Расчет рейтинга действующих поставщиков

В основу рейтинга закладываются факторы работы поставщика, важнейшие для конкретного предприятия. Необходимо определить, какое конкретно значение (вес) имеет каждый фактор для предприятия. Вводится система оценки этих факторов, а затем каждый поставщик оценивается по выставленным критериям

Допустим, в течение определенного периода фирма получала от трех поставщиков приблизительно одинаковый ассортимент медикаментов. Допустим также, что в целях оптимизации закупочной деятельности принято решение в будущем ограничиться услугами одного поставщика. Кому из трех следует отдать предпочтение?

Сначала необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев, а затем умножить вес критерия на оценку. Вес критерия и оценку в данном случае устанавливают экспертным путем.

Рейтинг определяют суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитав рейтинг разных поставщиков и сравнив полученные результаты, определяют наилучшего партнера. В нашем случае расчет показывает, что таким партнером является поставщик № 1 и именно с ним следует продлить срок действия договора. При таком расчете возможны варианты, когда выгодные с точки зрения цены или условий оплаты поставщики получают меньше баллов по другим не менее важным критериям (оперативная доставка, возможность внеплановых поставок и т.п.) и в результате проигрывают в рейтинге. В этом, на первый взгляд, несоответствии, тем не менее, есть своя логика. Срыв поставок, дефектура, издержки на доставку — все это ведет к перерасходу, поэтому акцентирование внимания при выборе поставщика только на ценах неверно.

Для снятия фактора субъективности, можно провести рейтинг и без участия экспертов, опираясь лишь на статистику предприятия. Тогда о цене можно судить по показателю динамику роста цен, о дисциплине – по числу опозданий и пр.

Как правило, у оптовой фирмы большое количество поставщиков, и специалисты по закупкам часто занимаются длительным поиском необходимого товара, что не только требует времени, но и приводит к увеличению расходов. Используя данную методику, а также правило Парето (20/80), можно сфокусировать свое внимание на выгодных товарах и надежных поставщиках и создать эффективную «систему снабжения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: