Особенности изменения процесса взаимодействия автомобилей в транспортном потоке при увеличении его плотности — количества автомобилей на 1 км дороги — отражаются на количестве дорожно-транспортных происшествий и их тяжести.
Сопоставление данных многочисленных анализов дорожно-транспортных происшествий в разных странах на дорогах с двумя полосами движения при разной интенсивности движения показывает, что они закономерно располагаются около своеобразной колоколообразной средней кривой. Статистические данные были выражены в долях количества происшествий, соответствующего интенсивности 5000 авт/сут, которую можно рассматривать как предел для нормальных условий эксплуатации дорог с двумя полосами движения. При превышении этой интенсивности оправдывается переход к дорогам с двумя проезжими частями и разделительной полосой. Использованные для построения графика данные относились к фактическому количеству автомобилей без приведения их к эквивалентному количеству легковых автомобилей, хотя процент грузовых автомобилей в транспортном потоке оказывает существенное влияние на число происшествий.
|
|
На автомобильных магистралях с разделением движения по направлениям зависимость относительного числа происшествий от интенсивности движения отличается от зависимости для двухполосных дорог. При малых интенсивностях, не характерных для магистралей, наблюдается повышенная аварийность, объясняемая пониженным вниманием водителей при малой загрузке дороги и превышением скоростей. В широком интервале интенсивностей, характерных для автомобильных магистралей с четырьмя полосами движения, условия безопасности практически постоянны.
Количество ДТП зависит не только от общего числа автомобилей в потоке движения, но и от соотношения в нем автомобилей разных типов и других транспортных средств, различия в их скоростях, динамике, габаритах, грузоподъемности и степени загрузки. Чем более разнотипен транспортный поток, чем значительнее в нем диапазон скоростей, тем чаще возникают в нем потребности обгонов и тем более вероятна опасность ДТП. Существенно отражается на тяжести ДТП скорость движения. Рост тяжести последствий ДТП при высоких скоростях связан как с увеличением кинетической энергии автомобиля, так и с осложнением работы водителей, вынужденных более быстро ориентироваться в дорожной обстановке и реагировать на ее изменения.