Пожарные автомобили в ХХ веке

После Великой Октябрьской социалистической революции состояние пожарной охраны было крайне тяжелое. К началу 1918 г. в стране не было ни одного промышленного предприятия, производившего пожарную технику и пожарный инвентарь. В пожарных депо-мастерских пожарные Москвы, Петрограда ремонтировали пожарное оборудование и изготовляли пожарный инвентарь кустарным способом.

Бензомоторные трубы, устанавливаемые на шасси легковых автомобилей, были прообразами современных пожарных автомобилей.

Пожарные автомобили создавались в ряде стран. К началу ХХ в.
в России было приобретено 10 пожарных автомобилей.

Энтузиасты приспосабливали для перевозки расчетов и пожарного оборудования автомобили иностранных фирм «Фиат», «Паккард» и др. Это были автомобили с мощностью двигателей 25–30 кВт.

Основы становления пожарной охраны в стране были заложены Декретом «Об организации государственных мер по борьбе с огнем». В нем было предусмотрено установление контроля над производством противопожарного оборудования и снаряжения, разработкой пожарных инструментов и машин.

В период социалистической индустриализации и коллективизации
сельского хозяйства (1926–1932 гг.) в стране начато планомерное производство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15 (рис. 1.4). Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя около 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720–940 л/мин воды. Ее запас на машине был равен 350 л, расчет составлял 8 человек.

Рис. 1.4. Пожарный автомобиль АМО-Ф-15

Пожарные машины явились мощным средством механизации работ по тушению пожаров. Их эксплуатация требовала квалифицированного технического обслуживания. С этими работами могли справиться только специально подготовленные кадры. В 1924 г. в Ленинграде открылся
Пожарный техникум, реорганизованный впоследствии в Пожарно-техни-ческое училище. Такое же училище было открыто в 1928 г. в Харькове. Так было положено начало подготовке квалифицированных кадров со средним специальным образованием для пожарной охраны страны.

В 1931–1932 гг. вступили в строй Горьковский и Московский автозаводы. Они выпускали автомашины ГАЗ и ЗИС. На их базе было начато проектирование и создание пожарных машин ПМГ (ГАЗ) и ПМЗ (ЗИС). Началась разработка пожарных машин со специальными средствами тушения.

С 1933 г. пожарные машины выпускались только на шасси отечественных автомобилей. Началась разработка механических автолестниц.
В этот период был создан первый автомобиль воздушно-пенного тушения. Вместимость его цистерны была 4 000 л, что давало возможность получить до 32 000 л пены. Был разработан углекислотно-снежный пожарный автомобиль на шасси ЗИС-5. Создавались водозащитные пожарные автомобили, пожарные автомобили освещения.

Промышленность страны начала выпускать пожарные автонасосы
и автоцистерны ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2 на базе транспортных автомобилей ГАЗ-АА и ЗИС-5 (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Пожарная автоцистерна ПМЗ

Для пожарной техники впервые было разработано специальное шасси. На его базе был создан автонасос ЗИС-11 (рис. 1.6). Он имел мощность двигателя 55 кВт, грузоподъемность 3 т, запас воды был 340 л, центробежный насос подавал 1 340 л/мин воды. Расчет на автонасосе состоял из
12 человек.

Рис. 1.6. Пожарная автоцистерна ЗИС-11

В предвоенные годы были сформулированы требования к пожарным центробежным насосам, которые должны создавать напор до 140 м и всасывать воду с глубины не менее 7 м. Созданные пожарные автомобили обладали хорошими тактико-техническими характеристиками.

В период восстановления народного хозяйства (1946–1958 гг.) осуществлялось техническое перевооружение пожарной охраны страны. Для пожарных автомобилей серий ПМГ, а также ПМЗ были разработаны закрытые кабины для расчета, двухступенчатый насос ПН-25 (впоследствии замененный ПН-30 и ПН-40), модифицированные трансмиссии.

Вместимость цистерны пожарных автомобилей достигла 1 500–2 000 л воды; напор, создаваемый насосами, был 90 м; максимальная скорость движения ПА составила 80 км/ч, мощность двигателей 58–66 кВт (ГАЗ и ЗИЛ).
В начале 50-х гг. были созданы автомобильные пожарные лестницы. Появились пожарные автомобили газодымозащитной службы, водозащитные, углекислотного и пенного тушения, службы связи и освещения, технической службы.

Создание мощной пожарной техники потребовало более качественной подготовки кадров. С этой целью в 1948 г. были созданы высшие пожарно-технические курсы, а в 1957 г. на их базе был организован инженерный факультет в Высшей школе МВД СССР. На базе этого факультета в 1974 г. была создана Высшая инженерная пожарно-техническая школа МВД СССР. В 1997 г. она была преобразована в Московский институт пожарной безопасности. На его базе в 1999 г. была создана Академия Государственной противопожарной службы МВД России. На основе Пожарно-технических училищ в г. Иваново, Воронеже и Екатеринбурге были организованы институты, а в Ленинграде университет.

Начиная с 1959 г. была создана серия новых более совершенных автомобилей – пожарные автоцистерны (рис. 1.7), автомобиль порошкового тушения, автомобили пожарные аэродромные.

Рис. 1.7. Пожарная автоцистерна АЦ-40(131)137

Мощность двигателей этих пожарных автомобилей достигла 110 кВт; скорость движения увеличилась до 80–90 км/ч, вместимость цистерн составила 2 000–2 300 л воды, а баков для пенообразователя – 150 л.

Промышленность стала производить пожарные автомобили тяжелого типа с запасом воды 4 000 л и пенообразователя 180 л, на большинстве пожарных автомобилей установлен унифицированный насос ПН-40УА. Он развивает напор до 100 м при подаче воды 40 л/с.

При разработке новых пожарных автомобилей учитывался ряд факторов. Во-первых, началось создание пожарных автомобилей на базе грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Выпуск таких грузовых автомобилей в стране был успешно освоен. Их внедрение обусловлено тем, что дизельные двигатели на 25–30 % расходуют меньше топлива, чем карбюраторные двигатели, работающие на бензине. Во-вторых, осуществлено увеличение мощности двигателей со 110 до 155 кВт и более. В-третьих, большое внимание уделяется как основным, так и специальным пожарным автомобилям.

Совершенствование автоцистерн осуществлялось в направлении применения дизелей с использованием шасси грузовых автомобилей Урал и КамАЗ.

В этот период создаются ПА для тушения пожаров на специальных объектах порошками или растворами пенообразователя. Освоен выпуск специальных ПА – рукавные автомобили, автомобили дымоудаления, газодымозащитной службы. Расширилась номенклатура пожарных автолестниц и начато производство автоколенчатых подъемников.

Новый этап развития пожарной техники начался с образования Российской Федерации.

Начиная с 1993 г. предприятиями страны освоен выпуск нескольких десятков новых моделей ПА, разработано и освоено производство практически всех видов отечественных ПА, необходимых для ведения оперативно-тактических действий по тушению пожаров.

Заводами создана обширная номенклатура автоцистерн на шасси ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и Урал. Разработана серия пожарных насосов нового поколения. По желанию заказчика заводы могут комплектовать АЦ на шасси любых грузовых автомобилей, устанавливать на них насосы различных модификаций. Кроме традиционного пожарно-технического вооружения, на ряде автоцистерн устанавливаются лебедки, средства освещения, дымососы и т. д.

В этот период появилась потребность в принципиально новых видах пожарной техники. Для тушения пожаров в обстановке опасной по радиационным излучениям, в условиях выделения ядовитых веществ и т. д. необходимы пожарные работы различного назначения. Некоторые из них поступили на укомплектование пожарных частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: