Под термином «транспортные задачи» понимается широкий круг задач не только транспортного характера. Общим для них является, как правило, распределение ресурсов, находящихся у т производителей (поставщиков), по п потребителям этих ресурсов. В логистическом управлении наиболее часто встречаются следующие задачи, относящиеся к транспортным:
• прикрепление потребителей ресурса к производителям;
• привязка пунктов отправления к пунктам назначения;
• взаимная привязка грузопотоков прямого и обратного направлений;
• отдельные задачи оптимальной загрузки промышленного оборудования;
• оптимальное распределение объемов выпуска промышленной продукции между заводами-изготовителями.
Рассмотрим экономико-математическую модель прикрепления пунктов отправления к пунктам назначения. Имеется т пунктов отправления груза и объемы отправления по каждому пункту а1, а 2..., ат. Известна потребность в грузах b1, b2.....bп по каждому из пунктов назначения. Задана матрица стоимостей доставки по каждому варианту cij, Необходимо рассчитать оптимальный план перевозок, т. е. определить, сколько груза должно быть отправлено из каждого i -го пункта отправления (от поставщика) в каждый j -й пункт назначения (до потребителя) — хij, с минимальными транспортными издержками.
|
|
В общем виде исходные данные представлены в табл. 5.8.
Транспортная задача называется закрытой, если суммарный
объем отправляемых грузов равен суммарному объему
потребности в этих грузах по пунктам назначения
(5.1)
Таблица 5,8
Если такого равенства нет (потребности выше запасов, или наоборот), задачу называют открытой, т. е.:
(5.2)
Для написания модели необходимо все условия (ограничения) и целевую функцию представить в виде математических уравнений.
Все грузы из i -х пунктов должны быть отправлены, т. е.
(5.3)
Все j -е пункты (потребители) должны быть обеспечены грузами в плановом объеме:
(5.4)
Суммарные объемы отправления должны равняться суммарным объемам назначения: |
(5.5)
Должно выполняться условие неотрицательности переменных: x ³ 0, xij ³ 0, Перевозки необходимо осуществить с минимальными транспортными издержками (функция цели):
(5.6)
В модели (5.3)—(5.6) вместо матрицы стоимостей перевозок (ci j) могут задаваться матрицы расстояний. В таком случае в качестве целевой функции рассматривается минимум суммарной транспортной работы. Как видно из выражения (5.5), уравнение баланса служит обязательным условием решения транспортной задачи. Поэтому если в исходных условиях дана открытая задача, то ее необходимо привести к закрытой форме:
• если потребности по пунктам назначения превышают запасы пунктов отправления, то вводится фиктивный поставщик с недостающим объемом отправления;
|
|
• если запасы поставщиков превышают потребности потребителей, то вводится фиктивный потребитель с необходимым объемом потребления.
Варианты, связывающие фиктивные пункты с реальными, имеют нулевые оценки. После введения фиктивных пунктов задача решается как закрытая.
Транспортным задачам присущи следующие особенности:
• распределению подлежат однородные ресурсы;
• условия задачи описываются только уравнениями;
• все переменные выражаются в одинаковых единицах измерения;
• во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице;
• каждая неизвестная встречается только в двух уравнениях системы ограничений.
Алгоритм метода потенциалов
Наиболее распространенным методом решения транспортных задач признается метод потенциалов.
Решение задачи методом потенциалов включает в себя следующие этапы:
1) разработку начального плана (опорного решения);
2) расчет потенциалов;
3) проверку плана на оптимальность;
4) поиск максимального звена неоптимальности (если условие третьего пункта не достигнуто);
5) составление контура нераспределения ресурсов;
6) определение минимального элемента в контуре перераспределения и перераспределение ресурсов по контуру;
7) получение нового плана.
Описанная процедура повторяется несколько раз (итераций), пока не будет найдено оптимальное решение. Вычислительный алгоритм для каждой итерации не меняется.
Для транспортной задачи существует несколько методов отыскания начального плана (опорного решения):
• метод северо-западного угла;
• метод минимальной стоимости;
• метод двойного предпочтения и т. д.