховых запасов, причем те или
иные варианты логики точек заказа используют другие
DDT-ориентированные методы. Реализация этой концеп-
ции осуществляется путем мониторинга продаж в рознич-
ной торговле и передачи информации об объемах продаж
по специфицированной номенклатуре и ассортименту опто-
викам и от них — производителям ГП.
CR-концепция является модификацией QR и предна-
значена для устранения необходимости в заказах на попол-
нение запасов ГП. Цель CR — установление эффективного
логистического плана.
Дальнейшим улучшением QR и CR-стратегий явилась
логистическая концепция AR (автоматического пополне-
ния запасов). Она обеспечивает поставщиков (произво-
дителей) ГП необходимым набором правил для принятия
решений по товарным атрибутам и категориям. Путем
применения AR-метода поставщик может удовлетворить
потребности потребителей в товарной категории за счет
Глава 11 Информационные системы и технологии в логистике
устранения необходимости отслеживать единичные прода-
жи и уровни запасов для товаров быстрой реализации.
В классическом понимании управление состоит из пла-
нирования, прогнозирования, учета, анализа и регули-
рования. В соответствии с этим в современной системе
управления запасами должны осуществляться следующие
функции.
1. Учет сделок. Каждая система контроля должна содер-
жать информацию о движении товаров для целей управле-
ния. Точность учета товаров трудно переоценить. Многие
системы не обеспечивают принятие правильных решений
потому, что не имеется точных данных о запасах в пути
и в наличии.
2. Прогнозирование. Управленческие решения должны
быть предложены на основе прогнозирования спроса. Так
как мнения специалистов отдела маркетинга или менедже-
ров управления запасами недостаточно, в системе управле-
ния запасами должна быть использована количественная
расчетная методика, например, методика экспоненциально-
го сглаживания. Опыт и знания менеджера, тем не менее,
могут играть роль в модификации прогнозов при нестан-
дартных обстоятельствах.
3. Правила принятия решений. Система должна содер-
жать блок принятия решений о времени и количествах за-
казываемых товаров. Система составляет заказы автомати-
чески на основании принятых решений.
4. Сообщения об отклонениях. Сообщения могут ка-
саться ситуаций, когда прогноз не отразил реальный спрос,
когда сформированы слишком большие заказы, дефициты
имеют слишком большие значения и т.д.
5. Сообщения о показателях эффективности. С их по-
мощью высшее руководство должно обеспечиваться обоб-
щающей информацией об эффективности управления то-
варными запасами.
6. Планирование ассортимента. В рамках выполнения
этой функции система отвечает на вопросы о количестве
заказываемого товара, о том, в какие моменты его следует
заказывать, а также отбирать ассортиментные позиции ис-
ходя из их специфики (цены, вариации спроса, время по-
ставки и т.д.). Это помогает анализировать изменения усло-
вий работы с поставщиками (изменение закупочных цен,
способов транспортировки и т.д.).
112. Основные- задачи логистических информационных систем 689
Геоинформационные системы
Геоинформационная система (geographic (а1) information
system, устоявшаяся английская аббревиатура — GIS) — ав-
томатизированная информационная систем предназначен-
ная для сбора, хранения, обработки, доступа, отображение
и распространение пространственно-временных данных,
основой интеграции которых служит географическая ин-
формация.
В русском языке аббревиатуре ГИС соответствует
также понятие географическая информационная систе-
ма. Это понятие появилось более 40 лет назад (первые
географические информационные системы разработаны
в 1950—60-х гг., первоначально в гражданском секторе
США) и предшествовало появлению понятия геоинфор-
мационная система, которое вошло в активный оборот
7—9 лет назад.
Процент чисто географических данных в геоинформа-
ционных системах незначителен, технологии обработки ин-
формации имеют мало общего с классической обработкой
географических данных, при этом последние служат лишь
базой решения прикладных задач, цели которых далеки
от географии.
Современные геоинформационные системы представ-
ляют собой новый тип интегрированных информационных
систем, которые, с одной стороны, включают методы обра-
ботки данных многих ранее существовавших автоматизиро-
ванных систем, а с другой — обладают спецификой в орга-
низации и обработке данных.
Это позволяет характеризовать геоинформационные
системы, в отличие от географических информацион-
ных систем, как многоцелевые и многоаспектные систе-
мы. В них входит одна, чаще несколько баз данных (БД),
полная технология обработки информации значительно
шире, чем работа с базой данных и рассчитана во многих
случаях на проведение экспертных оценок. Данные, кото-
рые обрабатывает и хранит геоинформационная система,
имеют не только пространственную, но и временную при-
вязку.
В рамках нашего учебного пособия под аббревиатурой
ГИС будем понимать в дальнейшем геоинформационные
системы.
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
Геоинформационная система (ГИС) содержит данные
об объектах в форме их цифровых представлений. ГИС-
технология объединяет воедино два различных типа данных.
Данные первого типа — пространственные данные опре-
деляют форму и местоположение объекта или явления. Их
можно разделить на векторные, представляющие геогра-
фические объекты с помощью графических примитивов
(точек, линий и полигонов), и растровые, представляющие
географическое пространство в виде регулярной матрицы,
состоящей из одинаковых по размеру ячеек.
Данные второго типа — атрибутивные данные содержат
дополнительные сведения о географическом объекте, про-
живающих там людях, другую связанную с ним описатель-
ную информацию.
Пространственные данные являются основой для созда-
ния базовой карты, атрибутивные придают этой карте тре-
буемую специфику.
ГИС последнего поколения, помимо традиционной гео-
реляционной модели данных, используют новую объектно-
ориентированную модель геоданных. Она обеспечивает ра-
боту с реальными объектами, а не просто с записями в базе
данных и позволяет настраивать объекты, заранее задавая
методы управления ими.
Как правило, стандартная ГИС поддерживается про-
граммным, аппаратным, информационным, нормативно-
правовым, кадровым и организационным обеспечением.
ГИС по территориальному охвату бывают:
— глобальные (global GIS);
— национальные (national GIS), зачастую имеющие ста-
тус государственных;
— региональные (regional GIS);
— локальные, или местные ГИС (local GIS).
Сегодня ГИС различного территориального охвата яв-
ляются самой перспективной информационной системой
для решения задач бизнеса и управления. В их использова-
нии есть две тенденции
Первая состоит в применение напрямую геоинформаци-
онных данных в разных приложениях. Это требует изуче-
ния пользователем основ геоинформатики. В результате
осуществления этой тенденции появилось новые направле-
ния в бизнесе — геомаркетинг.
Вторая состоит в создании прозрачных для пользовате-
ля ГИС, что дает возможность ему оперировать известными
112. Основные- задачи логистических информационных систем
понятиями, не прибегая к специальным знаниям в области
геоинформатики. Это, с одной стороны, облегчает освоение
и применение ГИС для пользователей-неспециалистов в ге-
оинформатике, но с другой — делает их весьма зависимы-
ми от качества самой системы и от правильности ее выбора
для решения конкретных практических задач. Проблемная
ориентация ГИС определяется решаемыми в ней научными
и прикладными задачами.
Научные, технические, технологические и прикладные
аспекты проектирования, создания и использования ГИС
изучаются геоинформатикой.
Специальные исследования, проведенные в рамках гео-
информатики, показали, что порядка 80—90% всей инфор-
мации используемой в бизнесе состоит из или включает
в себя геоданные, то есть различные сведения о распреде-
ленных в пространстве или по территории объектах, явле-
ниях и процессах. Обработка таких данных является сущ-
ностью одной из наиболее бурно развиваюшіихся областей
рынка программного компьютерного обеспечения — техно-
логией ГИС.
Программные ГИС продукты помогают ответить на во-
просы, где живут потребители тех или иных товаров и услуг,
что им нужно, какими средствами они располагают, куда
им удобнее пойти за покупками, как это все им доставить
с наименьшими затратами, где выгоднее открыть новый ма-
газин или сервисный центр, где находятся партнеры и кон-
куренты определенной фирмы.
Технология геоинформационных систем проникает
в сферу предпринимательства быстрее, чем в большинстве
других областей их применения. Объемы продаж ГИС-
продуктов для обеспечения бизнеса в последнее десяти-
летие увеличились в мире более чем в 30 раз и превысили
300 млн долл., при этом сегодня обш;емировой объем про-
даж в области ГИС оценивается в 2 млрд долл. в год.
В конце XX в. в США стал выходить специальный журнал
Business Geographies, приложение к GIS World, посвященный
описанию базовых принципов ГИС и приложениям этой тех-
нологии в предпринимательстве. В западной и отечественной
печати все чаще встречается новое понятие геомаркетинг
(Geo-marketing), связывающее в неразрывное целое бизнес
и геоинформационные технологии.
Главное преимущество ГИС перед другими информаци-
онными технологиями заключено в наборе средств создания
692 Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
и объединения баз данных с возможностями их географиче-
ского анализа и наглядной визуализации в виде различных
карт, графиков, диаграмм, прямой привязке друг к другу
всех атрибутивных и графических данных. ГИС позволяет
отображать и анализировать бизнес информацию новыми
методами, выявлять скрытые ранее взаимосвязи, примеры
и тренды.
Специалисты в области логистики используют ГИС
в разных областях своей деятельности: для анализа и от-
слеживания текущего состояния и тенденций изменения
интересующей их области рынка; при планировании мар-
кетинговой активности; для выбора оптимального по раз-
ным критериям местоположения новых торговых точек,
складов, филиалов фирмы производственных мощностей;
для выбора эффективных путей распределения продукции,
кратчайших или наиболее безопасных маршрутов пере-
возок и; для демографических исследований, определения
привязанного к территории спроса на продукцию.
Эффективность решения перечисленных задач с помо-
щью ГИС значительно повышается, этому способствует
растущая во всем мире, включая Россию и страны СНГ, до-
ступность и достоверность исходных данных, а также по-
стоянное появление на рынке все более мощных и одновре-
менно вполне доступных по цене компьютеров и все более
совершенных и дружественных по отношению к пользова-
телю программных ГИС-продуктов.
Для решения логистических задач могут применяться
ГИС-продукты общего назначения, имеющие средства на-
стройки под конкретные задачи и возможности взаимо-
действия с другими применяемыми в этой области про-
граммными средствами: пакетами управления активами
предприятия, например SAP, R/3; программой генериро-
вания отчетной документации, например Seagate Crystal
Reports, программным средством компрессии данных, на-
пример MrSID, и др.
Наряду с ГИС-продуктами общего назначения, имеются
и готовые специализированные ГИС-пакеты, обеспечиваю-
щие решение типовых бизнес задач. Они, например, объеди-
няют средства обычных пакетов картографического отобра-
жения, функции тематического представления информации
на основе привязки табличных данных к адресам и улицам,
возможности анализа геофафических данных с учетом до-
полнительной информации по находящимся в этих местах
112. Основные� задачи логистических информационных систем
объектам. Эта технология связывает воедино инструменты
графического отображения, работу с электронными табли-
цами, базами и хранилищами данных и функции простран-
ственного анализа. Причем связь карты с данными осу-
ществляется динамическим образом. Это позволяет создать
новые бизнес — данные, легко обратиться к уже существую-
щим и связать их с пространственной информацией, чтобы
выявить те особенности и взаимосвязи, которые не видны
из таблиц, диаграмм и графиков.
Электронные карты
Электронные карты (ЭК) представляют собой динами-
ческую визуализацию цифровых карт при помощи видео-
мониторов и соответствующего программного интерфейса.
Применение ЭК вообще и в логистике в частности вызва-
но необходимостью повышения эффективности использо-
вания информации.
Электронную карту можно рассматривать как много-
компонентную модель реальности. Цифровая картогра-
фическая информация является частью информационной
основы ГИС и обусловливает возможности ЭК при геомо-
делировании.
Визуализация пространственных данных в форме ЭК
выполняет роль интерфейса, обеспечивающего пользова-
телю динамическое двустороннее взаимодействие с базой
пространственных данных. Электронная карта как автома-
тизированная система характеризуется качественно новыми
свойствами при обработке пространственной информации.
Системы электронных карт можно рассматривать как
специализированные информационные системы, ориенти-
рованные на визуализацию картографических данных. Тех-
нологически такие системы могут функционировать неза-
висимо и образовывать некие специализированные ГИС
либо входить как подсистемы в глобальные ГИС.
Электронные карты позволяют применять интерактив-
ный режим работы с картографическими данными, описани-
ями и оперативной информацией. Это создает возможность
в процессе планирования или проведения исследований
по картам оперативно вторгаться в процесс проектирова-
ния карты и задавать новые проектные критерии, решения
или ограничивающие условия.
Особенностью электронной карты является то, что она
может быть организована как множество слоев (покрытий).
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
Слои являются видом картографических моделей, которые
построены на основе типизации и объединения простран-
ственных объектов или набора данных, имеющих какие-
либо общие свойства или функциональные признаки. Таки-
ми свойствами могут быть: принадлежность к одному типу
пространственных объектов (жилые здания, подземные
коммуникации, административные границы и т.д.); отобра-
жение на карте одним цветом; представление одинаковыми
графическими примитивами (линиями, точками, полигона-
ми) и т.д.
В качестве отдельных слоев можно объединять данные,
полученные в результате сбора первичной информации.
Принадлежность объекта или части объекта к слою позво-
ляет использовать и добавлять групповые свойства объек-
там данного слоя.
Данные, размещенные на слоях, могут обрабатываться
как в интерактивном режиме, так и в автоматическом. С по-
мощью системы фильтров или заданных параметров объ-
екты, принадлежащие слою, могут быть одновременно мас-
штабированы, перемещены, скопированы, записаны в базу
данных. При установке других режимов можно наложить
запрет на редактирование объектов слоя, запретить их про-
смотр.
Многослойная организация электронной карты при на-
личии гибкого механизма управления слоями позволяет
объединить и отобразить не только большее количество
информации, чем на обычной карте, но существенно упро-
стить анализ картографических данных путем селекции
данных, необходимых для текущего рассмотрения, и при-
менения механизма «прозрачности» электронной карты.
Анализ выводимых на экран промежуточных результа-
тов и отдельных слоев, учет динамики исследуемого процес-
са или поиска, позволяют изменять ход обработки данных
и приходить, при необходимости, к искомому результату
действуя эвристически, не имея четкого начального пла-
на исследования. Следует пояснить, эвристические дей-
ствия подчиняются эвристике, другое название эвриология
(Heuristics) — методологии разрешения проблем, исполь-
зующей метод проб и ошибок, а также результаты экспери-
мента для нахождения пути к решению. Также называется
наука о закономерностях и методах открытия и изучения
нового в творческой и познавательной деятельности че-
ловека, опирающаяся на изучение психологии творчества.
112. Основные- задачи логистических информационных систем
Хотя такая методология может и не привести к оптималь-
ному решению, она является более оперативным, дешевым
и практичным подходом, чем использование методов опти-
мизации.
Электронные карты как модели картографической ин-
формации относятся к классу динамических моделей,
но они могут создаваться в двух режимах: в режиме разде-
ления времени (например, электронные атласы) — аналоги
обычных карт и в режиме реального времени (навигацион-
ные системы).
В логистике их сегодня используют в основном во вто-
ром режиме, поскольку стремление повысить экономиче-
скую эффективность дистрибьюции и работать с товаром
без промежуточных складов, прямо с колес делает весьма
актуальным этот режим. С его помощью можно в простран-
стве и времени следить за процессом товародвижения, оце-
нивать соответствие текущей ситуации запланированной
и принимать решения по устранению отклонений от плана.
Электронная карта, реализуя мобильную или адаптив-
ную модель данных, позволяет настраивать состав, объем
и форму отображаемых данных в соответствии с запросами
пользователя.
Режимы реального масштаба времени накладывают по-
вышенные требования к вычислительным ресурсам таких
систем, а именно к компактности оборудования в сочета-
нии с высоким быстродействием.
В отличие от многих ГИС в ЭК корректировка и ви-
зуализация данных осуществляются без прямого участия
человека-оператора. Широкое применение электронные
карты находят в автотранспорте, в частности для определе-
ния местоположения движущегося транспортного средства.
В настоящее время система электронных карт на автомоби-
лях имеет мощную поддержку систем спутниковой связи
и навигации.
Электронные карты в определенном смысле подобны
справочникам, которые должны храниться в библиотеках
(банках данных), содержать подробную информацию, зани-
мать минимальный объем и быть всегда доступными.
Примером электронной карты, оформленной в виде ры-
ночного продукта, может служить цифровая карта мира
(суши) Digital Chart of the World (DCW) в формате Arclnfo,
созданная на основе тактических навигационных карт Ми-
нистерства обороны США фирмой ESRI. Ее исходный мае-
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
штаб 1:1000000, объем данных равен 1,7 Гб, носитель — че-
тыре диска CD-ROM с книгой описания данных.
Карта разбита на 2094 листа размером 5x5°. Число тема-
тических слоев на лист: от 3 до 27 (для России в среднем
17 слоев). Существуют версии DCW для UNIX-рабочих
станций и для PC. Для просмотра и работы с картой можно
использовать все ГИС-пакеты ESRI.
В качестве другого примера можно привести поставляе-
мый на компакт-диске 3D-Atlas. В этой электронной кар-
те информационная основа интегрирована с атласом мира.
Система позволяет осуществлять наблюдение карт в раз-
ных масштабах и допускает трехмерную визуализацию.
В ней возможно реализовать виртуальное перемещение
над земной поверхностью (режим «Полет») с визуальным
эффектом полета в трехмерном пространстве. Кроме на-
блюдения поверхности Земли в системе имеется возмож-
ность просмотра глобальных карт: атмосферы, гидросферы,
биосферы, геосферы, литосферы, часовых поясов. Система
позволяет просматривать атрибуты и проводить небольшие
операции анализа данных.
Современные электронные карты используют набор
возможностей мультимедиа, что придает им большую вы-
разительность и наглядность по сравнению с обычными
картами.