Характеристика опасных факторов на различных этапах деятельности пожарных

Режим дежурства. На автоцистернах устанавливают карбюраторные двигатели или дизели. При смене караула проверяется техническая готовность автоцистерн. Для этого осуществляется пуск двигателя на несколько минут. На автоцистернах с газоструйными вакуумными аппаратами проверяется их работоспособность. В обоих случаях в гараж-депо могут поступать отработавшие газы двигателя. Они содержат различные вредные для здоровья людей вещества. Оценка нормальной работы двигателя и вакуумного насоса производится по содержанию в них оксида углерода СО, а в дизелях – сажи.

При эксплуатации АЦ с исправным карбюраторным двигателем количество СО в отработавших газах двигателя не должно превышать 1,5 % для новых двигателей и 3 % – для двигателей по истечении установленного срока службы.

При проверке карбюраторного двигателя количество СО, г/м3, в отработавших газах определяется по формуле

m CO = 0,466 υ Μ, (5.1)

где υ содержание СО, %; Μ – молекулярный вес СО.

При υ = 1,5 % m CO = 0,466 ·1,5 · 28 = 18,7 г/м3. Так как ПДК СО равна 20 мг/м3, то в пускных газах она превышена больше чем в 900 раз. При проверке работоспособности газоструйного вакуумного аппарата
в отработавших газах содержание СО достигает 10–12 %.

При проверке дизелей выделяется сажа, оксид углерода. На частицах сажи адсорбируются различные вещества, в том числе бенз-α-пирен. Он является возбудителем онкологических заболеваний. Сильнодействующим веществом является выделяющийся при сгорании дизельных топлив акролеин (СН2=СНСНО). Он вызывает сильное раздражение верхних дыхательных путей, воспаление слизистых оболочек глаз.

Выделяющиеся токсичные вещества рассеиваются в гараже в течение короткого времени, но ежедневно оказывают влияние на присутствующий личный состав.

Вторым важным фактором являются психофизиологические факторы. Это обусловлено тем, что пожарный, постоянно находясь в состоянии покоя, должен сохранять готовность к экстренным действиям. Установлено, что у некоторых пожарных, особенно молодых, волнение, вызванное ожиданием пожара, сопровождается реакцией, которая может превосходить реакцию, возникающую в период тушения пожара. Сильная эмоциональная напряженность возникает при сообщении сигнала тревоги. В первые 25–30 с после подъема по тревоге повышается частота сердечных сокращений (ЧСС). По прибытии к месту пожара она может достигать 150 ударов в минуту. Утверждают, что если в течение пяти минут частота сердечных сокращений достигнет 180 и более ударов в минуту, пожарный не сможет выполнять свою работу.

Эмоциональный стресс, возникающий с получением сигнала о выезде, не исчезает длительное время и после окончания работы. Установлено, что до 75 % пожарных при сигналах тревоги испытывают нервно-эмоциональный дискомфорт. Вот поэтому в режиме дежурства должны находиться хорошо отдохнувшие пожарные, обстановка в дежурной смене должна быть спокойной, а отдых – хорошо организованным.

Следование на пожар. Требования безопасной эксплуатации заложены в «Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности» [1]. Конструктивное исполнение и используемые материалы пожарной техники должны обеспечивать безопасность при транспортировании, хранении, эксплуатации и утилизации пожарной техники.

Требования безопасной эксплуатации пожарных машин обусловлены также и размещением их в пожарных депо. Так пожарные депо должны размещаться на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. Территория пожарного депо должна иметь два выезда с шириной дорог не менее 4,5 м. Дороги и площадки на территории пожарного депо должны иметь твердое покрытие. Важным является требование наличия светофора напротив выездной площадки, позволяющего регулировать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей. Этими требованиями обеспечивается безопасный и беспрепятственный выезд пожарных автомобилей по вызову на пожар.

При следовании на пожар пожарные автомобили могут стать участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Спровоцировать ДТП могут и водители ПА, развивая высокие скорости движения при следовании на пожар. ДТП с участием ПА происходят значительно чаще, чем с грузовыми автомобилями. Средний уровень опасности перевозок грузовыми автомобилями характеризуется величиной 0,305 ДТП/млн км. В ГПС эта величина равна 1,63 ДТП/млн км, т. е. в 5 раз больше. Из общего числа травмированных пожарных в 2003 г. 10 % получили травмы по причине нарушения Правил дорожного движения.

ДТП происходят по различным причинам. Так, столкновения на перекрестках происходят вследствие неправильной оценки дорожно-транс-портной ситуации. Причиной наездов на неподвижные препятствия являются заносы ПА при экстренном торможении на скользкой дороге и т. д.

Источником травматизма и гибели людей является нарушение правил дорожного движения при эксплуатации автомобилей. Так, в России число погибших в дорожно-транспортных происшествиях достигает
30 тыс. человек в год, а количество травмированных – нескольких сотен тысяч человек.

Анализ количества несчастных случаев, приведших к травмированию (гибели) сотрудников ГПС, свидетельствует о том, что основными их причинами является не пожарная техника и даже не ее техническое состояние, а личный состав, эксплуатирующий ПА (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Причина несчастного случая Всего происшествий
на службе в пути*
всего % всего %
Эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования   9,6   4,8
Нарушение требований безопасности при эксплуатации автотранспортных средств   32,9   28,5
Нарушение правил дорожного движения   49,3   61,9
Использование работающего не по специальности   6,2   4,8
Всего        

* В пути на работу и с работы на транспорте организации.

Для предотвращения ДТП и анализа их причин рассмотрим некоторые особенности зависимости тормозного пути, условий заноса и опрокидывания ПА при поворотах.

Тормозной путь S т, м, определяется по формуле

(5.2)

где v 0 – скорость в начале торможения, м/с; φ – коэффициент сцепления колеса с покрытием дороги; g – ускорение земного притяжения, м/с2;
K – коэффициент, учитывающий соотношение нормальной реакции колес и их тормозных усилий: K = 1,4–1,6.

Для безопасного поворота без заноса необходимо соблюдать условие

, (5.3)

где v – зафиксированная скорость ПА на повороте, м/с; R – минимальный радиус поворота, м.

Для грузовых автомобилей, на шасси которых создаются ПА, на заводах установлены минимальные радиусы безопасного поворота. Так, для автомобилей ЗИЛ-100 радиус поворота на оси следа переднего внешнего колеса установлен равным R 1 = 8,3 м, а радиус наружный габаритный –
R 2 = 8,9 м. Соответственно, для шасси КамАЗ рекомендуется R 1 = 17,2 м
и R 2 = 18,4 м. При этом указывается скорость, равная 40 км/ч.

Значение ускорения земного притяжения известно и равно g =
= 9,8 м/с2. Коэффициент сцепления изменяется в широких пределах φ = = 0,1–0,8 в зависимости от дорожного покрытия и погодных условий,
а также давления в шине.

Следовательно, становится возможным с достаточной для практики точностью вычислить уравнение (5.4). Таким образом, всегда можно определить для заданных условий ту величину скорости движения при повороте, при которой не произойдет заноса. Если окажется, что при повороте скорость v, м/с, больше вычисленной, то всегда поворот будет опасным. Аналогичным образом определяют и условия, при которых не произойдет опрокидывания ПА.

При повороте не произойдет опрокидывания при условии, если зафиксированная скорость ПА, м/с, будет равна или меньше:

, (5.4)

где В – ширина колеи ПА, м; Н – высота центра массы ПА, м.

Отношение В/ 2 Н = K называют коэффициентом устойчивости против опрокидывания.

Все величины, входящие в формулы, известны. Поэтому, зная пути следования на пожар, можно заранее определить безопасные скорости по-
воротов ПТ и величины тормозных путей. Кроме того, зная фактические величины R и v, возможно оценивать причины заносов и опрокидывания ПА.

По каждому случаю ДТП проводится служебное расследование.
В случае травматизма привлекаются представители УГПС, руководители подразделений ГПС. Учет ДТП ведется в формуляре ПА и сообщается
в территориальный орган управления ГПС МЧС.

В ГПС разработана четкая система мероприятий по предотвращению ДТП. Они являются основой для организации мероприятий отделами пожарной техники
и входят отдельным разделом в план работы УГПС, ОГПС.

Основные мероприятия можно разделить на ряд групп:

– обучение и воспитание водительского состава;

– организация кабинетов безопасности движения;

– изучение маршрутов следования на пожары;

– изучение и обобщение положительного опыта эксплуатации ПА.

Тушение пожара. На пожарах различных классов пожарные подвергаются воздействию опасных факторов в различных сочетаниях. Этим
и обусловлено то, что на них оказывают влияние все факторы, указанные
в табл. 5.1. Пламя и тепловые потоки являются причиной повышения температуры окружающей среды. Образующийся при пожаре дым ограничивает видимость, а также является причиной снижения содержания кислорода в воздухе в зоне работы пожарных. Все это затрудняет работу пожарных. Повышенная концентрация токсичных продуктов горения
и термического разложения является опасным фактором, влияющим
на здоровье пожарных. По причине их действия гибнет до 70% пожарных, а вследствие высоких температуры до 20…25%. Важную роль играет и уменьшение кислорода при пожарах в жилых помещениях. Его количество может снижаться до 10–15 % (критическое значение – 16 %, ГОСТ 12.1.004–91). Концентрация токсичных продуктов горения СО, NO2, C6H6, C6H5OH и ряда других веществ составляет в среднем для каждого токсиканта 1000– 3500 мг/м3 и даже на расстоянии до 50 м от пожара достаточно высока.

При тушении пожаров около 80 % рабочего времени пожарные находятся в токсичной среде. Использование СИЗОД составляет небольшую часть этого времени. За время работы на одном пожаре при интенсивном дыхании (60 л/мин) в организм пожарного поступает около 1,2–1,8 м3 воздуха, загрязненного продуктами горения высокой концентрации. Время нахождения пожарных в токсичной обстановке в течение года составляет от 30 до 100 ч. Естественно, что поступление токсичных продуктов в организм человека влияет на состояние здоровья. Индивидуальный риск заболеваний для пожарных при тушении пожаров в жилых зданиях может составлять 10–1–10–2 человек в год.

На пожарах пожарные могут находиться под сопутствующим влиянием опасных факторов, к которым относятся:

– осколки, части разрушившихся зданий, сооружений, строений, различного оборудования;

– радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие
в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и другого имущества;

– вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и другого имущества;

– опасные факторы взрыва, произошедшего вследствие пожара;

– воздействие огнетушащих веществ.

Все эти сопутствующие опасным факторам явления могут быть источниками травм пожарных или даже их гибели.

Сложные и специфические условия труда являются причинами несчастных случаев на пожарах. Их перечень и частота рассмотрены на примере данных, полученных за период 1996–1999 гг.[1], которые приведены
в табл. 5.3.

Таблица 5.3

№ п/п Вид происшествия Среднегодовое число травмированных (с учетом погибших) за 1996–1999 гг.
Оперативные подразделения Другие подразделения
Число % Число %
  Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, осколков   17,7   11,2
  Падение на ровном месте   16,2   17,8
  Падение, обрушение, обвал предметов, материалов, земли и т. п.   12,2   10,5
  Падение с высоты   10,9   10,5
  Воздействие вредных веществ (продуктов горения)   10,5   12,5
  Воздействие высоких температур   9,9   10,5
  Недостаточная видимость, задымление   4,2   3,9
  Физические перегрузки   4,2   5,3
  Прочие       17.8
Итого   100,0   100,0

Виды происшествий, приведенные в табл. 5.3, могут быть и причинами гибели пожарных (табл. 5.4).

Таблица 5.5

№ п/п Вид происшествия Среднегодовое число травмированных (с учетом погибших) за 1996–1999 гг.
Оперативные подразделения Другие подразделения
Число % Число %
  Воздействие вредных веществ (продуктов горения)        
  Падение, обрушение, обвал предметов, материалов, земли и т. п.        
  ДТП на службе        
  Взрыв газовоздушной смеси    
  Недостаточная видимость, задымленность        
  Падение с высоты        
  Воздействие высокой температуры    
  ДТП по пути на работу и с работы - -    
  Прочие        
Итого        

Смертность пожарных существенно отличается от смертности мужчин в других сферах деятельности.

Структура смертности сотрудников ГПС изменяется ежегодно.
По данным ВНИИПО за 2003 г., первое место занимают несчастные случаи (31 %), на втором месте – болезни органов кровообращения (28 %), на третьем месте – травмы на производстве (10 %), на четвертом месте – болезни органов дыхания (9 %), на пятом – болезни органов пищеварения (6 %).

Необходимо отметить и то, что смертность сотрудников ГПС примерно в 10 раз меньше уровня смертности мужчин трудоспособного возраста в России. Показатели первичного выхода на инвалидность в ГПС
в 4–5 раз ниже среднероссийских. Это объясняется эффектом здорового рабочего, который обусловлен рациональным отбором контингента рабочих на службу в ГПС.

Следование с пожара в депо и обслуживание ПА. На пожарах пожарные подвергаются высоким нервно-психическим и физическим нагрузкам, воздействию тепловых потоков различной интенсивности, химическому воздействию различных токсикантов. В течение короткого времени они переходят в сферу более спокойной деятельности. Они следуют с пожара, т. е. являются участниками транспортных потоков и готовятся обслуживать ПА.

Обслуживание ПА включает, прежде всего, их мойку водой для удаления загрязнений и адсорбированных на их поверхностях токсичных веществ продуктов горения. Подвергаются мойке все использованные напорные и всасывающие рукава. Тщательность выполнения этой работы гарантирует минимальное загрязнение атмосферы в пожарном депо испаряющимися с поверхности машин и оборудования адсорбированных продуктов горения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: