Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами
После принятия решения о производстве определенной продукции, приобретении необходимых машин и оборудования необходимо обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам.
Закупка товаров — важная и ответственная функция в производственно-экономической системе любого уровня. Каждая организация осуществляет закупки материальных ресурсов для удовлетворения собственных нужд или для перепродажи. Производственные организации используют основную часть закупаемых материальных ресурсов на выпуск продукции, ремонтно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, а незначительное количество продают другим организациям.
Следует заметить, что функции закупок являются традиционными для организаций и достаточно хорошо изучены. Новизна логистического подхода к этой сфере деятельности заключается в том, что интеграция ее со смежными видами деятельности (производством, сбытом, транспортировкой, складированием) и сквозное управление материальными и информационными потоками позволяет добиться своевременной закупки качественной продукции с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов.
Внедрение логистики в практику материально-технического обеспечения позволяет достичь следующих целей:
• осуществления функций закупки с минимальными основными и оборотными средствами;
• снижения текущих издержек снабжения и себестоимости продукции в целом;
• исключения простоев в производстве из-за недостатка материальных ресурсов;
• создания условий для успешного решения маркетинговых задач предприятия.
В условиях рыночной экономики организация и типология заку-
почной деятельности претерпела коренные изменения.
Закупочная логистика охватывает все процессы транспортировки и хранения товаров и связанную с этим информационную и управленческую деятельность.
Целью закупочной логистики является своевременная доставка потребного количества и должного качества продукции с максимально возможной эффективностью.
Основными ее задачами являются максимально эффективное использование каналов товародвижения, оказание логистических услуг, связанных с перевозкой, приемом, хранением и отпуском продукции потребителю. Эти задачи следует решать в рамках достижения оптимальной организации всего логистического комплекса, включая оптимизацию систем производственной и распределительной логистики.
Таким образом, задачи закупочной логистики могут быть сформулированы следующим образом:
● определение потребностей в материально-технических ресурсах;
• установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;
• планирование и организация материально-технического обеспечения производства;
• организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;
• организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;
• организация материально-технического обеспечения цехов и других подразделений предприятия;
• управление производственными запасами на складах предприятия;
• разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;
• контроль за исполнением сметы затрат на снабжение;
• контроль за кредиторской задолженностью поставщиков, принятие мер по ее сокращению;
• разработка и выполнение согласованных с другими подразделениями графиков движения материальных ресурсов.
В заготовительной логистике определяют следующие формы поставки продукции: транзитная, складская и безопасная.
Транзитные – закупка материальных ресурсов непосредственно у изготовителей.
Складские – у посреднических торговых организаций.
Безопасные – по принципу «точно в срок».
На первый взгляд, более экономичной, а следовательно, предпочтительной должна быть транзитная форма поставок. Ее удельный вес в общем объеме закупки материальных ресурсов на большинстве предприятий преобладает, достигая нередко 80%. Однако опыт (как отечественный, так и зарубежный) показывает, что производство выигривает, если существенно выше доля складских поставок.
Задача "сделать или купить" заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим или же покупать комплектующие (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием задача МОВ. Задача МОВ — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры.
Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получа- ет возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды.
Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:
♦ потребность в комплектующем изделии невелика;
♦ отсутствуют необходимые мощности для производства комплектующих;
♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.
Решения "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.
Следовательно, целесообразно проводить сравнительный анализ издержек при складских, транзитных и безопасных.
Первая форма используется в том случае, когда продукция в производстве применяется в небольших количествах и не имеется проблем в ее приобретении на рынке. Недостатком данной формы поставки является значительная зависимость потребителя от конъюнктуры рынка.
Вторая форма применяется в случаях, связанных с высоким риском в процессе приобретения продукции, а также высокой степенью ее дефицитности. Эта форма закупок повышает независимость потребителя от продавца и колебаний рыночной конъюнктуры. Однако существенным недостатком ее является изымание из оборота значительных финансовых средств, направляемых на приобретение и хранение данной продукции.
Третья форма используется в случае постоянного потребления продукции в производстве в большом количестве и, как правило, у одного и того же поставщика. В этом случае можно говорить о взаимовыгодных долговременных хозяйственных связях.
Для определения наиболее выгодной формы поставки продукции следует знать не только свои возможности по отношению к цене, запасам и т.д., но и проводить сравнительный анализ основных преимуществ, недостатков и условий альтернативных вариантов. Этот анализ в первую очередь должен быть проведен с учетом финансовой выгоды от применения той или иной формы заготовки. Кроме того, следует рассматривать все факторы, на которые оказывает влияние выбор той или иной формы заготовки. Такой комплексный подход обеспечивает действительную экономическую выгоду принятой в конечном итоге формы. Только рассмотрев и оценив все эти факторы в комплексе, можно принимать решение о выборе стратегии заготовительной логистики.