Для решения логистических задач 3 страница

кой плотности.

Для некоторых видов торговли, где крупногабаритный

товар нельзя поднести близко к кассовому узлу (например,

стройматериалы, лежащие во дворе магазина, или мебель),

можно использовать бескабельный радиосканер, который

обеспечивает передачу информации на расстояние до 40 м

от принимающего устройства.

Особое значение имеет выбор сканера для склада. Из-

вестно, что ТШК очень эффективны для ускорения процес-

са приемки и учета товаров на складе. Однако здесь требо-

вания к бар-сканерам будут не такими, как в торговом зале,

ведь и условия работы, и решаемые проблемы здесь иные.

Прежде всего, следует учитывать температурный режим.

На складе в зимнее время температура часто ниже или го-

раздо ниже, чем в торговых помещениях. Обычно электрон-

ные приборы достаточно чувствительны к колебаниям тем-

пературы, поэтому каждую модель выпускают с расчетом

на определенный рабочий температурный интервал. Если


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 719

вы предполагаете использовать сканирующее оборудова-

ние в плохо отапливаемых помещениях, необходимо при-

обретать и соответствующую модель. Так, ряд сканеров

и терминалов рассчитан специально на использование при

температуре до О "С (DLC6065, DLC7070, LS1000 и др.)

или даже до минус 10 °С и ниже (DLL6010, F725, РЗОО).

Зачастую такие сканеры заключены в пылевлагонепрони-

цаемый и противоударный корпус, который выдерживает

неоднократные падения на бетонный пол с высоты 1,5 м

(DLL6010, PDT7500), могут работать автономно, без кабе-

ля (Gryphon М100, F734RF, PDT6100 и др.).

Не стоит сбрасывать со счетов и «человеческий фактор»:

квалификация работников склада часто недостаточна для

свободной работы с компьютером. Разумным решением

в таком случае может стать использование более просто-

го оборудования, такого как мобильные терминалы сбора

данных. Они представляют собой портативные устройства,

способные не только считывать ШК, но и вводить с клавиа-

туры определенную цифровую информацию и даже обра-

батывать ее определенным образом — своего рода простой

мини-компьютер, который подключается с помощью специ-

альных устройств (кабелем или по сети) к обыкновенному

персональному компьютеру. ПК может располагаться у ме-

неджера или товароведа, который и оперирует информаци-

ей, поступившей со склада. Так, с помощью мобильных тер-

миналов можно очень быстро осуществить приемку товара,

считав ШК и введя с клавиатуры количество (штук, упа-

ковок, ящиков и проч.), а также такую трудоемкую и рас-

пространенную операцию, как инвентаризация, когда все

сводится к идентификации и подсчету товара.

Технологая радиочастотной идентификации

(RFID-технологаи)

Радиочастотное распознавание осуществляется с по-

мощью закрепленных за объектом специальных меток,

несущих идентификационную и другую информацию.

Этот метод стал основой построения современных бес-

контактных информационных систем и имеет устоявшее-

ся название «RFID-технологии» аббревиатура от Radio

Frequency Identification, что в переводе и означает «радио-

частотная идентификация».

История использования RFID для управления цепочкой

поставок в розничной торговле началась в 1997 г., когда



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


эта идея пришла в голову сотруднику компании Procter&

Gamble Кевину Эштону. Ему удалось убедить свою ком-

панию, а также такие крупные компании, как WalMart,

CocaCola, Johnson&Johnson, Unilever, HomeDepot, PepsiCo,

что эта идея имеет будущее. При поддержке этих и многих

других компаний на базе Массачусетского технологическо-

го института была создана лаборатория AutoIDCenter по

исследованию вопросов применения и выработке стандар-

тов RFID для управления цепочкой поставок, руководите-

лем которой стал Кевин Эштон.

В конце октября 2003 г. эта лаборатория закрылась, по-

считав свою миссию выполненной. Технология, разрабо-

танная ей, была передана EPCglobal — организации, кото-

рая стала отныне управлять и развивать стандарты RFID.

Микросхема RFID передает информацию в радиодиа-

пазоне на устройство считывания или сканер. Традицион-

ные печатные штрих-коды обычно считываются лазерным

сканером, которому для определения и извлечения инфор-

мации требуется прямая видимость. При использовании

технологии RFID сканер может считать закодированную

информацию, даже когда бирка с ней скрыта, например,

встроена в корпус изделия или вшита в одежду.

Бирка RFID на основе микросхемы может содержать

намного больше информации, чем обычный штрих-код

и в отличие от штрих-кодов передавать данные от раз-

личных упаковок, находящихся в тележке покупателя,

на поддоне, или даже из коробок в закрытом контейнере

с товарами.

Системы радиочастотной идентификации состоят

из трех основных компонентов: считывателя или сканера

(ридера), транспондера (обычно называемого меткой, бир-

кой или тагом от англ. tag) и компьютерной системы об-

работки данных.

Считыватели подключаются к биркам по радиосвязи,

получают от бирок данные и отправляют полученную ин-

формацию в базы данных. Считыватель имеет приемопе-

редающее устройство и антенну, которые посылают сигнал

к транспондеру и принимают ответный; компьютерная си-

стема проверяет и декодирует данные, а также сохраняет

данные для последующей передачи, если это необходимо.

Зачастую антенна монтируется в один корпус с прием-

ником и декодером, образуя считыватель, который может

быть как переносным, так и стационарным.


11.3..Использование среды Интернет для решения логистических задач 721

Антенны могут быть различных размеров и форм.

Они могут встраиваться в дверную коробку, чтобы полу-

чать данные о человеке, прошедшем через дверной проем;

или же монтироваться над автострадой для мониторинга

транспортного потока. Одна антенна может одновременно

считывать несколько меток, находящихся в зоне ее дей-

ствия.

Считыватель излучает электромагнитные волны опре-

деленной частоты, чтобы активизировать метку и считать

и/или записать данные. Расстояние, на котором может

проходить считывание и запись информации, может варьи-

роваться от нескольких миллиметров до десятков метров

в зависимости от мош;ности излучения и используемой

радиочастоты — чем выше диапазон частот системы RFID,

тем это расстояние больше. Когда радиочастотная метка по-

падает в зону излучения, она определяет сигнал активации.

Считыватель декодирует данные, закодированные во вну-

тренней цепи метки (чипе), и данные передаются в базовый

компьютер для обработки.

Основные компоненты транспондера — интегральная

микросхема, управляющая связью со сканером, и антенна.

Интегральная микросхема (чип) имеет память, которая

содержит идентификационный код или другие данные.

Транспондер обнаруживает сигнал от сканера и начина-

ет ему передавать данные, сохраненные в его памяти, при

этом нет никакой необходимости в контакте или прямой

видимости между ними, поскольку радиосигнал легко про-

никает через неметаллические материалы. Транспондеры

даже могут быть скрыты внутри тех объектов, которые под-

лежат идентификации.

Транспондеры бывают активными или пассивными.

Активные транспондеры работают от присоединенной

или встроенной батареи, они требуют меньшей мощности

от считывателя и, как правило, имеют большую дальность

чтения. Обычно данные в них могут быть многократно счи-

таны и перезаписаны. Объем памяти активных меток может

быть различный в зависимости от задач, вплоть до 1 Мега-

байта. Однако при этом они имеют больший размер, боль-

шую стоимость и ограниченный срок службы (он может до-

стигать максимум 10 лет и зависит от рабочей температуры

и типа элемента питания).

Пассивный транспондер функционирует без источника

питания, получая энергию из сигнала сканера, используя



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


индуктивную связь. Он состоит из антенны, конденсато-

ра и небольшой полупроводниковой микросхемы. Новей-

шие разработки позволяют объединять эти компоненты

на акриловой подложке, уменьшая стоимость устройств

RFID и позволяя производителям прикреплять к това-

рам бирки точно так же, как обычные этикетки. Пассив-

ные метки меньше и легче активных, они дешевле, имеют

фактически неограниченный срок службы, не нуждаются

в батарейках и соответственно не требуют техническо-

го обслуживания. Недостатком является меньшая даль-

ность считывания и необходимость в более мощном счи-

тывателе. Обычно пассивными бывают метки, которые

содержат запрограммированный при изготовлении код

(от 32 до 128 бит), который не может быть изменен. Эти

метки наиболее часто служат уникальным номером объ-

екта в базе данных, аналогично линейному штриховому

коду.

Активные и пассивные транспондеры могут обладать

различным типом организации памяти. Они подразделяют-

ся на неперезаписываемые — только для чтения R/0 (Read

Only), содержащие записанный на заводе уникальный код,

с чтением-записью R/W (Read Write), код в которые зано-

сится пользователем, в ряде случаев, многократно.

Область применения системы радиочастотной иденти-

фикации определяется ее частотой. По этому параметру

RFID-системы подразделяются на следующие:

— низкочастотные (100—500 кГц), которые используют-

ся там, где допустимо небольшое расстояние между объек-

том и сканером. Обычное расстояние считывания состав-

ляет 0,5 м, для самых маленьких транспондеров дальность

чтения, как правило, еще меньше — около 0,1 м. Большая

антенна сканера может в какой-то мере компенсировать

это, но помехи со стороны высоковольтных линий, моторов,

компьютеров, ламп дневного света и т.п. мешают ее работе.

К главным недостаткам низкочастотных систем RFID сле-

дует отнести в первую очередь низкую скорость радиообме-

на и технологическую сложность изготовления высокоин-

дуктивных антенн транспондеров. Низкая скорость обмена

не позволяет считывателю различать несколько транспон-

деров, одновременно находящихся в поле его антенны. Спи-

ральные или магнитные антенны низкочастотных транс-

пондеров, как правило, требуют сложного намоточного

оборудования. Эти системы наиболее часто используются


113. Лспользование среды Интернет для решения логистических задач 723

для систем управления доступом, контроля перемещения

имущества и идентификации животных. Низкочастотные

сигналы могут проникать через строительные материалы,

через тела людей или животных, тогда как микроволновые

сигналы не могут. Этот эффект тоже может быть как недо-

статком, так и достоинством системы, в зависимости от ее

назначения. Они широко распространены и имеют невысо-

кую цену;

— промежуточной частоты (10—15 МГц), наиболее рас-

пространена частота 13,56 МГц. Для антенн транспондеров

можно применять нанесенную на подложку фольгу, печат-

ные проводники на плате, это существенно удешевляет про-

изводство по сравнению с низкочастотными. Разработки

микросхем для транспондеров в диапазоне 13,56 МГц име-

ются у целого ряда известных производителей это Philips

(технология MIFARE), Texas Instruments (Tag-ItTM),

Microchip и многие другие;

— высокочастотные (850—950 МГц и 2,4—5 ГГц), кото-

рые используются там, где требуется большое расстояние

(более 25 метров) и высокая скорость чтения, так как объ-

екты могут двигаться со скоростями до 400 км/ч, напри-

мер, скоростная железная дорога TGV во Франции, авто-

мобилей. Сканеры таких систем устанавливают, например,

на воротах или шлагбаумах склада, при этом транспондер

закрепляется на ветровом или боковом стекле автомобиля,

привозящего или отвозящего груз. Большая дальность дей-

ствия делает возможной безопасную установку сканеров

вне пределов досягаемости людей. Высокочастотные систе-

мы существенно сложнее и дороже предыдущих.

Некоторые приборы используют частоту 5,8 ГГц для вы-

сокоскоростных транспортных средств.

Частным случаем систем радиочастотной идентифика-

ции являются широко применяемые в торговле системы

защиты от краж (Electronic Article Surveillance, EAS). Они

используют следующие частоты: 70—1000 Гц — электромаг-

нитные (EM-EAS), 58 кГц — акусто-магнитные (AM-EAS),

1,95—8,2 МГц — радиочастотные (RF-EAS). В них в боль-

шинстве случаев транспондер содержит только один бит

информации. EAS-технология предполагает идентифика-

цию предметов во время прохождения через зону контро-

ля — специальных ворот.

Говоря об основных преимуществах новой технологии,

надо отметить, что, помимо того, что она, с одной стороны,



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


не требуют контакта или прямой видимости объекта и ска-

нера, а с другой — позволяет:

— считать данные быстро и точно;

— работать даже в агрессивных средах;

— распознать информацию через слой грязи, краски,

воду, пластмассу, древесину;

— иметь фактически неограниченный срок эксплуата-

ции при пассивном исполнении;

— нести в транспондере большое количество инфор-

мации;

— практически исключить возможность подделки;

— не только считать, но и записывать в транспондер необ-

ходимую информацию.

Сегодня RFID-технологии имеют широкое применение,

они обеспечивают:

— электронный контроль доступа и перемещений персо-

нала на территории предприятий и складов;

— управление производством, товарными и таможенны-

ми складами, магазинами;

— выдачу и перемещение товаров и материальных цен-

ностей;

— автоматический сбор данных и при необходимости

начисление оплаты на железных дорогах, платных автомо-

бильных дорогах, на грузовых станциях и терминалах;

— контроль, планирование и управление движением, ин-

тенсивностью графика и выбором оптимальных маршрутов

автотранспорта;

— управление движением общественного транспорта

и оптимизация пассажиропотоков;

— защиту дорогих изделий на складах и в магазинах;

— защиту и сигнализацию на транспортных средствах.

Крупнейшая торговая компания мира Wal-Mart объяви-

ла об обязательном переходе своих магазинов на систему

RFID. С тех пор цена на бирки RFID снизилась вдвое, что,

по мнению специалистов компании, приведет к революции

в мире розничной торговли и полному изменению цепочек

поставок. Ста крупнейшим поставщикам Wal-Mart было

предложено перейти на использование в своих упаковках

бирок RFID. По оценкам некоторых аналитиков, одной толь-

ко Wal-Mart вскоре в год потребуется миллиард микросхем

RFID, и спрос на эти устройства будет только расти.

Министерство обороны США одобрило новую систему

идентификации на федеральном уровне, потребовав от сво-


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 725

их поставщиков установить бирки RFID на промышленные

детали и поддоны к 2005 г.

В течение многих лет продвижением технологии RFID

и созданием соответствующей инфраструктуры занималась

корпорация Intel.

Сегодня Intel разрабатывает устройства считывания,

новые модели использования, а также работает над повы-

шением эффективности функционирования цепочки по-

ставок.

Хорошим примером ее активности в развитии новой

технологии стала одна из последних разработок исследо-

вательского центра Intel в Сиэтле — карманное устройство

считывания бирок RFID и специальная перчатка для счи-

тывания. Такой прибор, позволяющий пользователям легко

и просто работать с бирками RFID, вызвал огромный инте-

рес во всем мире.

В США RFID-этикетки, основанные на радиочастот-

ной идентификации, сейчас находятся в самом начале пути

полной коммерциализации. В сфере упаковки это означа-

ет широкое применение излучающих радиосигналов чипов

на поддонах и контейнерах. В конечном итоге ожидается,

что такие этикетки более широко будут прикреплять также

и к первичной упаковке. Ярлыки позволят компаниям от-

слеживать путь упакованного товара, чтобы улучшить сбор

данных, контроль передвижения товара, усовершенствовать

систему безопасности.

Определенные сложности возникли на пути к соз-

данию общемирового частотного стандарта для RFID-

технологий из-за промедления европейских властей с вы-

делением радиоспектра, поскольку используемая в США

частота 915 МГц занята в Европе мобильной телефонной

связью. Европейский институт по стандартам в области

телекоммуникаций (ETSI от European Telecommunication

Standards Institute) недавно утвердил стандарт ETSI 302 208,

предусматривающий увеличение мощности излучения евро-

пейских RFID-сканеров и использование ими расширенной

полосы частот в диапазоне УВЧ, от 865 до 868 МГц. Новый

стандарт создает условия для гармонизации RFID-систем

по всем странам ЕС и ускоренного внедрения радиочастот-

ной идентификации в системы управления цепочками по-

ставок.

Предложенные стандарты частоты позволяют повы-

сить дальнодействие RFID-систем вплоть до 5 м. Этого



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


достаточно, например, для считывания данных при пере-

мещениях маркированных поддонов через портал склада.

В ближайшей перспективе предстоит принять местные

законодательные акты для введения стандарта в действие

на территориях конкретных стран-членов ЕС. Ожидается,

что этот процесс завершится в 2005 г.

Сегодня, чтобы не ошибиться с выбором КРШ-оснащ;е-

ния, необходимо тщательно проверять его на соответствие

стандарту ETSI 302208.

В общем, системы радиочастотной идентификации при-

меняются в тех довольно разнообразных случаях, когда

требуется оперативный и точный контроль, отслеживание

и учет многочисленных перемещений различных объектов.

Существует не так много технологий, которые несут

с собой кардинальные изменения, но RFID и электрон-

ные товарные коды, по единодушному мнению специали-

стов, несомненно, относятся к этой категории. Их исполь-

зование затронет все бизнес-процессы вне зависимости

от места в стоимостной цепочке и неизбежно заменит тра-

диционную технологию штрих-кодов.

Следует отметить, что в западном обществе наблюдается

определенное противодействие внедрению этой технологии.

Так, в США и Европе защитники прав потребителей обеспо-

коены использованием бирок RFID на товарах розничной

торговли, опасаясь, что с их помощью компании CMorjrr от-

слеживать все пристрастия потребителей, и таким образом,

вторгаться в личную жизнь людей. Поэтому центр Auto-

ID, исследовательский консорциум RFID, размещающийся

в Массачусетском технологическом институте, предложил

дать предприятиям розничной торговли возможность отклю-

чать бирки RFID на выходе из магазинов. Некоторые произ-

водители уже начали выпускать бирки с такой функцией.

Однако большинство аналитиков, работающих в отрасли,

считают, что преимущества от использования технологии

RFID, связанные с повышением качества обслуживания,

перевесят любые беспокойства о конфиденциальности.

Международная система

автоматической идентификации EAN-UCC

Международная система товарной нумерации FAN

International была создана в 1977 г. (с февраля 2005 г. носит

название GS1). Она применяется для идентификации еди-

ниц учета уникальным глобальным идентификационным


11.3. Использование среды Интернет для решения логистических задач 727

номером товара GTIN (Global Trade Item Numbe). Номер

GTIN отображается на упаковке товаров в виде штрихово-

го кода EAN/UCC-13. Номера GTIN присваиваются На-

циональными организациями — членами международной

системы EAN International. Всего существует 96 нацио-

нальных организаций — членов EAN International, которые

действую в 98 странах мира. На территории США и Кана-

ды коды GTIN присваивает Совет по единому коду UCC

(Uniform Code Council).

С 2005 г. системы EAN International и UCC объединяют-

ся в единую систему EAN-UCC (97 национальных органи-

заций в 100 странах мира).

В соответствии с правилами EAN UCC в каждой

стране может быть только одна Национальная организа-

ция — член EAN International. В Российской Федерации

Национальной организацией — членом EAN является Ассо-

циация автоматической идентификации ЮНИСКАН/EAN

РОССИЯ/АШ РОССИЯ.

Основными составляющими системы EAN UCC, наряду

с GTIN, являются код SSCC-18 и глобальный идентифика-

ционный номер EAN/UCC GLN.

Код SSCC-18 применяется в логистических операциях

и является уникальным идентификатором на всех этапах

контроля передвижения грузовой отправки. Он использу-

ется всеми сторонами, участвующими в транспортировке,

в качестве уникальной ссылки на подробную информацию

о грузе, хранимую в перевозочном документе (компьютер-

ном файле).

Глобальный идентификационный номер EAN/UCC GLN

(Global Location Number) представляет собой 13-разрядный

цифровой код (номер) предназначенный для идентифика-

ции предприятий, функциональных подразделений, физи-

ческих местоположений. Он не несет в себе содержатель-

ной информации, а представляет собой ссылку на данные,

хранящиеся в компьютерной базе данных. По номеру

EAN/UCC GLN в базе данных при необходимости можно

быстро отыскать более подробную информацию о предпри-

ятии (организации) или подразделении, например, юриди-

ческий и почтовый адрес, финансовые реквизиты, фамилии

директора и управляющих, характеристики складских по-

мещений и т.д.

Глобальный идентификационный номер GLN исполь-

зуется в системах электронного обмена данными EDI, где



Глава 11. Информационные системы и технологии в логистике


требуется точное обозначение адресатов сообщений, участ-

ников коммерческих транзакций и их местоположения. Ис-

пользование кодовых обозначений вместо полных наимено-

ваний является ключевым условием работы системы EDL

Номер GLN применяется при выполнении транспорт-

ных и логистических операций совместно с идентифика-

торами применения на этикетках в виде штрихового кода

в символике UCC/EAN-128.

В системах электронной коммерции идентификацион-

ные номера GLN предприятий используются наряду с то-

варными номерами GTIN. Уникальный международный

номер предприятия и товара является необходимым усло-

вием построения информационных баз данных.

Международная система автоматической идентификации

EAN-UCC широко применяется не только для штрихового

кодирования товаров в розничной и оптовой торговле. Она

используется в 45 странах мира (включая Россию, Японию

и США) для кодирования лекарственных препаратов и меди-

цинской техники штриховыми кодами EAN/UPC. Для этого

EAN International тесно сотрудничает с Комитетом по связям

в медицинской промышленности НІВСС (Health Industry

Business Communications Council).

Символики EAN-128 и идентификаторы применения

EAN/UCC нашли применение в интересах построения

систем контроля логистических операций Track & Trace

в результате сотрудничества с Международным почтовым

союзом UPU (Universal Postal Union).

Для внедрения системы EAN UCC во все этапы транс-

портных процессов официальные отношения установлены

с Международной ассоциацией грузовых авиаперевозок

(International Association Of The National Freight Forwarders

Associations).

Совместно с Европейским союзом EAN International

реализуются проекты глобального контроля происхожде-

ния и движения пищевых продуктов — Food Trace, рыбных

и морепродуктов — Fish Trace, а вместе с крупнейшими

международными корпорациями реализуются программы

построения глобальных систем электронного бизнеса —

GCI (Global Commercial Initiative, англ.) и ECR (Efficient

Consumer Response, англ.).

В области транспорта EAN International реализуется

глобальный проект GLI (Global Logistic Initiative). Нацио-

нальные организации — члены EAN International развива-


113. Использование среды Интернет для решения логистических задач 729

ют объединенную систему общедоступных электронных ка-

талогов — GEPIR (Global EAN Party Information Register),

a совместно с коммерческими компаниями создают ком-

мерческий проект — международный электронный каталог

товаров e-Rialto.

Система EAN-UCC продолжает развиваться с техниче-

ской точки зрения. К настоящему времени специально раз-

работаны новые символики штрихового кода: сокращенной

размерности — RSS (Reduce Space Symbology), особенно

удобные для маркировки малоразмерных упаковок, и ком-

позитные символики — Composite, которые включают

в себя идентификатор в виде традиционного линейного

штрихового кода и детальную информацию в виде двумер-

ной штрих-кодовой компоненты.

Новые разработки, касающиеся средств радиочастотной

идентификации — RFID проходят процедуры международ-

ной стандартизации в подкомитете ISO/IEC/SC31 «Авто-

матическая идентификация» Международной организации

по стандартизации и приобретают статус международных

стандартов ISO. Так, например, в диапазоне УВЧ стандар-

тизируются технические требования и структуры данных

системы глобальной радиочастотной метки GTAG (Global

Tag), предназначенной для оснащения средствами RFID

транспортного оборудования и глобального слежения

за грузами и контроля возврата паллет владельцу.

ISO — ИСО (International Organisation for Standardi-

sation — Международная организация по стандартиза-

ции) — международная федерация национальных организа-

ций, ведающих стандартами. ISO способствует разработке

и применению международных стандартов во всех областях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: