Задачи, функции и системы закупочной логистики

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами

После принятия решения о производстве определенной продук­ции, приобретении необходимых машин и оборудования необходи­мо обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплек­тующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного коли­чества требуемых материалов по приемлемым ценам.

Закупка товаров — важная и ответственная функция в про­изводственно-экономической системе любого уровня. Каждая организация осуществляет закупки материальных ресурсов для удовлетворения собственных нужд или для перепродажи. Производственные организации используют основную часть за­купаемых материальных ресурсов на выпуск продукции, ремонтно-эксплуатационные нужды, капитальное строительство, а незначительное количество продают другим организациям.

Следует заметить, что функции закупок являются традиционными для ор­ганизаций и достаточно хорошо изучены. Новизна логистичес­кого подхода к этой сфере деятельности заключается в том, что интеграция ее со смежными видами деятельности (производст­вом, сбытом, транспортировкой, складированием) и сквозное управление материаль­ными и информационными потоками позволяет добиться своевременной закупки качественной продукции с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов.

Внедрение логистики в практику материально-техническо­го обеспечения позволяет достичь следующих целей:

• осуществления функций закупки с минимальными основными и оборотными средствами;

• снижения текущих издержек снабжения и себестоимости продукции в целом;

• исключения простоев в производстве из-за недостатка ма­териальных ресурсов;

• создания условий для успешного решения маркетинговых задач предприятия.

В условиях рыночной экономики организация и типология заку-­
почной деятельности претерпела коренные изменения.

Закупочная логистика охватывает все процессы транспортировки и хранения товаров и связанную с этим информационную и управленческую деятельность.

Целью закупочной логистики является своевременная достав­ка потребного количества и должного качества продукции с максимально возможной эффективностью.

Основными ее задачами являются максимально эффективное ис­пользование каналов товародвижения, оказание логистических услуг, связанных с перевозкой, приемом, хранением и отпуском продукции потребителю. Эти задачи следует решать в рамках достижения опти­мальной организации всего логистического комплекса, включая опти­мизацию систем производственной и распределительной логистики.

Таким образом, задачи закупочной логистики могут быть сформулированы следующим образом:

● определение потребностей в материально-технических ресурсах;

• установление рациональных хозяйственных связей с постав­щиками;

• планирование и организация материально-технического обеспечения производства;

• организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;

• организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;

организация материально-технического обеспечения цехов и других подразделений предприятия;

• управление производственными запасами на складах предприятия;

• разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;

• контроль за исполнением сметы затрат на снабжение;

• контроль за кредиторской задолженностью поставщиков, принятие мер по ее сокращению;

• разработка и выполнение согласованных с другими подразделениями графиков движения материальных ресурсов.

В заготовительной логистике определяют следующие формы поставки продукции: транзитная, складская и безопасная.

Транзитные – закупка материальных ресурсов непосредственно у изготовителей.

Складские – у посреднических торговых организаций.

Безопасные – по принципу «точно в срок».

На первый взгляд, более экономичной, а следовательно, предпочтительной должна быть транзитная форма поставок. Ее удельный вес в общем объеме закупки материальных ресурсов на большинстве предприятий преобладает, достигая нередко 80%. Однако опыт (как отечественный, так и зарубежный) показывает, что производство выигривает, если существенно выше доля складских поставок.

Задача "сделать или купить" заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комп­лектующее изделие самим или же покупать комплектующие (услугу) у другого производите­ля. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием зада­ча МОВ. Задача МОВ — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства, решение которой зависит от ряда внешних фак­торов, а также от условий на самом предприятии.

Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колеба­ний рыночной конъюнктуры.

Предприятие может устойчи­во функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, от­казываясь от собственного производства и принимая реше­ние о закупке комплектующих изделий у специализиро­ванного поставщика, предприятие получа- ет возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попада­ет при этом в зависимость от окружающей экономической среды.

Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обуслов­ливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

♦ потребность в комплектующем изделии невелика;

♦ отсутствуют необходимые мощности для производства комплек­тующих;

♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение против закупок и в пользу собственного про­изводства принимается в том случае, когда:

♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посред­ника), при выборе между услугами перевозчика и создани­ем собственного парка транспортных средств, при приня­тии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

Следовательно, целесообразно проводить сравнительный анализ издержек при складских, транзитных и безопасных.

Первая форма используется в том случае, когда продукция в производстве применяется в небольших количест­вах и не имеется проблем в ее приобретении на рынке. Недостатком данной формы поставки является значительная зависимость потреби­теля от конъюнктуры рынка.

Вторая форма применяется в случаях, связанных с высоким рис­ком в процессе приобретения продукции, а также высокой степенью ее дефицитности. Эта форма закупок повышает независимость по­требителя от продавца и колебаний рыночной конъюнктуры. Одна­ко существенным недостатком ее является изымание из оборота значительных финансовых средств, направляемых на приобретение и хранение данной продукции.

Третья форма используется в случае постоянного потребления продукции в производстве в большом количестве и, как правило, у одного и того же поставщика. В этом случае можно говорить о взаимовыгодных долговременных хозяйственных связях.

Для определения наиболее выгодной формы поставки продук­ции следует знать не только свои возможности по отношению к це­не, запасам и т.д., но и проводить сравнительный анализ основных преимуществ, недостатков и условий альтернативных вариантов. Этот анализ в первую очередь должен быть проведен с учетом фи­нансовой выгоды от применения той или иной формы заготовки. Кроме того, следует рассматривать все факторы, на которые оказы­вает влияние выбор той или иной формы заготовки. Такой ком­плексный подход обеспечивает действительную экономическую выгоду принятой в конечном итоге формы. Только рассмотрев и оценив все эти факторы в комплексе, можно принимать решение о выборе стратегии заготовительной логистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: