В период отрочества (подростковый и юношеский возраст) человек проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения.
Выделив психические новообразования подросткового возраста (см. Юнита 3), психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей.
1. Развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность.
2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера.
3. Чувство взрослости – реакции эмансипации.
4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакции группирования.
5. Потребность в самоутверждении – патологические увлечения и хобби-реакции.
6. Потребность в активности и социально значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации.
7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа.
8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.
9. Повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.
Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения:
– неумение выполнять действия по образцу, инструкции;
– затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);
– инертность мыслительной деятельности;
– несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;
– неосознанность учебной деятельности (целеполагание);
– дисгармония мотивов учения.
Основными задачами психологической работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать предоставление им возможности осознать значимость приобретения ими социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций и актуализацию процесса социального самоопределения. Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность (социально-психологический тренинг), индивидуально-консультативная работа с подростками и юношами, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации; консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.
Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Задача группы социально-психологического тренинга – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.
Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям.
1. Восприятие своего “Я” через соотнесение с другими.
2. Восприятие себя через восприятие другими (использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи). Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.
3. Восприятие себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек, что закрепляет мнение о своих возможностях.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира.
5. Восприятие себя через оценку внешнего облика.
Общие цели социально-психологического тренинга, способствующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры.
Среди принципов тренинговой работы основными являются следующие.
1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников.
2. Постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.
3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем.
4. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер – сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний.
5. Добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка.
6. Постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков.
7. Погружение, требующее организации работы крупными временными блоками.
8. Изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий.
9. Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.