Психологические проблемы подросткового и юношеского возраста

В период отрочества (подростковый и юношеский возраст) человек проходит в своем развитии очень большой путь: через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и колоссальные достижения.

Выделив психические новообразования подросткового возраста (см. Юнита 3), психолог может сделать прогноз сопутствующих их становлению трудностей.

1. Развитие самосознания, формирование самооценки – незрелая личность.

2. Интенсивное формирование характера – акцентуации характера.

3. Чувство взрослости – реакции эмансипации.

4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) – реакции группирования.

5. Потребность в самоутверждении – патологические увлечения и хобби-реакции.

6. Потребность в активности и социально значимой деятельности – реакции компенсации, гиперкомпенсации.

7. Критическое мышление – негативизм и реакции отказа.

8. Любознательность и жажда проверки себя – побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.

9. Повышенная эмоциональность – аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.

Возможны и серьезные затруднения, связанные со спецификой учения:

– неумение выполнять действия по образцу, инструкции;

– затруднения при самостоятельном выполнении учебных действий (анализ, восприятие, классификация, обобщение);

– инертность мыслительной деятельности;

– несформированность самооценки и самоконтроля в учебной деятельности;

– неосознанность учебной деятельности (целеполагание);

– дисгармония мотивов учения.

Основными задачами психологической работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать предоставление им возможности осознать значимость приобретения ими социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций и актуализацию процесса социального самоопределения. Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность (социально-психологический тренинг), индивидуально-консультативная работа с подростками и юношами, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации; консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которой решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Задача группы социально-психологического тренинга – помочь каждому участнику выразить себя индивидуальными средствами. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям.

1. Восприятие своего “Я” через соотнесение с другими.

2. Восприятие себя через восприятие другими (использование информации, передаваемой окружающими на основе обратной связи). Это позволяет узнавать мнение окружающих о себе через их слова, чувства, поведенческие реакции.

3. Восприятие себя через результаты деятельности, т.е. оценку того, что сделал человек, что закрепляет мнение о своих возможностях.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных состояний, которое дает понимание своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через оценку внешнего облика.

Общие цели социально-психологического тренинга, способствующие развитию личности: а) повышение социально-психологической компетентности участников, развитие их способности активно взаимодействовать с окружающими; б) формирование активной социальной позиции подростков и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; в) повышение общего уровня психологической культуры.

Среди принципов тренинговой работы основными являются следующие.

1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников.

2. Постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.

3. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно-значимых проблем.

4. Гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер – сочетание эмоционального накала и постоянной рефлексии переживаний.

5. Добровольное участие в тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях, предполагающее личную заинтересованность подростка.

6. Постоянный состав группы, способствующий групповой динамике и самораскрытию подростков.

7. Погружение, требующее организации работы крупными временными блоками.

8. Изолированность, обеспечивающая конфиденциальность занятий.

9. Свободное пространство, создающее возможность свободного передвижения, работы в микрогруппах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: