кой плотности.
Для некоторых видов торговли, где крупногабаритный
товар нельзя поднести близко к кассовому узлу (например,
стройматериалы, лежащие во дворе магазина, или мебель),
можно использовать бескабельный радиосканер, который
обеспечивает передачу информации на расстояние до 40 м
от принимающего устройства.
Особое значение имеет выбор сканера для склада. Из-
вестно, что ТШК очень эффективны для ускорения процес-
са приемки и учета товаров на складе. Однако здесь требо-
вания к бар-сканерам будут не такими, как в торговом зале,
ведь и условия работы, и решаемые проблемы здесь иные.
Прежде всего, следует учитывать температурный режим.
На складе в зимнее время температура часто ниже или го-
раздо ниже, чем в торговых помещениях. Обычно электрон-
ные приборы достаточно чувствительны к колебаниям тем-
пературы, поэтому каждую модель выпускают с расчетом
на определенный рабочий температурный интервал. Если
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 719
|
|
вы предполагаете использовать сканирующее оборудова-
ние в плохо отапливаемых помещениях, необходимо при-
обретать и соответствующую модель. Так, ряд сканеров
и терминалов рассчитан специально на использование при
температуре до О "С (DLC6065, DLC7070, LS1000 и др.)
или даже до минус 10 °С и ниже (DLL6010, F725, РЗОО).
Зачастую такие сканеры заключены в пылевлагонепрони-
цаемый и противоударный корпус, который выдерживает
неоднократные падения на бетонный пол с высоты 1,5 м
(DLL6010, PDT7500), могут работать автономно, без кабе-
ля (Gryphon М100, F734RF, PDT6100 и др.).
Не стоит сбрасывать со счетов и «человеческий фактор»:
квалификация работников склада часто недостаточна для
свободной работы с компьютером. Разумным решением
в таком случае может стать использование более просто-
го оборудования, такого как мобильные терминалы сбора
данных. Они представляют собой портативные устройства,
способные не только считывать ШК, но и вводить с клавиа-
туры определенную цифровую информацию и даже обра-
батывать ее определенным образом — своего рода простой
мини-компьютер, который подключается с помощью специ-
альных устройств (кабелем или по сети) к обыкновенному
персональному компьютеру. ПК может располагаться у ме-
неджера или товароведа, который и оперирует информаци-
ей, поступившей со склада. Так, с помощью мобильных тер-
миналов можно очень быстро осуществить приемку товара,
считав ШК и введя с клавиатуры количество (штук, упа-
ковок, ящиков и проч.), а также такую трудоемкую и рас-
пространенную операцию, как инвентаризация, когда все
сводится к идентификации и подсчету товара.
|
|
Технологая радиочастотной идентификации
(RFID-технологаи)
Радиочастотное распознавание осуществляется с по-
мощью закрепленных за объектом специальных меток,
несущих идентификационную и другую информацию.
Этот метод стал основой построения современных бес-
контактных информационных систем и имеет устоявшее-
ся название «RFID-технологии» аббревиатура от Radio
Frequency Identification, что в переводе и означает «радио-
частотная идентификация».
История использования RFID для управления цепочкой
поставок в розничной торговле началась в 1997 г., когда
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
эта идея пришла в голову сотруднику компании Procter&
Gamble Кевину Эштону. Ему удалось убедить свою ком-
панию, а также такие крупные компании, как WalMart,
CocaCola, Johnson&Johnson, Unilever, HomeDepot, PepsiCo,
что эта идея имеет будущее. При поддержке этих и многих
других компаний на базе Массачусетского технологическо-
го института была создана лаборатория AutoIDCenter по
исследованию вопросов применения и выработке стандар-
тов RFID для управления цепочкой поставок, руководите-
лем которой стал Кевин Эштон.
В конце октября 2003 г. эта лаборатория закрылась, по-
считав свою миссию выполненной. Технология, разрабо-
танная ей, была передана EPCglobal — организации, кото-
рая стала отныне управлять и развивать стандарты RFID.
Микросхема RFID передает информацию в радиодиа-
пазоне на устройство считывания или сканер. Традицион-
ные печатные штрих-коды обычно считываются лазерным
сканером, которому для определения и извлечения инфор-
мации требуется прямая видимость. При использовании
технологии RFID сканер может считать закодированную
информацию, даже когда бирка с ней скрыта, например,
встроена в корпус изделия или вшита в одежду.
Бирка RFID на основе микросхемы может содержать
намного больше информации, чем обычный штрих-код
и в отличие от штрих-кодов передавать данные от раз-
личных упаковок, находящихся в тележке покупателя,
на поддоне, или даже из коробок в закрытом контейнере
с товарами.
Системы радиочастотной идентификации состоят
из трех основных компонентов: считывателя или сканера
(ридера), транспондера (обычно называемого меткой, бир-
кой или тагом от англ. tag) и компьютерной системы об-
работки данных.
Считыватели подключаются к биркам по радиосвязи,
получают от бирок данные и отправляют полученную ин-
формацию в базы данных. Считыватель имеет приемопе-
редающее устройство и антенну, которые посылают сигнал
к транспондеру и принимают ответный; компьютерная си-
стема проверяет и декодирует данные, а также сохраняет
данные для последующей передачи, если это необходимо.
Зачастую антенна монтируется в один корпус с прием-
ником и декодером, образуя считыватель, который может
быть как переносным, так и стационарным.
11.3..Использование среды Интернет для решения логистических задач 721
Антенны могут быть различных размеров и форм.
Они могут встраиваться в дверную коробку, чтобы полу-
чать данные о человеке, прошедшем через дверной проем;
или же монтироваться над автострадой для мониторинга
транспортного потока. Одна антенна может одновременно
считывать несколько меток, находящихся в зоне ее дей-
ствия.
Считыватель излучает электромагнитные волны опре-
деленной частоты, чтобы активизировать метку и считать
и/или записать данные. Расстояние, на котором может
проходить считывание и запись информации, может варьи-
роваться от нескольких миллиметров до десятков метров
в зависимости от мош;ности излучения и используемой
радиочастоты — чем выше диапазон частот системы RFID,
тем это расстояние больше. Когда радиочастотная метка по-
падает в зону излучения, она определяет сигнал активации.
|
|
Считыватель декодирует данные, закодированные во вну-
тренней цепи метки (чипе), и данные передаются в базовый
компьютер для обработки.
Основные компоненты транспондера — интегральная
микросхема, управляющая связью со сканером, и антенна.
Интегральная микросхема (чип) имеет память, которая
содержит идентификационный код или другие данные.
Транспондер обнаруживает сигнал от сканера и начина-
ет ему передавать данные, сохраненные в его памяти, при
этом нет никакой необходимости в контакте или прямой
видимости между ними, поскольку радиосигнал легко про-
никает через неметаллические материалы. Транспондеры
даже могут быть скрыты внутри тех объектов, которые под-
лежат идентификации.
Транспондеры бывают активными или пассивными.
Активные транспондеры работают от присоединенной
или встроенной батареи, они требуют меньшей мощности
от считывателя и, как правило, имеют большую дальность
чтения. Обычно данные в них могут быть многократно счи-
таны и перезаписаны. Объем памяти активных меток может
быть различный в зависимости от задач, вплоть до 1 Мега-
байта. Однако при этом они имеют больший размер, боль-
шую стоимость и ограниченный срок службы (он может до-
стигать максимум 10 лет и зависит от рабочей температуры
и типа элемента питания).
Пассивный транспондер функционирует без источника
питания, получая энергию из сигнала сканера, используя
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
индуктивную связь. Он состоит из антенны, конденсато-
ра и небольшой полупроводниковой микросхемы. Новей-
шие разработки позволяют объединять эти компоненты
на акриловой подложке, уменьшая стоимость устройств
RFID и позволяя производителям прикреплять к това-
рам бирки точно так же, как обычные этикетки. Пассив-
ные метки меньше и легче активных, они дешевле, имеют
фактически неограниченный срок службы, не нуждаются
в батарейках и соответственно не требуют техническо-
го обслуживания. Недостатком является меньшая даль-
ность считывания и необходимость в более мощном счи-
|
|
тывателе. Обычно пассивными бывают метки, которые
содержат запрограммированный при изготовлении код
(от 32 до 128 бит), который не может быть изменен. Эти
метки наиболее часто служат уникальным номером объ-
екта в базе данных, аналогично линейному штриховому
коду.
Активные и пассивные транспондеры могут обладать
различным типом организации памяти. Они подразделяют-
ся на неперезаписываемые — только для чтения R/0 (Read
Only), содержащие записанный на заводе уникальный код,
с чтением-записью R/W (Read Write), код в которые зано-
сится пользователем, в ряде случаев, многократно.
Область применения системы радиочастотной иденти-
фикации определяется ее частотой. По этому параметру
RFID-системы подразделяются на следующие:
— низкочастотные (100—500 кГц), которые используют-
ся там, где допустимо небольшое расстояние между объек-
том и сканером. Обычное расстояние считывания состав-
ляет 0,5 м, для самых маленьких транспондеров дальность
чтения, как правило, еще меньше — около 0,1 м. Большая
антенна сканера может в какой-то мере компенсировать
это, но помехи со стороны высоковольтных линий, моторов,
компьютеров, ламп дневного света и т.п. мешают ее работе.
К главным недостаткам низкочастотных систем RFID сле-
дует отнести в первую очередь низкую скорость радиообме-
на и технологическую сложность изготовления высокоин-
дуктивных антенн транспондеров. Низкая скорость обмена
не позволяет считывателю различать несколько транспон-
деров, одновременно находящихся в поле его антенны. Спи-
ральные или магнитные антенны низкочастотных транс-
пондеров, как правило, требуют сложного намоточного
оборудования. Эти системы наиболее часто используются
113. Лспользование среды Интернет для решения логистических задач 723
для систем управления доступом, контроля перемещения
имущества и идентификации животных. Низкочастотные
сигналы могут проникать через строительные материалы,
через тела людей или животных, тогда как микроволновые
сигналы не могут. Этот эффект тоже может быть как недо-
статком, так и достоинством системы, в зависимости от ее
назначения. Они широко распространены и имеют невысо-
кую цену;
— промежуточной частоты (10—15 МГц), наиболее рас-
пространена частота 13,56 МГц. Для антенн транспондеров
можно применять нанесенную на подложку фольгу, печат-
ные проводники на плате, это существенно удешевляет про-
изводство по сравнению с низкочастотными. Разработки
микросхем для транспондеров в диапазоне 13,56 МГц име-
ются у целого ряда известных производителей это Philips
(технология MIFARE), Texas Instruments (Tag-ItTM),
Microchip и многие другие;
— высокочастотные (850—950 МГц и 2,4—5 ГГц), кото-
рые используются там, где требуется большое расстояние
(более 25 метров) и высокая скорость чтения, так как объ-
екты могут двигаться со скоростями до 400 км/ч, напри-
мер, скоростная железная дорога TGV во Франции, авто-
мобилей. Сканеры таких систем устанавливают, например,
на воротах или шлагбаумах склада, при этом транспондер
закрепляется на ветровом или боковом стекле автомобиля,
привозящего или отвозящего груз. Большая дальность дей-
ствия делает возможной безопасную установку сканеров
вне пределов досягаемости людей. Высокочастотные систе-
мы существенно сложнее и дороже предыдущих.
Некоторые приборы используют частоту 5,8 ГГц для вы-
сокоскоростных транспортных средств.
Частным случаем систем радиочастотной идентифика-
ции являются широко применяемые в торговле системы
защиты от краж (Electronic Article Surveillance, EAS). Они
используют следующие частоты: 70—1000 Гц — электромаг-
нитные (EM-EAS), 58 кГц — акусто-магнитные (AM-EAS),
1,95—8,2 МГц — радиочастотные (RF-EAS). В них в боль-
шинстве случаев транспондер содержит только один бит
информации. EAS-технология предполагает идентифика-
цию предметов во время прохождения через зону контро-
ля — специальных ворот.
Говоря об основных преимуществах новой технологии,
надо отметить, что, помимо того, что она, с одной стороны,
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
не требуют контакта или прямой видимости объекта и ска-
нера, а с другой — позволяет:
— считать данные быстро и точно;
— работать даже в агрессивных средах;
— распознать информацию через слой грязи, краски,
воду, пластмассу, древесину;
— иметь фактически неограниченный срок эксплуата-
ции при пассивном исполнении;
— нести в транспондере большое количество инфор-
мации;
— практически исключить возможность подделки;
— не только считать, но и записывать в транспондер необ-
ходимую информацию.
Сегодня RFID-технологии имеют широкое применение,
они обеспечивают:
— электронный контроль доступа и перемещений персо-
нала на территории предприятий и складов;
— управление производством, товарными и таможенны-
ми складами, магазинами;
— выдачу и перемещение товаров и материальных цен-
ностей;
— автоматический сбор данных и при необходимости
начисление оплаты на железных дорогах, платных автомо-
бильных дорогах, на грузовых станциях и терминалах;
— контроль, планирование и управление движением, ин-
тенсивностью графика и выбором оптимальных маршрутов
автотранспорта;
— управление движением общественного транспорта
и оптимизация пассажиропотоков;
— защиту дорогих изделий на складах и в магазинах;
— защиту и сигнализацию на транспортных средствах.
Крупнейшая торговая компания мира Wal-Mart объяви-
ла об обязательном переходе своих магазинов на систему
RFID. С тех пор цена на бирки RFID снизилась вдвое, что,
по мнению специалистов компании, приведет к революции
в мире розничной торговли и полному изменению цепочек
поставок. Ста крупнейшим поставщикам Wal-Mart было
предложено перейти на использование в своих упаковках
бирок RFID. По оценкам некоторых аналитиков, одной толь-
ко Wal-Mart вскоре в год потребуется миллиард микросхем
RFID, и спрос на эти устройства будет только расти.
Министерство обороны США одобрило новую систему
идентификации на федеральном уровне, потребовав от сво-
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 725
их поставщиков установить бирки RFID на промышленные
детали и поддоны к 2005 г.
В течение многих лет продвижением технологии RFID
и созданием соответствующей инфраструктуры занималась
корпорация Intel.
Сегодня Intel разрабатывает устройства считывания,
новые модели использования, а также работает над повы-
шением эффективности функционирования цепочки по-
ставок.
Хорошим примером ее активности в развитии новой
технологии стала одна из последних разработок исследо-
вательского центра Intel в Сиэтле — карманное устройство
считывания бирок RFID и специальная перчатка для счи-
тывания. Такой прибор, позволяющий пользователям легко
и просто работать с бирками RFID, вызвал огромный инте-
рес во всем мире.
В США RFID-этикетки, основанные на радиочастот-
ной идентификации, сейчас находятся в самом начале пути
полной коммерциализации. В сфере упаковки это означа-
ет широкое применение излучающих радиосигналов чипов
на поддонах и контейнерах. В конечном итоге ожидается,
что такие этикетки более широко будут прикреплять также
и к первичной упаковке. Ярлыки позволят компаниям от-
слеживать путь упакованного товара, чтобы улучшить сбор
данных, контроль передвижения товара, усовершенствовать
систему безопасности.
Определенные сложности возникли на пути к соз-
данию общемирового частотного стандарта для RFID-
технологий из-за промедления европейских властей с вы-
делением радиоспектра, поскольку используемая в США
частота 915 МГц занята в Европе мобильной телефонной
связью. Европейский институт по стандартам в области
телекоммуникаций (ETSI от European Telecommunication
Standards Institute) недавно утвердил стандарт ETSI 302 208,
предусматривающий увеличение мощности излучения евро-
пейских RFID-сканеров и использование ими расширенной
полосы частот в диапазоне УВЧ, от 865 до 868 МГц. Новый
стандарт создает условия для гармонизации RFID-систем
по всем странам ЕС и ускоренного внедрения радиочастот-
ной идентификации в системы управления цепочками по-
ставок.
Предложенные стандарты частоты позволяют повы-
сить дальнодействие RFID-систем вплоть до 5 м. Этого
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
достаточно, например, для считывания данных при пере-
мещениях маркированных поддонов через портал склада.
В ближайшей перспективе предстоит принять местные
законодательные акты для введения стандарта в действие
на территориях конкретных стран-членов ЕС. Ожидается,
что этот процесс завершится в 2005 г.
Сегодня, чтобы не ошибиться с выбором КРШ-оснащ;е-
ния, необходимо тщательно проверять его на соответствие
стандарту ETSI 302208.
В общем, системы радиочастотной идентификации при-
меняются в тех довольно разнообразных случаях, когда
требуется оперативный и точный контроль, отслеживание
и учет многочисленных перемещений различных объектов.
Существует не так много технологий, которые несут
с собой кардинальные изменения, но RFID и электрон-
ные товарные коды, по единодушному мнению специали-
стов, несомненно, относятся к этой категории. Их исполь-
зование затронет все бизнес-процессы вне зависимости
от места в стоимостной цепочке и неизбежно заменит тра-
диционную технологию штрих-кодов.
Следует отметить, что в западном обществе наблюдается
определенное противодействие внедрению этой технологии.
Так, в США и Европе защитники прав потребителей обеспо-
коены использованием бирок RFID на товарах розничной
торговли, опасаясь, что с их помощью компании CMorjrr от-
слеживать все пристрастия потребителей, и таким образом,
вторгаться в личную жизнь людей. Поэтому центр Auto-
ID, исследовательский консорциум RFID, размещающийся
в Массачусетском технологическом институте, предложил
дать предприятиям розничной торговли возможность отклю-
чать бирки RFID на выходе из магазинов. Некоторые произ-
водители уже начали выпускать бирки с такой функцией.
Однако большинство аналитиков, работающих в отрасли,
считают, что преимущества от использования технологии
RFID, связанные с повышением качества обслуживания,
перевесят любые беспокойства о конфиденциальности.
Международная система
автоматической идентификации EAN-UCC
Международная система товарной нумерации FAN
International была создана в 1977 г. (с февраля 2005 г. носит
название GS1). Она применяется для идентификации еди-
ниц учета уникальным глобальным идентификационным
11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 727
номером товара GTIN (Global Trade Item Numbe). Номер
GTIN отображается на упаковке товаров в виде штрихово-
го кода EAN/UCC-13. Номера GTIN присваиваются На-
циональными организациями — членами международной
системы EAN International. Всего существует 96 нацио-
нальных организаций — членов EAN International, которые
действую в 98 странах мира. На территории США и Кана-
ды коды GTIN присваивает Совет по единому коду UCC
(Uniform Code Council).
С 2005 г. системы EAN International и UCC объединяют-
ся в единую систему EAN-UCC (97 национальных органи-
заций в 100 странах мира).
В соответствии с правилами EAN UCC в каждой
стране может быть только одна Национальная организа-
ция — член EAN International. В Российской Федерации
Национальной организацией — членом EAN является Ассо-
циация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN
РОССИЯ/АШ РОССИЯ.
Основными составляющими системы EAN UCC, наряду
с GTIN, являются код SSCC-18 и глобальный идентифика-
ционный номер EAN/UCC GLN.
Код SSCC-18 применяется в логистических операциях
и является уникальным идентификатором на всех этапах
контроля передвижения грузовой отправки. Он использу-
ется всеми сторонами, участвующими в транспортировке,
в качестве уникальной ссылки на подробную информацию
о грузе, хранимую в перевозочном документе (компьютер-
ном файле).
Глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN
(Global Location Number) представляет собой 13-разрядный
цифровой код (номер) предназначенный для идентифика-
ции предприятий, функциональных подразделений, физи-
ческих местоположений. Он не несет в себе содержатель-
ной информации, а представляет собой ссылку на данные,
хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру
EAN/UCC GLN в базе данных при необходимости можно
быстро отыскать более подробную информацию о предпри-
ятии (организации) или подразделении, например, юриди-
ческий и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии
директора и управляющих, характеристики складских по-
мещений и т.д.
Глобальный идентификационный номер GLN исполь-
зуется в системах электронного обмена данными EDI, где
Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике
требуется точное обозначение адресатов сообщений, участ-
ников коммерческих транзакций и их местоположения. Ис-
пользование кодовых обозначений вместо полных наимено-
ваний является ключевым условием работы системы EDL
Номер GLN применяется при выполнении транспорт-
ных и логистических операций совместно с идентифика-
торами применения на этикетках в виде штрихового кода
в символике UCC/EAN-128.
В системах электронной коммерции идентификацион-
ные номера GLN предприятий используются наряду с то-
варными номерами GTIN. Уникальный международный
номер предприятия и товара является необходимым усло-
вием построения информационных баз данных.
Международная система автоматической идентификации
EAN-UCC широко применяется не только для штрихового
кодирования товаров в розничной и оптовой торговле. Она
используется в 45 странах мира (включая Россию, Японию
и США) для кодирования лекарственных препаратов и меди-
цинской техники штриховыми кодами EAN/UPC. Для этого
EAN International тесно сотрудничает с Комитетом по связям
в медицинской промышленности НІВСС (Health Industry
Business Communications Council).
Символики EAN-128 и идентификаторы применения
EAN/UCC нашли применение в интересах построения
систем контроля логистических операций Track & Trace
в результате сотрудничества с Международным почтовым
союзом UPU (Universal Postal Union).
Для внедрения системы EAN UCC во все этапы транс-
портных процессов официальные отношения установлены
с Международной ассоциацией грузовых авиаперевозок
(International Association Of The National Freight Forwarders
Associations).
Совместно с Европейским союзом EAN International
реализуются проекты глобального контроля происхожде-
ния и движения пищевых продуктов — Food Trace, рыбных
и морепродуктов — Fish Trace, а вместе с крупнейшими
международными корпорациями реализуются программы
построения глобальных систем электронного бизнеса —
GCI (Global Commercial Initiative, англ.) и ECR (Efficient
Consumer Response, англ.).
В области транспорта EAN International реализуется
глобальный проект GLI (Global Logistic Initiative). Нацио-
нальные организации — члены EAN International развива-
113. Использование среды Интернет для решения логистических задач 729
ют объединенную систему общедоступных электронных ка-
талогов — GEPIR (Global EAN Party Information Register),
a совместно с коммерческими компаниями создают ком-
мерческий проект — международный электронный каталог
товаров e-Rialto.
Система EAN-UCC продолжает развиваться с техниче-
ской точки зрения. К настоящему времени специально раз-
работаны новые символики штрихового кода: сокращенной
размерности — RSS (Reduce Space Symbology), особенно
удобные для маркировки малоразмерных упаковок, и ком-
позитные символики — Composite, которые включают
в себя идентификатор в виде традиционного линейного
штрихового кода и детальную информацию в виде двумер-
ной штрих-кодовой компоненты.
Новые разработки, касающиеся средств радиочастотной
идентификации — RFID проходят процедуры международ-
ной стандартизации в подкомитете ISO/IEC/SC31 «Авто-
матическая идентификация» Международной организации
по стандартизации и приобретают статус международных
стандартов ISO. Так, например, в диапазоне УВЧ стандар-
тизируются технические требования и структуры данных
системы глобальной радиочастотной метки GTAG (Global
Tag), предназначенной для оснащения средствами RFID
транспортного оборудования и глобального слежения
за грузами и контроля возврата паллет владельцу.
ISO — ИСО (International Organisation for Standardi-
sation — Международная организация по стандартиза-
ции) — международная федерация национальных организа-
ций, ведающих стандартами. ISO способствует разработке
и применению международных стандартов во всех областях