Рассмотрим типы критической ситуации

Стресс – состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах. Понятие стресс было введено канадским физиологом Г. Селье (1936). Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

Фрустрация – (Психол. словарь. М. 1996. обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.Фрустация возникает в условиях конфликта, когда удовлетворение наталкивается на непреодолимые

преграды. Частые фрустации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости.

Конфликт это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие существовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации.

Кризис – состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности, как дискретный момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу суицида или нервно-психического страдания. Потребность в кризисной помощи, возрастает в ситуациях катастроф, стихийных бедствиях и социальных потрясений поскольку люди переживают состояние жизненного кризиса, отягощенного трагическими переживаниями.

Обратимся к анализу возникновения конфликтов. Что происходит в душе человека, в результате чего возникает конфликт? Каким образом конфликт как особое состояние взаимодействуя возникает в процессе межличностного общения?

Левин, выводивший конфликт из актуальной жизненной ситуации индивида, характеризовал его как воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины.

Для Дойча конфликт является следствием объективного противоречия между интересами, однако "решающее условие вступление в конфликт – это… перцепция несовместимости… Психологической реальностью конфликт становиться только в том случае, если он воспринят как конфликт" (Донцов. Полозова, 1980, с.121).

Таким образом, психологи фактически сходятся в признании факторов восприятия (осознания) конфликтности ситуации (отношений) в качестве необходимого обязательного условия возникновения конфликтов.

Приоритет в четкости постановки и формулировки понятия ситуации отдается американскому социологу У. Томасу и польским социологом В Знанецким. На основании своих исследований позиция Томаса и Знанецкого звучит следующим образом:

"Мы должны поставить себя в позицию субъекта, который пытается найти свой путь в этом мире, и мы должны прежде всего помнить, что среда, которая влияет на него и к которой он пытается адаптироваться, это не объективный мир науки, это ЕГО мир, природа и общество, какими он видит их, а не как их рассматривает ученый. Индивидуальный субъект реагирует только на свой опыт, и его опыт- это не то, что абсолютно объективный наблюдатель может обнаружить в части мира, доступный индивиду, но только то, что сам индивид там находит". Результатом развития этих идей стала формулировка так называемой теоремы Томаса. Она звучит следующим образом: "Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям".

Классическим примером практической реализации теоремы Томаса является случай, описанный Р. Мертоном под названием "Самовыполняющееся пророчество". Речь идет о ситуации биржевого краха в Нью-Йорке в 1929 году, с которой началась Великая Депрессия 30-х годов. Проведенное исследование показало, что в банках были наличные деньги, но люди этому не верили, и поскольку все одновременно стали забирать свои деньги, банки один за другим обанкротились. Таким образом", люди определили ненастоящую операцию как истинную, в результате же на практике она и оказалась истинной"(Монсон, 1992, с.180).

Другой впечатляющей иллюстрацией, хорошо хорошо знакомый психологам, является знаменитый эксперимент Ф. Зимбардо, о котором он вспоминает следующим образом.

"Несколько лет назад я был суперинтендантом тюрьмы. Я прибыл в Стэнфордскую окружную тюрьму, экспериментальную тюрьму, созданную психологами для исследования динамики отношений между заключенными и охранниками. Наша мнимая тюрьма славилась "хорошими охранниками" и "хорошими заключенными"; мы знали, что это так, потому что мы ее таким образом и устраивали. Для роли тюремщиков отбирались здоровые добровольцы. Наша мнимая тюрьма вскоре стала слишком реальной. Охранники стали проявлять садизм и жестокость. Самое худшее обращение с заключенными имели место когда начальники спали." Заключенных будили несколько раз за ночь. Заключенные выглядели плохо и ужасно себя чувствовали". Зимбардо остановил эксперимент за неделю до запланированного дня окончания. Эта история убедительно иллюстрирует "определение ситуации": участники эксперимента, зная, что ситуация, в которую они включены, нереальна, искусственна, постепенно начинают вести себя так, как если бы она была реальной; и в своих действиях и переживаниях они превращаются в надзирателей и заключенных. Эти примеры, иллюстрирующие главный вывод Томаса и Знанецкого: "Мы не можем пренебрегать смыслом, значениями, которыми эти объекты обладают для осознающего индивида, поскольку именно эти значения детерминируют поведение индивида". Это было написано в 1928г.

Стремление человека к "определению ситуации", снижающему дискомфорт от чувства неопределенности, можно проиллюстрировать примером, заимствованным из художественнго текста.

Так, в "Анне Карениной" Л. Толстого Каренин в начале романа своей жены с Вронским, задумавшись о ее жизни, внутреннем мире, мыслях и желаниях, испытывает смятение, пока не находит подходящего ответа." "…Вопросы о ее чувствах, о том, что делалось и может делаться в ее душе, это не мое дело, это дело ее совести и подлежит религии", - сказал он себе и почувствовал облегчение при сознании, что найден тот пункт узаконений, которому подлежало возникшее обстоятельство".

Нетрудно заметить, что в приведенном фрагменте "облегчение" становится основной характеристикой состояния персонажей, наступающего, как бы мы сказали, после "определения ситуации".

Понятие "ситуация" довольно широко употребляется как в психологической, так и во многих других гуманитарных науках. Вместе с тем, известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов (1927-1989) отмечал, что в психологической науке на сегодняшний день

… мы пока еще не располагаем достаточно строгими способами и средствами описания ситуации (экспериментальной или жизненной) как системы. Их разработка составляет одну из важнейших задач психологии.

В отечественной наиболее распространено понимание ситуации как системы объективных обстоятельств, в условиях которых разворачивается деятельность. По мнению выдающегося психолога С.Л. Рубинштейна (1889-1960), "ситуация – это лишь один из компонентов, детерминирующих его (человека – авт.) действия". Ситуация объективна, она окружает человека. Однако, отмечая объективность ситуации, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что само присутствие человека в ситуации изменяет соотношение сил в ней. Отношение человека к ситуации определяет, что он находит в этой ситуации, как он ее воспринимает. Разное отношение людей к одной и той же ситуации зависит от того,

какое начало видит как преобладающее в ней и вносит входящий в ней человек. Иными словами, ситуация включает в себя и человека …,

относящегося тем или иным образом к тому, что в ней происходит.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что "Конфликтная ситуация" – это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека. Конфликты, так же как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам.

Например, анализ конфликтов на территории бывшей Югославии по элементам может иметь следующие варианты. Можно изучать роль сербов в этих конфликтах, их политику в течение 10 последних лет. Можно оценивать за этот же промежуток времени политику НАТО на Балканах. Можно изучать конфликт сербского и хорватского руководства в течение 1998г. Все это будет анализ конфликтов по элементам.

Изучение этих конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход. Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия затем проводится ее системный анализ. Конфликты на территории бывшей Югославии состоят из многих конфликтных ситуаций.

Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Важным компонентом ситуации являются социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Конфликт в целом может состоять из многих, нескольких или одной конфликтной ситуации.

Например, конфликт, связанный с захватом террористами заложников, может включать следующие ситуации:

· конфликтную ситуацию от момента начала захвата заложников до его завершения;

· ситуацию переговоров террористов с руководством группы по освобождению заложников;

· ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала;

· силовое освобождение заложников;

· следствие по данному делу;

· суд.

Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов разных уровней позволит выявить такие закономерности развития этих конфликтов, которые другими методами установить затруднительно. Этим методом можно успешно пользоваться во всех отраслях конфликтологии.

Для решения непосредственного конфликта или для освобождения от раздражения не поможет "выпустить пар". Все это может закончиться ссорой и криком.

Надо понять, что решить эту проблему вы сможете только успокоившись.

Еще один способ освобождения от раздражения состоит в том, чтобы не просто взглянуть на ситуацию, которая вызывает в вас чувство гнева или иные отрицательные эмоции, а спросить себя: "Какой урок я могу извлечь из этой ситуации, чтобы быть подготовленным к аналогичным ситуациям в будущем? Как мне приобрести уверенность на тот случай, если я снова столкнусь с аналогичной проблемой?". Такой подход поможет вам освободиться от отрицательных эмоций, он научит поступать правильно в аналогичных ситуациях.

Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но "определяет" ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации, тем самым фактически создавая, "конструируя" тот социальный мир, в котором живет.

Другими словами, конфликтная ситуация – это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами. Конфликты на территории бывшей Югославии состоят из многих конфликтных ситуаций.

Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов разных уровней позволит выявить такие закономерности развития этих конфликтов, которые другими методами установить затруднительно. Этим методом можно успешно пользоваться во всех отраслях конфликтологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: