Аэродромные автомобили пожарные

На аэродромах тушение пожаров при авариях летательных аппаратов производится специальными аэродромными пожарными автомобилями (АА). С их помощью осуществляется спасание людей, тушение загораний пролитого топлива как под фюзеляжами летательных аппаратов на
взлетно-посадочной полосе (ВПП), так и вне ее. Иногда появляется необходимость покрытия ВПП слоем воздушно-механической пены для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.

С учетом расположения аварийно-спасательных станций на аэродромах и техническиххарактеристик аэродромных пожарных автомобилей
необходимо, чтобы тушение пожара автомобилями осуществлялось в течение не более трех минут. При этом следует учитывать и то, что до 30 % всех аварий с летательными аппаратами происходит на ВПП; до 30 % – вне ее,
а около 16 % – за пределами ВПП.

По требованию Международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные пожарные автомобили должны развивать скорость
более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40–45 с.

Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси транспортных средств большой грузоподъемности. Необходимость движения на взлетно-посадочной полосе и вне ее требует, чтобы использовались полноприводные шасси с колесной формулой 6×6 или 8×8.

Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи ВПП непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две механические дисковые пилы ПДС-400.

На аэродромных пожарных автомобилях устанавливают центробежные насосы ПН-40УВ или геометрически подобный ему центробежный насос ПН-60Б. Этот насос обеспечивает подачу воды 60 л/с, развивая напор 100 м. Эти параметры получены при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 3000 об/мин. Система забора воды и подачи пенообразователя аналогичны системам насоса ПН-40УВ.

Разработаны насосы НЦПН-70/100. Они обеспечивают подачу воды
70 л/с, развивая напор 100 м (при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 2500 об/мин). Насос двухступенчатый – на валу последовательно установлено два рабочих колеса.

Наибольшее количество одновременно работающих пеногенераторов типа ГПС-600 – 10 штук.

Насос такого типа рекомендован на пожарном аэродромном автомобиле АА-8,5/(40-60)-50/3 (КамАЗ-43118), разработанном ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования».

Аэродромные пожарные автомобили, имеющие сертификаты соответствия, представлены тремя моделями с общим запасом огнетушащих веществ (вода и пенообразователь) 5,8 и 15 м3. Их производит ОАО
«Пожтехника».

Обозначение АА уясним на примере АА-8/60-50/3 (КамАЗ-43118), где 8 – суммарное количество огнетушащих веществ,л (вода и пенообразователь в тысячах литрах); 60 – подача пожарного насоса, л/с; 50 – возимый запас углекислоты, кг; 3 – численность расчета.

Параметры технических характеристик АА приведены в табл. 12.22.

Таблица 12.22

Показатели Размер- ность Модель АА
АА-5,3/40 АА-8/60 АА-15/60
Тип шасси Колесная формула Двигатель: тип мощность Вместимость цистерны для воды Вместимость бака для пенообразователя Возимый запас углекислоты Насос пожарный Количество и диаметр всасывающих патрубков Количество и диаметр напорных патрубков Количество рукавных катушек и длина рукавов Масса полная – – – кВт л л кг – шт./мм шт./мм шт./м кг КамАЗ-43114 6×6 Дизельный ПН-40УВ 1/125 2/80 2/20 КамАЗ-43118 6×6 Дизельный ПН-60 2/100 2/80 2/20 МЗКТ 8×8 Дизельный ПН-60 2/100 2/80 2/20

Насосы пожарные размещены в кормовой части АА. В каждом из АА предусмотрено по три места для расчета.

Все три АА в основном различаются запасом огнетушащих веществ
и типом шасси. Представим описание одного из них.

Автомобиль аэродромный АА-8,0/60-50/3 (43118). Общий вид автомобиля представлен на рис.12.50. Энергетической установкой на нем является дизель КамАЗ-740 с турбонаддувом мощностью 191 кВт при частоте вращения вала 2600 об/мин.

На автомобиле установлен центробежный насос ПН-60. Привод
к нему осуществляется от коробки отбора мощности с помощью трех карданных валов и двух промежуточных опор. Насосный отсек оборудован подогревателем ОВ65.

Вакуумная система состоит из газоструйного вакуумного аппарата, вакуумного клапана и трубопровода.

1
2
3
4
5
6
7
8
9


Рис.12.50. Пожарный аэродромный автомобиль АА-8,0/60-50/3 (43118):

1 – шасси; 2 – проблесковый маячок; 3 – рукав; 4 – лафетный ствол; 5 – цистерна с пенобаком; 6 – кузов; 7 – пожарно-техническое оборудование; 8 – насосная установка; 9 – установка для покрытия ВПП пеной

Ряд особенностей имеют водопенные коммуникации (рис. 12.51).

Рис. 12.51. Водопенные коммуникации АА-8/60-50/3 (43118)-549:

1 – цистерна; 2 – пенобак; 3 – вентиль Ду-25; 4 – пеносмеситель; 5 – клапан Ду-125;
6 – всасывающий патрубок; 7 – насос ПН-60; 8 – коллектор насоса; 9 – рукав напорный диаметром 77 мм; 10 – установка для покрытия пеной ВПП; 11 – вакуумный кран;

12, 13 – задвижки; 14 – лафетный ствол; 15 – гидроцилиндр подъема лафетного ствола; 16 – шаровой кран; 17 – вентиль; 18 – вентиль Ду-25

Заполнение цистерны водой можно производить, заливая ее через люк
от посторонних источников. При заправке с открытого водоема вода поступает через всасывающие рукава, предварительно подсоединенные к патрубку 6 насоса 7, работающий насос 7, открытую задвижку 12 и вентиль 17. Аналогичным образом осуществляется заправка цистерны и от водопроводной сети.

На автомобиле предусматривается установка для покрытия пеной ВПП. Покрытие производится пеной средней кратности при аварийных посадках самолетов.

Установка 10 является съемным агрегатом. Она состоит из двух пенных коллекторов. Каждый из них выполнен в виде трубы с одним подводящим и тремя отводящими патрубками. На отводящих патрубках устанавливаются генераторы пены ГПС-600. Подвод к ним раствора пенообразователя осуществляется по напорным рукавам 9, которые подсоединяются к напорным патрубкам с задвижками А и В коллектора пожарного насоса.

Собранная установка навешивается на задний бампер автомобиля. После этого она соединяется с напорными задвижками.

После навешивания установки запускается насос, открываются
задвижка 13 и клапан 5 подачи пенообразователя, достигается давление
0,7–0,8 МПа (70–80 м вод.ст.) и открываются задвижки А и В напорных патрубков.

С началом выхода пены из генераторов начинается движение автомобиля в соответствии с выбранной схемой покрытия ВПП.

На автомобиле в передней части кузова крепится углекислотная установка. В ее состав входят два баллона с углекислотой массой по 25 кг
в каждом и две катушки с рукавами 2´20 м. На одной катушке установлен раструб с рукавом, а на другой – ствол-пробойник. Интенсивность подачи углекислоты 3 кг/с.

Пожарные аэродромные автомобили имеют дополнительные средства тушения. Такими средствами могут быть переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50–100 кг.

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте часто применяемые ПА различного назначения.

2. Чем вызывается направление развития ПТ многофункционального назначения?

3. Возможные направления совершенствования ПА многофункционального назначения.

4. Чем вызвана необходимость развития роботизированной техники?

5. Современные образцы роботизированной техники. Их назначение. Технические характеристики.

6. Проанализируйте огнетушащие свойства воды.

7. Сущность формирования температурно-активированной воды.

8. Пожарная техника на основе летательных аппаратов. Классификация. Область применения.

9. Пожарная техника на базе плавающих средств. Назначение.
Технические возможности.

10. Пожарная техника для тушения лесных пожаров. Классификация. Технические возможности.


[1] Слуев В. И. Теоретические принципы опасности падения человека с высоты:монография. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. – 120 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: