Что вы можете сделать?

Вместе мы можем бороться против институтов и людей, стоящих у власти, которые управляют нашей жизнью и распоряжаются природными ресурсами нашей планеты, мы можем создать новое общество, свободное от эксплуатации. Рабочие могут и должны объединяться для борьбы за свои права и справедливость. Пора задуматься над тем, что едим мы и наши дети. Жители бедных стран уже объединяются, чтобы восстать против транснациональных корпораций и банков, которые господствуют в мировой экономике. Проводится все больше протестов и кампаний в защиту окружающей среды и прав животных. Почему бы и вам не присоединиться к борьбе за лучший мир?

https://www.slavrus.5u.com/

  • А. Арсеенко "Похождения "Макдональдса" в России "

До развала СССР мало кто в нашей стране знал о гигантской сети закусочных "Макдональдс", опоясавшей почти весь земной шар. И мало кто ведал, что на долю этой крупнейшей империи в сфере скоростного питания приходится около 40% мировых продаж гамбургеров - непривлекательных булочек, заполненных зачастую несвежим бифштексом с прокисшими овощными приправами. Эти пробелы в экономических познаниях наших соотечественников были с лихвой ликвидированы на "постсоветском" пространстве слащавыми голливудскими фильмами и агрессивной заокеанской рекламой.

Теперь о "Макдональдсе" в Прибалтике и СНГ знают почти все. Даже те, кто никогда не переступит порог этой забегаловки ввиду ее дороговизны, но пока остается обладателем телевизора и может оплатить лишний квт/час за просмотр продукции американской "фабрики грез" и национальных СМИ. К тому же теперь во многих "самостийных" столицах реальные, а не "киношные" "Макдональдсы" растут как грибы после дождя. И оккупируют они самые престижные места, уродуя своим затрапезным видом старинные архитектурные ансамбли, недавно вызывавшие восхищение интуристов. Особенно не повезло в этом отношении древнему Киеву, который буквально заполонили мак-поганки американского общепита, начиная с Крещатика. Единственным утешением для киевлян может служить то, что главный "Макдональдс" в столице Франции тоже ютится не на парижских задворках, а на знаменитых Елисейских полях.

Справедливости ради надо признать, что вторжение "Макдональдса" в СССР началось не с "матери городов русских", а с белокаменной Москвы еще в годы горбачевской "катастройки". 14 декабря 1989 года газета "Вашингтон Пост" поведала своим читателям об открытии самого огромного "Макдональдса" в мире в центре Москвы, в двух шагах от памятника А.С. Пушкину и Кремля. Падкая на сенсации американская "столичка" также сообщила о том, что московская забегаловка будет обслуживать 15000 посетителей ежедневно, что за право занять одно из 630 рабочих мест под "золотой аркой" мак-харчевни состязались 25000 претендентов, включая студентов самого престижного вуза страны - МГУ. Не преминула она и вспомнить, что труд персонала там будет оплачиваться по смешным расценкам - 1,5 рубля в час.

Взятие штурмом "Макдональдсом" столицы СССР стало знаковым событием в экономической истории США и Канады. О нем до сих пор рассказывают студентам на страницах вузовских учебников в Северной Америке. Автор одного из них, профессор американского университета Б. Шиллер не только воспроизвел недавно приведенный пассаж из "Вашингтон Пост" в своей "Современной экономике", но и сопроводил его "аналитической" припиской под рубрикой "Анализ": "Количество предлагаемого труда по любой данной ставке зарплаты зависит от ценности отдыха и желания дохода. Даже, казалось бы, низкий уровень предложенной зарплаты в Москве привлек большое количество рабочей силы".

О том, что рыночная колонизация труда в СССР началась с высадки канадского десанта "Макдональдса" в Москве, знают многие. О том, почему канадский филиал глобальной харчевни опередил своих конкурентов во взятии Москвы, знают немногие. К их числу принадлежит автор этих строк, работавший в начале 1980-х годов в посольстве СССР в Канаде. Как известно, им руководил тогда А.Н. Яковлев, ранее занимавший высокие посты в аппарате ЦК КПСС. В то время посол СССР и дуайен дипломатического корпуса в Оттаве гордился тем, что является носителем партбилета № 50 (со многими нулями впереди) в КПСС. Но это не помешало ему наладить тесные доверительные связи с хозяевами "Макдональдса" и выступить в качестве лоббиста канадских "Биг-Маков" в период подготовки Москвы к Олимпиаде-80. Надо полагать, не безвозмездно, так как патологическая жадность будущего "отца российской демократии" не знала пределов и была известна далеко за рамками посольства.

В бытность советским послом в Стране кленового листа Яковлев немало бумаг исписал, убеждая Центр в том, что без приглашения "Макдональдса" в Союз для обслуживания москвичей и гостей столицы во время Олимпийских игр последние не достигнут желаемого пропагандистского эффекта. Но тогда ему не удалось перехитрить Политбюро ЦК КПСС, а главному символу Олимпиады - русскому Мишке - отведать эрзац-бифштекса в обрамлении черствой, покрытой плесенью булочки. Когда же главное место в Кремле занял "меченый Мишка", а в кресло члена Политбюро уселся его "давний друг семьи" - партбилетчик № 50, все преграды на пути к экспансии "Макдональдса" в СССР были устранены.

В благодарность за проталкивание этой крупной сделки Яковлев, по словам его бывших приближенных, получил солидный пакет мак-акций в России. И, если судить по недавней беседе пресловутого телерепортера Караулова с бывшим совпослом и членом Политбюро, нынешним антикоммунистом № 1 на его даче, живется ему совсем неплохо. Таких роскошных хором и дворцов, рукотворных фонтанов и водопадов, напичканных, как канадский гамбургер, множеством образцов экзотической фауны и флоры, на скромное жалованье посла (менее 1000 канадских долларов, что равнялось в то время примерно 700 долл. США) или члена Политбюро (1200 рублей) не наживешь. Вполне понятно, что это - часть платы кремлевскому власовцу времен перестройки за продвижение интересов своих зарубежных хозяев, за вклад в разрушение СССР.

К сожалению, попытки советской разведки вывести Яковлева на чистую воду и прервать его дипкарьеру во время более чем 10-летней отсидки в Канаде не получили поддержки в Центре в период Брежнева-Черненко-Андропова. И не помешали ему продолжать плести нити заговора против СССР, в которых история с "Макдональдсом" - лишь незначительный проходной эпизод. Но с этого эпизода началось триумфальное шествие "Биг-Мака" как символа американского империализма по "постсоветскому" пространству. Несмотря на то что к началу 1990-х годов "золотая арка" империи гамбургеров серьезно зашаталась под натиском массовых социальных движений протеста против ее чудовищной эксплуататорской практики.

Реализация канадскими эмиссарами "Макдональдса" при помощи Яковлева "многомиллионного инвестиционного проекта" в Москве, о чем с пиететом писала на закате "катастройки" даже центральная партийная печать, имела далеко идущие последствия. Вскоре после открытия самой большой харчевни в мире она превратилась не только в центр пропаганды американского образа жизни, но и в любимое место ночных тусовок нарождающейся молодой столичной буржуазии. Там российские нувориши, которые сегодня обходят ее десятой дорогой, оттачивали волчьи зубы, отрабатывали мертвую хватку, заключали первые сделки, вынашивали первые бизнес-планы.

И там же другая столичная молодежь, гонимая "желанием дохода", прошла первую школу политграмоты в рамках повседневного курса "эксплуатация и отчуждение труда в условиях рыночной экономики". Обещания хозяев "Макдональдса" предоставить московскому персоналу высокие заработки и удовлетворение трудом, быстрый профессиональный рост и стремительное продвижение по службе на деле оказались таким же блефом, как и обещанное высокое качество "Биг-Маков". Все это вскоре привело к столкновению классовых интересов под "золотой аркой" в столице РФ.

Проблемы наемных работников под крышей "Макдональдса" в РФ почти ничем отличаются от участи их собратьев в других странах, опутанных его сетями и цепями. Разве что тем, что в более "цивилизованных" странах не принято называть затрушенные забегаловки с липовой позолотой "ресторанами". Как правило, в них питается не элита, а низшие слои общества. В них подвергается чудовищной эксплуатации наемная рабочая сила размером с население среднего европейского государства. Поскольку годовой бюджет "Макдональдса" повыше многих национальных бюджетов, его хозяйская власть не очень церемонится даже с национальными правительствами, особенно в странах "третьего мира" и с "переходной экономикой", не говоря о своем персонале.

Иллюзии первых молодых москвичей, клюнувших на наживку "Биг-Мака", в отношении своих перспектив под "золотой аркой" развеялись очень быстро. Еще труднее складывается трудовая судьба молодежи, пришедшей на смену пионерам капиталистических джунглей в Москве. Потогонная система труда в "Макдональдсе" напоминает автосборочный конвейер Форда, но оплачивается по весьма низким расценкам. Так, работник низшего разряда, вкалывая там в трудных условиях 40 часов в неделю, может рассчитывать на получение 3608 рублей в месяц. По московским стандартам - это мизерная сумма с учетом столичной дороговизны. Поэтому молодежь редко задерживается теперь в "королевстве гамбургеров" больше 2-3 месяцев.

Здоровье персонала меньше всего беспокоит заморских хозяев и местных менеджеров "Макдональдса". Дикая интенсификация труда там валит с ног даже молодых рабочих. Там нет места перекурам, как было принято в "тоталитарном" обществе, там в туалет не сходишь без разрешения начальства. По словам бывшего рабочего склада-холодильника "Макдональдса" И. Духовлинова, ему и его коллегам приходилось всю смену трудиться при температуре не выше -26 0С. Для того, чтобы выйти из этого ледника и погреться, отводится не более 5 минут в час. В итоге большинство рабочих склада не заработали обещанных денег, но зато заработали профзаболевание - отит. Пользоваться больничным под "золотой аркой" не принято, за это лишают премии.

Соблюдение "триады" прав трудящихся - на организацию в профсоюз, на заключение колдоговора и на забастовку - в "Макдональдсе" считается непозволительной роскошью. В этих условиях противостоять потогонной системе труда практически невозможно. В разрешение трудовых конфликтов в самой большой точке "Биг-Мака" в Москве приходилось вмешиваться Госдуме, Минтруду РФ и департаменту потребительского рынка столицы. Но ее представители имели в виду и нардепов, и путинских и лужковских чиновников. И ни разу не явились по их приглашению для "разбора полетов", предпочитая отделываться стандартными отписками и изгнанием недовольных.

В сфере трудовых отношений под "золотой аркой" действуют законы джунглей, грубо попирается человеческое достоинство. Рабочих заставляют следить друг за другом, писать доносы, подвергают унизительным процедурам. Во время работы им запрещают общаться. Самые мелкие упущения влекут за собой строгие наказания, снижение зарплаты. В усмирении непокорных используется старый, как мир, буржуазный принцип "разделяй и властвуй". Стоит рабочим только заявить о своих правах, как их сразу запугивают угрозой перенести производство в другой город или страну с менее притязательной рабочей силой, согласной трудиться на любых условиях. Так вносится раскол в рабочее и профсоюзное движение, подрывается традиционное оружие пролетариата - солидарность.

Слухи о высоком качестве питания в "Макдональдсе" оказались, как говорил известный американский писатель Марк Твен, "слишком преувеличенными". Если в начальный период "Биг-Мак" еще как-то поддерживал свою торговую марку, то потом взял на вооружение лозунг "пипл (т.е. народ) схавает все". Как свидетельствуют факты, по указанию менеджеров московского мак-комплекса здесь часто пускаются в ход кетчупы, не соответствующие микробиологическим стандартам, сухое молоко, превышающее допустимые уровни кислотности, некачественный картофель, гнилая клубника и т.д. Не гнушаются хозяева "Мака" потчевать "дорогих россиян" и генетически модифицированными продуктами, таящими в себе прямую угрозу здоровью человека.

Кто еще верит в "цивилизованный" бизнес и не понимает, что "жажда наживы" и "цивилизация" - это несовместимые понятия, тому стоит зайти на Интернет-сайт работников "Макдональдса" в Москве. Там дается взгляд изнутри на кругооборот испорченных продуктов в столичной сети "Биг-Мака": "Такие вещи, как, например, лук, салат, молочные смеси не выбрасываются никогда. (Только если все ждут проверку.) Булки выбрасывали, только если на них много плесени. Если плесени мало, давали девочке тряпочку, она сидела и протирала каждую булку". А уже использованное растительное масло, не отвечающее требованиям Госсанэпиднадзора, как говорят работники "Пушки", "сливается и продается в близлежащие ларьки, где на нем жарят беляши".

Еще хуже дела в этом отношении на периферии, куда столичные точки сбрасывают совсем негодные для употребления неликвиды. Хозяйская власть "Макдональдса" убеждена, что "провинция сожрет все", и действует там по принципу "на тебе, боже, что нам не гоже". По мере того, как мак-ажиотаж московского обывателя, по выражению украинской диаспоры в Канаде, "іде на долину", "Макдональдс" все упорнее штурмует глубинку, планирует открыть в этом году 25 новых харчевен в РФ и продолжает колонизацию "суверенных" осколков СССР, куда пришел с опозданием.

В этих условиях, надо полагать, высокая пропускная способность "Биг-Мака" сработает против его интересов, и сотни тысяч людей, посетив забегаловки под "золотой аркой", вскоре на собственном опыте убедятся, что "не все то золото, что блестит". И, наконец, поймут, что представляют собой паханы демократии яковлевского разлива, продавшие нашу Советскую Родину за 30 серебряников и пришедшие к власти на гребне волны горбачевской "катастройки".

https://communist.ru/lenta/?1318

  • McDonalds=Экономический империализм. Некоторые страны Третьего мира, где большинство детей недоедает, в то же время экспортируют основные сельхозпродукты на корм скоту в странах Первого мира. Миллионы гектаров лучших сельскохозяйственных угодий в бедных странах используются на благо развитых стран для выращивания кофе, чая, табака и проч., в то время как люди в этих странах голодают. Макдональдс напрямую участвует в этом экономическом империализме, при котором богатые становятся еще богаче, а бедные остаются бедными и голодными. Все попытки благотворительности не решают основной проблемы, того, что бедные страны эксплуатируются транснациональными корпорациями вроде Макдональдс.
    В то время как 80% работников Макдональдса заняты на неполный рабочий день, текучесть кадров составляет 60% в год (а в США доходит до 300%). Вам не кажется странным, что работники таких замечательных ресторанов увольняются после нескольких месяцев. А иногда даже недель работы в Макдональдсе? Причины того несложно понять. Для улучшения положения работников необходима защита со стороны профсоюзов. Последние опросы работников Макдональдса за рубежом показывают, что 80% из них нуждаются в помощи профсоюзов для решения вопросов, связанных с заработной платой и графиком работы. Проблема, однако, заключается в том, что во всем мире в ресторанах и на фабриках, принадлежащих Макдональдс идет активная борьба против их существования – где-то они фактически запрещены и не существуют. В таких странах, как Швеция, где подобные штучки не проходят, само существование профсоюзов является результатом борьбы работников. В России работники Макдональдс не имеют своих профсоюзов, но вовсе не потому, что их обошла стороной неповоротливая и мало способная к защите интересов работников структура ФНПР (бывших советских профсоюзов).
    Попытки создания профсоюзов самими работниками Макдональдс наталкиваются на грубое давление со стороны менеджеров – людям угрожают. Созданный вопреки этому давлению профсоюз работников фабрики Макдональдс в Солнцево до сих пор не может добиться признания своих прав (гарантированных международным и российским законодательством). На самом деле неудивительно, что Макдональдс нанимает в основном очень молодых людей, у которых еще не очень много жизненного опыта, которые заняты неполный рабочий день и которым легче уволиться и найти другую работу, чем пытаться добиться чего-то, работая в соковыжималке Макдональдса. Активное противодействие созданию и деятельности профсоюзов -- официальная, хотя не провозглашаемая открыто политика Макдональдс во всем мире. Те, кто пытается бороться за свои права, чаще всего увольняются администрацией.
    Соковыжималка Очевидно, что основной источник прибылей таких rорпоративных сетей ресторанов, как Макдональдс, это дешевая рабочая сила. Три четверти работающих в Макдональдс – люди не старше 21 года. Сама организация производства и обслуживания не требует никаких профессиональных навыков. Каждый может приготовить гамбургер по несложной инструкции, или вымыть пол в туалете или просто улыбаться посетителям. Макдональдсу нет необходимости нанимать профессиональных поваров -- они берут всех, кто готов работать за низкую зарплату.
    Проблема не только конкретно в Макдональдсе, а во всей корпоративной индустрии быстрого питания. За всеми подобными компаниями стоит безжалостная эксплуатация людей, природных ресурсов и животных. Да и еда во всех подобных заведениях примерно одинакова – красочно украшенная, но не очень вкусная и питательная. Развитие сетей ресторанов быстрого питания означает, что чем дальше. Тем меньше выбора у нас остается. Они думают только о собственном расширении и господстве, получении дополнительных прибылей за счет своих работников и потребителей. Но альтернативы этому существуют, и там, где люди действительно пытаются решать свои проблемы возникают небольшие самоорганизованные инициативы. Задача состоит не в превращении Макдональдса в огромную вегетарианскую сеть ресторанов, а в том, чтобы изменить всю эту систему. Вы считаете это невозможным? Но есть вещи, которые вы можете сделать прямо сейчас. Просто откажитесь от посещения Макдональдса и других подобных ресторанов быстрого питания. Их мощь опирается на те деньги, которые им приносят люди, потребляющие их продукцию. Исследования показывают, что значительное число посетителей ресторанов фаст-фуда приходят туда не потому, что их привлекает тамошняя пища, или что они были голодны, когда зашли туда. Все изменения в обществе начинаются с того, что отдельные личности начинают задумываться над тем, что они делают, с того, что люди начинают поступать в соответствии с тем, что они считают правильным и справедливым. Массовые социальные движения, ориентированные на изменение жизни к лучшему, как раз и состоят из таких «обычных людей», которые осознали свои действительные интересы. Не стоит недооценивать значение своих личных поступков. Если остальные еще заблуждаются относительно того, что действительно вредно, а что полезно, что хорошо, а что плохо, то почему ЛИЧНО ВЫ должны совершать глупости вместе со всеми?
    https://www.1917.com/index.html
  • Ешь фаст-фуд, и будешь как гамбургер - маленьким и толстым
    2.06.2004 18:51 | ИноСМИ.Ru

Создается впечатление, что в отношении человеческого роста размер действительно имеет значение. Существует мнение, что - по крайней мере, это касается мужчин - человек выше среднего роста автоматически приобретает преимущество в общении с сотрудниками, больше зарабатывает и быстрее продвигается по службе. В американской политике коротышкам и вовсе не везло - всего пять президентов Соединенных Штатов были ниже среднего роста.

Недавно проведенное исследование показало, что американцев очень заботит вопрос собственного роста, поскольку во всех возрастных категориях, от 20 до 84 лет, респонденты указывали значение собственного роста, превышавшее реальное. Сложно ответить, почему они все преувеличивали собственный рост. Одна из возможных причин - распространенное в западной культуре почтение к высокому росту, уверенность, что высокий рост - это хорошо, и ассоциация высокого роста с крепким здоровьем и физической силой. Все это относится к мужчинам; что касается женщин, здесь информации существенно меньше.

Проблема роста обсуждалоась недавно в одной из статей в журнале "Нью-Йоркер" (я покупаю его из-за карикатурных комиксов в конце - у одной из их самых лучших карикатуристок Роз Част сейчас своя страничка в журнале Scientific American. Мне еще нравится, что в этом общем-то популярном журнале печатаются и научные, и медицинские материалы). Рост человека определяется тем, как растут его ноги и туловище. Что касается ног, тут все понятно. Нога - вся, от бедренной кости до пальцев, - первоначально вырастает из тела эмбриона в виде маленькой структуры, около сантиметра длиной, и продолжает расти постоянно в течение еще 16 лет или около того - до конца периода полового созревания. Характеристики роста конечности определяются еще тогда, когда сама она очень маленькая. Около концов кости находятся специальные ростовые пластины, и именно они определяют процесс роста, причем мышцы вытягиваются по мере роста костей. В самих ростовых пластинах растут хрящевые клетки, которые впоследствии п остепенно замещаются костью.

Замечательно то, что в конце процесса роста ног у подавляющего большинства людей обе ноги практически одинаковы по длине, хотя все то время, пока они росли, между ними не было никакой связи. Ни один даже самый хороший врач не поверил бы, что процесс роста в течение многих лет поддерживается настолько надежно, что обе конечности вырастают практически до одинакового размера без какого бы то ни было взаимодействия между собой, однако именно об этом недвусмысленно говорят научные результаты. То же самое относится и к нашим рукам. Это происходит потому, что на процесс роста оказывают влияние гормоны и факторы окружающей среды, которые на обе конечности действуют всегда одинаково.

В Северной Европе существует тысячелетняя статистика роста солдат. Примерно в 9-м веке нашей эры люди были высокими, а в 17-м веке, наоборот, низкими. Карл Великий (император Священной Римской империи, 742 - 771 - пер.) был ростом более шести футов (183 см - пер.), однако те, кто штурмовал Бастилию (Бастилия, крепость-тюрьма в Париже, была взята народным штурмом и разрушена 14 июля 1789 года - пер.) были в среднем пяти футов (152 см) роста, только офицеры, которые хорошо питались, были дюйма на три (7,5 см) повыше. Если судить по росту, то в Америке 18 века жизнь была хороша - средний рост белых колонистов составлял пять футов девять дюймов (180 см), и даже рабы были ниже всего на дюйм (2,5 см).

Во время Гражданской войны (Гражданская война, или Война между Севером и Югом - 1861-1865 гг. - пер.) средний рост населения несколько снизился, однако самые серьезные изменения произошли во время Первой Мировой войны, когда американский солдат в среднем был на 2 дюйма (5 см) выше среднего немецкого. В течение следующих пятидесяти лет эта разница сохранилась, но уже с другим знаком, так как европейские мужчины продолжали расти, а американцы - нет. Сейчас мужчины из Северной Европы на несколько дюймов выше американцев, и их средний рост составляет пять футов и девять с половиной дюймов (182 см).

Что бы могло служить причиной такого снижения роста [в Америке]? Возможно, ключом к ответу является Голландия, где ситуация диаметрально противоположная. В Голландии живут самые высокие люди в мире: средний рост взрослого мужчины здесь - шесть футов один дюйм (185 см). Скачок, приведший к таким результатам, начался в 19-м веке, и он предположительно связан с растущим экономическим благосостоянием, в то время как снижение среднего роста американцев может быть результатом употребления ими продуктов быстрого питания и растущего разрыва между богатыми и бедными. Различные исследования подтвердили, что снижение роста американцев по сравнению с североевропейцами происходит в младенчестве и в период полового созревания. Таким образом, наиболее вероятные его причины - неправильный уход за грудными детьми и неправильная система питания подростков.

Когда в течение восьми месяцев одну группу британских детей кормили фаст-фудом - чипсами и гамбургерами, - а другой давали есть военный сухой паек - капусту и консервированную солонину, - то по окончании этого периода дети из второй группы оказались выше и стройнее своих сверстников из первой группы. Так что, возможно, что из-за той дряни, которую едят наши дети, у них развивается не только ожирение.

Проф. Льюис Уолперт - преподаватель медицинской биологии колледжа "Юниверсити", Лондон.

The Independent

ИноСМИ.Ru

  • Шведские учёные выяснили, что картофельные чипсы, картофель фри и гамбургеры содержат такое количество канцерогенов, что их фанаты практически обречены на различные онкологические заболевания либо, как минимум, на нервные расстройства.
    Исследования проводились в Стокгольмском университете (Stockholm University), а канцерогеном, который в данном случае образуется в указанных продуктах, - акриламид (acrylamide). Упрощённо говоря, причина его образования - это нагревание богатой углеводом пищи, причём это правило, оказывается, распространяется и на рис - продукт, который традиционно считается диетическим.

    Шокирующим в открытии шведских биохимиков является тот факт, что количество канцерогена в обычном пакетике с чипсами превышает максимально допустимую концентрацию, установленную Всемирной Организацией Здоровья (World Health Organization, WHO) для питьевой воды, в 500 раз. В картофеле фри, которые продаются в McDonald's (речь идёт, прежде всего, о шведских McDonald's) и бургерах (Burger King) концентрация превышала норму в 100 раз.

    По словам Лива Буска (Leif Busk), возглавляющего департамент исследований в шведской Национальной пищевой администрации (Sweden's National Food Administration), за всё время своей 30-летней специализации в "пищевой" сфере, ему "такого видеть не приходилось".

    Невероятность и значимость открытия вынудила исследователей отступить от традиционного пути всякого научного открытия: сначала рецензии коллег, потом публикации в специализированных изданиях, а уж потом "контакт с общественностью". Посчитав, что речь идёт о бомбе замедленного действия, шведы предпочли первым делом организовать пресс-конференцию.

    Акриламид - это белое или прозрачное кристаллическое вещество, растворимое в воде. Известно, что оно повреждает нервную систему и, по данным онкологов, является причиной генетических мутаций и образования опухолей в брюшной полости. Эти данные были получены в результате наблюдений над животными.

По классификации Управления по охране окружающей среды США (The US Environmental Protection Agency), акриламид входит в группу канцерогенов, последствия от контакта с которым оценивается как "средней степени тяжести".

По требованиям WHO, один литр питьевой воды должен содержать не более одного микрограмма акриламида. Согласно новым требованиям ЕС, действующим до конца 2003 года, допустимый предел концентрации снижен до 0,1 микрограмма.

Анализ показал, что акриламид является результатом нагревания продуктов. Например, подогретый картофель содержал канцерогена в 12-40 раз больше, чем подогретый гамбургер. Причём, если те же самые продукты варить, а не жарить и не нагревать в духовке, канцерогены не образуются совсем.

Как заметили взбунтовавшиеся работники одного из московских филиалов Макдональдс "Мак" - это не так круто как кажется". Кстати, они не поленились привести список используемых "пищевых" стабилизаторов, консервантов, эмульгаторов и так далее. Из них запрещены - E121, E123, E240, к группе канцерогенов относятся - E103, E105, E121, E123, E125, E126, E130, E131, E142, E152, E210, E211, E213-217, E240, E330, E447, к аллергенам - E230, E231, E232, E239, E311-313, а болезни печени и почек вызывают - E171-173, E320-322.

Fast Food: быстрая еда или медленная смерть?

  • Страдающие избыточным весом американцы намерены потребовать через суд от ресторанов McDonald's компенсации в размере 100 млрд долл. Истцы, как обычно, обвиняют McDonald's в том, что высококалорийная еда, продаваемая в этой сети ресторанов, вызывает привыкание, ведущее впоследствии к ожирению.

    О намерении подать на McDonald's в суд заявил известный американский адвокат, специализирующийся на групповых исках, Джон Бэнжаф. По его мнению, эпидемия ожирения, охватившая Штаты в последние годы, является достаточным основанием для того, чтобы судиться с одной из самых известных в мире сетей ресторанов фаст-фуд.

    "В настоящее время табачные компании должны выплатить в США для погашения расходов на здравоохранение около 200 млрд долларов. За эпидемию ожирения, причиной которой послужил как раз "мусор", выдаваемый различными компаниями за еду, кто-то также должен ответить", - цитирует юриста "ГаЗеТа".

    По словам адвоката, он располагает данными последних научных исследований, проведенных в Принстонском университете, согласно которым сочетание насыщенных жирами и сахаром продуктов, использующихся для приготовления обедов в McDonald's, вызывает у человека привыкание, аналогичное табачной зависимости.

По его подсчетам, в настоящее время уровень взрослого населения США, страдающего от ожирения, превысил 65%. При этом лечение различных болезней, связанных с избыточным весом, обходится американской системе здравоохранения в 117 млрд долларов в год. Четверть всей еды, потребляемой американцами, страдающими от ожирения, покупается в фаст-фудах. По мнению Бэнджафа, это означает, что МcDonald`s как лидер рынка отвечает за 5% ущерба, наносимого американскому здравоохранению, что составляет около 5 млрд долларов в год.

В США это уже третья волна обвинений в адрес McDonald's. Первый подобный иск появился в июле прошлого года: Цезарь Барбер из Бронкса, набрав 125 кг веса, посчитал, что в его заболеваниях, таких как диабет, высокое давление, а также в двух инфарктах, виноваты McDonald's и еще три сети фаст-фуда.

В ноябре 2002 года до суда дошли восемь подростков, страдающих от лишнего веса и регулярно питавшихся в McDonald's. Однако добиться компенсации от ресторана им не удалось. В январе этого года нью-йоркский суд отклонил иск подростков, мотивировав свое решение тем, что "в законе нет положения, которое защищало бы их от собственной невоздержанности".

Тем не менее череда судебных исков не прошла для McDonald's бесследно. Компания приняла решение обозначать содержание жира и калорий на всех своих продуктах, а также разнообразить меню салатами. Теперь посетителям McDonald's сообщается, что знаменитый BigMac содержит 493 калории и 23 грамма жира.

В России с самой известной в мире сетью закусочных фаст-фуд пока никто не судился. Однако, как отмечают эксперты, большинство россиян, лечащихся от полноты, являются завсегдатаями ресторанов именно сети McDonald's.

Тучные американцы решили разорить "Макдональдс"

  • ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ. Всем давно известентот факт, что чрезмерное употребление алкоголя плохо сказывается на состоянии здоровья. Особенно страдает печень. Однако не многие знают, что даже убежденный трезвенник может довести до плачевного состояния этот ценный орган, просто ежедневно обедая в ресторанах быстрого питания, или, проще говоря, в забегаловках. Причем на это потребуется всего лишь месяц, не более! Именно этот факт подтвердил активист южнокорейского «Гражданского движения за чистоту окружающей среды». Он провел довольно опасный эксперимент, цель которого заключалась в том, чтобы как раз за 30 дней нанести вред своему здоровью, обедая в так называемых фаст-фудах. Тем самым он хотел обратить общественное внимание на то, что погоня за временем, вследствие чего многие предпочитают есть «на ходу», непременно завершится больничной палатой. Чтобы поесть, 31-летний Юн Кван Ен выбирал самые популярные в Сеуле международные сети ресторанов-забегаловок «Макдональдс», «Бургер квин» и местную «Лоттериа». Три раза в день - утром, в обед и вечером - он заходил в одно из таких мест и заказывал традиционный гамбургер и картошку-фри. Так продолжалось почти три недели. На 18-й день, как записал он в своем дневнике и что было отмечено врачами, следившими за его состоянием, смельчак стал погружаться в депрессивное состояние и почувствовал тяжесть в движениях. Ровно через неделю доктора отметили резко ухудшение здоровья, а именно, начала «барахлить» печень - опыт постоянной еды «на скорую руку» был тут же досрочно прекращен. В настоящее время «жертва фаст-фуда» находится в больнице. Коллеги активиста сообщили, что эксперимент получит широкую огласку. Все действия товарища, подтвердили они, фиксировались на видеопленку, которая будет продемонстрирована на пресс-конференции, куда приглашены представители крупнейших корейских изданий. https://www.duel.ru/200450/?50_7_11
  • Редакционная коллегия и группа составителей академических словарей современного английского языка Merriam-Webster нанесла смертельное оскорбление транснациональной корпорации McDonald´s, включив в словарь новое слово, убийственно характеризующее характер работы в ресторанах знаменитой системы fast-food.

    Издательский дом Merriam-Webster Dictionary, постоянно следящий за состоянием и развитием живого английского языка, в ежегодные переиздания толкового словаря включает сотни неологизмов – слов, порожденных современным состоянием общества. Среди новых лексических единиц, включенных в только что изданный словарь 2002 года, содержится и понятие mcjob («работа в McDonald's»). Словарная статья истолковывает термин следующим образом: low-paying and dead-end work («низкооплачиваемая и абсолютно бесперспективная работа»). В 1991 году слово mcjob вошло из разговорного языка в литературный стараниями американского писателя Дугласа Коупленда, автора романа «Поколение Икс». На русский язык его перевели как «макрабство» («Иностранная литература» № 3 за 1998 год, перевод В. Ярцева). Теперь авторитетнейший академический словарь Webster сделал термин лингвистическим фактом.

Вениамин Гинодман “McDonald´s включен в академический словарь“

  • По утверждению немецких ученых блюда из "Макдоналдса" вредны для здоровья, сообщает "АиФ Здоровье". Ученые два года кормили подопытных крыс пищей приготовленной на этой американской кухне. Их подопечные к девятому месяцу экспремента потеряли способность к размножению, а к шестнадцатому стали страдать сердечной недостаточностью. На семнадцатом месяце были зафиксированы первые случаи смерти, а к концу второго года, внешне холеные и имеющие вполне здоровый вид крысы, стали погибать. Причина - низкокачественные жиры, на которых готовятся блюда быстрой кухни.

„Блюда из "Макдоналдса" вредны для здоровья“

· Врачи и диетологи уже не первое десятилетие обвиняют закусочные типа "Макдональдс" во всех смертных грехах – продукты, мол, там комбинируются неправильным образом, калорийность блюд зашкаливает, холестерина в мясе слишком много, картофель фри богат канцерогенами и так далее. А руководство подобных сетей общепита не скупится на средства, дабы оправдаться перед потребителями. 33-летний Морган Спурлок подверг себя эксперименту, в результате которого пришел к выводу, что еда из "бигмачной" в высшей степени вредна для здоровья человека.

Совершенно здоровый Морган Спурлок в течение месяца питался только продукцией компании "Макдональдс". В его меню входил практически весь перечень продуктов – от бутербродов до сладких коктейлей. Мистер Спурлок ел "Мак-Маффины" на завтрак, запивая их кофе со сладким пирожком, на обед он кушал "БигМак" или какой-нибудь другой бутерброд, в качестве гарнира выступал картофель фри и картофель по-деревенски, а также салаты, десерт представлял собой либо сладкие пирожки, либо мороженое. На протяжении ровно 30-ти дней Морган Спурлок не притронулся ни к какой другой пище, кроме как к блюдам, произведенным компанией "Макдональдс". В течение всего времени эксперимента мистер Спурлок занимался физкультурой в умеренных дозах.

После окончания эксперимента Морган стал толще на 14 кг – при том что он, в общем-то, не переедал, а просто утолял голод. Самочувствие его существенно ухудшилось, и экспериментатора пришлось доставить в больницу. Анализы показали, что уровень холестерина в крови больного значительно превышает норму, а печень увеличилась в размерах, как от алкоголизма. Под конец "веселого и вкусного" месяца у Моргана Спурлока начались непроходящие головные боли, он впал в депрессивное состояние и начисто забыл про влечение к женскому полу.

Для того чтобы прийти в нормальное состояние, Моргану понадобилось целых два месяца. "Никому даже в голову не могло прийти, что Морган так быстро превратится в жирную больную тушу, - говорит доктор Дэрил Исаак, наблюдавший за состоянием здоровья экспериментатора. - Тем не менее, компания "Макдональдс" продолжает настаивать на том, что из ассортимента предлагаемых продуктов можно составить диетическое меню – результаты эксперимента руководство компании не впечатлили. Более того, "Макдональдс" утверждает, что гамбургерами и "БигМаками" можно питаться каждый день".

Импотенция от "Макдональдса"

  • «Тоталитаризм» - это слово мы стали часто слышать в конце восьмидесятых. Однако после разрушения якобы тоталитарного СССР пришло царство рынка. Вот тут-то невольник-россиянин и узнал, что такое тоталитаризм. Только теперь - корпоративный, рыночный. Оказалось, что тоталитарный подход к наемному работнику присущ как раз для рожденных «свободным Западом» крупных транснациональных корпораций, составляющих костяк глобальной экономики. «Макдональдс» - одна из них.

Даша проработала в «Макдаке на Пушке» недолго. Но впечатлений ей хватило: - «Макдоналдс» (Даша выговаривает нарочито по-английски с твердым «л») - это абсолютная антиутопия. Слежка ежеминутная. Что бы ты ни делал, за тобой наблюдают все твои так называемые «сослуживцы»: менеджер, коллеги, которые хотят получить «плюс» в КЛН (контрольные листы наблюдения), заполняемые менеджерами. В конце дня работнику выставляют оценку: отличников поощряют - выдают «мак-баксы», на которые в «мак-шопе» можно купить сувениры с «мак-символикой». Какое счастье: за свои старания еще ходи да рекламируй их, носи всю эту дребедень! А какие там поздравления с днем рождения! Возле твоего имени на доске персонала, как в концлагере или в антиутопии Замятина, ставят порядковый номер.

Зарплата начинающего работника - чуть больше 160 долларов в месяц. Но это если тебя не оштрафуют за что-нибудь. Так что лезь из кожи вон, да еще на глазах не только посетителей, но и «наблюдателей с тыла». Рабочая атмосфера там - ни в коем случае не коммунизм. Каждый сам за себя. И все зависят от начальства, от того, что о них скажут и подумают «наверху»...

- Ты чувствуешь себя вначале винтиком этой системы, унижение какое-то глубокое, - продолжает Даша. Но потом начинаешь к этому привыкать, и обращение по номерам тебе уже кажется чем-то интимным. Но самое странное, что людей там держит эта идеология. Хочется быть лучшим винтиком и «ввинтиться» прочнее других. Внешне все демократично. Здесь все обращаются друг к другу на «ты», у начальства нет отчества и дверей в кабинетах. Президент российского «Макдональдса» Хамзат Хамидович Хасбулатов - или «Хахаха», как его на «максленге» называют, - может запросто встать за прилавок. Менеджеры это называют «припасть к истокам». Припадают не реже, чем раз в год. «Пушка», где я батрачила, - кузница кадров. В самом большом «Макдональдсе» в мире - от 15 тысяч посетителей в день. Конечно, тут ничего личного не остается: стандартная улыбка, стандартная еда. Многие впадают в депрессию. Те, которые не курили, - начинают курить. В обед питаются своими же гамбургерами, перерыв полчаса - и по новой.

Главный внутренний враг наемного работника - это менеджер. Но и он в корпоративной машине выступает лишь как винтик, как раб в костюме и галстуке.

Менеджер - дитя российского непроизводительного капитализма. Он ничего своими руками не создает, то есть не имеет прямого отношения к производству. Он имеет больший достаток, чем простой работник, поэтому ни о какой солидарности с ним речи быть не может. От менеджера не требуется ничего, кроме послушания, никаких творческих и глубинно-интеллектуальных способностей. Это вам не гений вроде конструктора Туполева или токарь Вася-"золотые руки", способный выточить уникальную деталь для турбины. Система построена так, что каждый менеджер легко заменяется другим, и на место уволенного надсмотрщика можно поставить другого мало-мальски грамотного человека. Понятно, почему менеджеры, эти штатные стукачи, «отращивают глаз», шпионя за персоналом: ошибки рабочих - это их хлеб. Но не только глаз, а и «язык отращивают»: вовремя сообщить начальству о чьем-то промахе, красочно настучать лучше конкурирующего в этом деле коллеги - это ведь условие продвижения по служебной лестнице. Так крупный транснациональный капитал штампует моральных уродцев не только из наемных рабочих, но и из тех, кто за ними следит. Мы получаем армию безликих доносчиков и подхалимов, еще более отвратительных, чем прежние партийно-комсомольские работники.

Григорий ДЕБЕЖ „ГАМБУРГЕР ПО ОРУЭЛУ“.

· В 1970-м американцы тратили на эту еду 6 млрд долларов в год, в 2001-м -- больше 110 млрд. Это больше, чем на высшее образование, компьютеры, автомобили. Больше, чем на книги, фильмы, журналы, газеты, видео и музыку -- вместе взятые.

2. Средний американец съедает 3 гамбургера и 4 порции картошки каждую неделю.

3. Каждый восьмой рабочий США когда-то работал в "Макдоналдсе".

4. "Макдоналдс" потребляет свинины, говядины и картофеля больше всех в США, курицы - немного меньше, чем фастфуд "Кентукки фрайед чикен".

5. Специально для "Макдональдса" выведена порода кур с огромной грудью, "Мистер МД". Из белого мяса грудки делается популярное блюдо в меню, "Чикен Макнаггетс". Это изменило всю индустрию производства курятины. Курицу стали продавать не целиком, как 20 лет назад, а нарезанной на куски.

6. Золотые арки "Макдональдса", по мнению психолога Луиса Ческина, -- фрейдистский символ. Это "пара огромных грудей" матушки Макдональдс...

7. Двум третям всех работников сети быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату, выполняя простые операции. В 1958 в "МД" появилась первая инструкция о 75 страницах, в деталях описывающая порядок всех действий по приготовлению еды и способы общения с покупателями. Сегодня в такой книге 750 страниц, и ее называют "библией Макдональдса".

8. Текучка кадров в фастфуде -- до 400%. Типичный работник уходит из кафе уже через 4 месяца. Среди работников много подростков из бедных семей и иммигрантов, особенно из Латинской Америки, которые знают по-английски только название блюд в меню.

9. Маленькая зарплата и отсутствие защиты труда подменяется созданием "духа команды" у юных работников. Уже давно менеджеров "Макдональдса" учат, как грамотно хвалить подчиненных и создавать иллюзию их незаменимости. Ведь это дешевле, чем повышать зарплату.

10. Травматизм у молодого персонала в два раза выше, чем у взрослых. Каждый год калечатся в своих кафе 200 000 человек.

11. Юная рабсила любит пошутить. Видеозаписи в фастфудах Лос-Анджелеса показали, что тинейджеры чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу, тушат сигареты о продукты, роняют их на пол. В мае 2000-го трое подростков из "Бюргер Кинга" в Нью-Йорке были арестованы за то, что около 8 месяцев плевали и мочились в блюда. В миксерах живут тараканы, а мыши лазают по ночам на оставленных для разморозки гамбургерах... Известно, что многие работники фастфуда не едят в родном кафе, пока сами не приготовят себе порцию.

12. Вкус картошки из "Макдональдса" нравится всем. Раньше он зависел исключительно от жира, в котором ее жарили. Десятки лет это была смесь 7% хлопкового масла и 93% говяжьего жира. В 1990-м люди ополчились на холестерол, и в фастфудах перешли на 100% растительное масло. Но вкус-то требовалось оставить тем же! Если вы сегодня запросите в "Макдональдсе" сведения о составе блюд, то в конце длинного списка прочитаете скромное "натуральный ароматизатор". Это универсальное объяснение
того, почему в фастфуде все так вкусно...

13. Рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах "Технология пищевой промышленности" и "Инжиниринг еды". То, что мы там едим, за последние 40 лет изменилось больше, чем за предыдущие 40 000. И вкус, и запах гамбургеров и К делается на огромных химических заводах Нью-Джерси.

14. Около 90% всех продуктов, которые мы покупаем, прошли предварительную обработку. Консервация и заморозка убивают естественный вкус еды. Потому последние 50 лет ни мы, ни фастфуд не смогли бы прожить без химических заводов.

15. Кроме вкуса продуктов для "Макдоналдса", компания "Интернейшнл Флаворс энд Фрагрансез" производит запах 6 из 10 самых популярных духов мира, включая "Бьютифул" "Эсти Лаудер" и "Трезор" "Ланкома". А также запахи мыла, средств для мытья посуды, шампуней и пр. Все это результат одного процесса. Бреешься ты фактически тем же, что у тебя на ужин.

16. Работа на мясокомбинате стала самой опасной в Америке: только официальный показатель составляет 40 000 ранений в год. Мясокомбинаты США обрабатывают до 400 туш в час, в то время как в Европе не больше 100. Из-за низкой зарплаты здесь трудятся одни иммигранты.

17. Коровы фермеров питались, как им и положено, травой. Коровы, предназначенные для большой фастфудовской мясорубки, за три месяца до умерщвления огромными стадами загоняются на специальные площадки, где их кормят зерном и анаболиками.

18. Одна корова может съесть больше 3000 фунтов зерна и набрать 400 фунтов веса. Мясо при этом становится очень жирным, в самый раз для фарша.

19. Рост цен на зерно ухудшил и без того ужасную ситуацию. До 1997 года -- первого звонка от коровьего бешенства -- 75% американского скота ели останки овец, коров и даже собак и кошек из приютов для животных. За один 1994 год коровы США съели 3 млн фунтов куриного помета. После 1997-го в рационе остались добавки из свиней, лошадей и кур вместе с опилками из курятников.

20. Ожирение -- вторая после курения причина смертности в США. Каждый год от него умирают 28 тысяч человек. В 2 раза возрос уровень ожирения у англичан, которые больше всех европейцев любят фастфуд. В Японии с их морской и овощной диетой толстых раньше почти не было -- сегодня они стали как все.

Вся правда о "Макдоналдс": куры-мутанты, коровы-каннибалы, моча в Кока-коле?

· От книги Эрика Шлоссера "Нация фастфуда" содрогнулись все макдональдсовые столики мира. Несколько лет журналист Шлоссер изучал, как система быстрого питания перепахала не только диету, но даже пейзаж сначала Америки, а затем и других континентов. Он знает, откуда берется мясо (и потому перестал есть говяжий фарш), почему так вкусна жареная картошка и какова настоящая цена гамбургера, которую не вывешивают над прилавком. Изложив все это в книге, Шлоссер до сих пор отбивается от разозленных акул американского пищепрома. А в газетах получил, например, такие отзывы: "Посидите полчасика с этой книжкой, получите лучшую диету" ("Санди Геральд") и "Этого чтения достаточно, чтобы превратить Шварценеггера в вегетарианца" ("Сиэтл Уикли")...
И правда, после прочтения книги уже почему-то не хочется, чтобы "Макдональдс" и его клоны быстрее доползли до Сибири.

Когда гамбургеры попали на конвейер Американцы заселяли свой Запад на автомобилях, меняя облик Южной Калифорнии сетью дорог. К 1940 году в Лос-Анджелесе был миллион машин: больше, чем в 41 штате. Именно в Калифорнии появился первый в мире мотель и отец фастфуда -- драйв-ин, придорожный ресторанчик. Водителей заманивали яркие неоновые вывески и девочки в коротких юбках, так называемые "кархопс" -- дорожные официантки, которые брали заказы и приносили еду прямо в машину.
Драйв-ины в 50-е были бешено популярны. При них выросли даже церкви с призывами "Помолись в семейном автомобиле".

Два брата Ричард и Морис Макдональдсы приехали в Калифорнию в начале Великой депрессии, искать работу в Голливуде. Устанавливая декорации на студии, они накопили немного денег и открыли кинотеатр. Но заведение не приносило прибыли, и тогда братья решили присоединиться к модному бизнесу. Их "Макдональдс бразерс бюргер бар драйв-ин" с хотдогами оказался на удивление прибыльным.

К концу 40-х годов братьям надоело нанимать новых официанток, все время менявших места работы, разыскивать хороших поваров и закупать тарелки, которые покупатели-тинейджеры постоянно колотили. Сами покупатели-тинейджеры тоже им надоели.

Макдональдсы закрыли свою лавочку и через 3 месяца открыли вновь. Но все было по-другому. Они установили огромные грили, выкинули две трети пунктов из меню, оставив то, что не надо есть с ножом и вилкой. Заменили фарфоровую посуду бумажной.
Впервые применили на кухне принцип конвейера: один работник жарил котлетки, другой укладывал их в булку. Все гамбургеры теперь делались с одной начинкой: кетчуп, лук, горчица, два маринованных огурца. Рекламный слоган заведения гласил: "Представьте - никаких официантов - никаких посудомоек -- никаких водителей. Самообслуживание!"
За счет всего этого гамбургеры стали вдвое дешевле, и от покупателей не было отбоя.

Для работы братья наняли юношей, полагая, что девушки привлекут ненавистных подростков, а это отвратит всех прочих клиентов. Расчет был верен. Вскоре очереди заметно повзрослели, а в газетах написали: "Наконец-то рабочие семьи могут накормить своих детишек в ресторане". Непрофессионал Ричард сам придумал дизайн кафе. Чтобы его было видно издалека, он установил на крыше две золотые арки, подсвеченные неоном. Так родился один из знаков нашего времени.

Конкуренты разевали рты. Вскоре по всей стране появились заведения с надписями "Наш ресторан такой же, как "Макдональдс"!". Идея путешествовала от одного лавочника к другому. Из этих кафе выросли все гиганты сети быстрого питания. А "Макдональдсов" из 250 в 1960-м стало 3000 в 1973-м.

Накрыть своей сетью всю Америку братьям помог талантливый бизнесмен Рей Крок.
Когда-то он был джазовым музыкантом, играл в борделе, потом продавал всякую ерунду...
Бросив взгляд на ресторанчик "МД", Крок понял, что с таким можно покорить весь мир.

Братья Макдональдс не были так амбициозны. Они стригли по 100 тысяч в год, имели большой дом и три кадиллака и совсем не любили путешествовать. Потому оба согласились на предложение Крока -- продавать франшизы всем желающим открыть новое кафе.
Вначале право открыть "Макдональдс" стоило 950 долларов. Сегодня -- 500 000.
А Крок стал отцом-основателем "Макдональдс корпорейшн".

Кормит детей и кормится детьми
Братья Макдональдсы делали ставку на семью. Крок пошел дальше и научился продавать товар детям. В начале бизнеса он облетал города на своей "Чессне", чтобы высмотреть, где находятся школы.
В середине 70-х в Америке был в разгаре бэби-бум, но не так уж много имелось чистых и удобных мест для семейного отдыха. А ведь каждый ребенок мог привести с собой не только двоих родителей, но и бабушку с дедушкой... Крок любил повторять, что он работает не в "пищепроме", а в шоу-бизнесе.
Цветные уголки с горками, шариковыми бассейнами, клоуном Рональдом (появился в 60-е благодаря телепрограмме) и едой, завернутой в яркую упаковку, приворожили детей.

Сейчас в "Макдональдсах" США 8000 игровых площадок, в "Бюргер Кингах" -- 2000.
"Площадки приводят детей, дети -- родителей, родители -- деньги". Каждый месяц сюда приходят 90% всех американских отпрысков. Кроме площадок и клоуна их привлекают игрушками, которые вместе с гамбургером и колой входят в набор "Хэппи милз" - "Счастливая еда". Игрушки выпускают сериями после выхода очередного мультика или фильма, их хочется собрать в коллекцию... Мягких зверей "Бини бэби", набитых шариками, за 10 дней в 1997-м продали 100 миллионов!

В результате современный ребенок объедается гамбургерами и пьет в три раза больше колы, чем 30 лет назад. В Америке колу пьют даже 2-летние малыши.
(Сегодня тактику Крока переняли множество компаний, осознав, что дети -- беспроигрышная категория покупателей, на которую терзаемые чувством вины занятые родители тратят все больше денег.)

По большому счету, вся индустрия фастфуда рассчитана на детей. Это то, что кормит детей и кормится ими одновременно: главной рабочей силой этих кафе являются старшеклассники.
Двум третям всех работников сети быстрого питания нет 20. Они работают за очень маленькую плату, выполняя простые операции. В 1958 в "МД" появилась первая инструкция о 75 страницах, в деталях описывающая порядок всех действий по приготовлению еды и способы общения с покупателями. Сегодня в такой книге 750 страниц, и ее называют "библией Макдональдса".

Текучка кадров в фастфуде -- до 400%. Типичный работник уходит из кафе уже через 4 месяца. Среди работников много подростков из бедных семей и иммигрантов, особенно из Латинской Америки, которые знают по-английски только название блюд в меню.

Маленькая зарплата и отсутствие защиты труда подменяется созданием "духа команды" у юных работников. Уже давно менеджеров "Макдональдса" учат, как грамотно хвалить подчиненных и создавать иллюзию их незаменимости. Ведь это дешевле, чем повышать зарплату.

Травматизм у молодого персонала в два раза выше, чем у взрослых. Каждый год калечатся в своих кафе 200 000 человек. Кроме того, фастфуды часто подвергаются разбойным нападениям -- в основном со стороны тех же тинейджеров, которые там работали или работают. 4-5 человек погибают на работе каждый месяц. В 1998-м в США работников ресторанов было убито больше, чем полицейских офицеров.

Юная рабсила любит пошутить. Видеозаписи в фастфудах Лос-Анджелеса показали, что тинейджеры чихают в еду, лижут пальцы, ковыряют в носу, тушат сигареты о продукты, роняют их на пол. В мае 2000-го трое подростков из "Бюргер Кинга" в Нью-Йорке были арестованы за то, что около 8 месяцев плевали и мочились в блюда. В миксерах живут тараканы, а мыши лазают по ночам на оставленных для разморозки
гамбургерах... Известно, что многие работники фастфуда не едят в родном кафе, пока сами не приготовят себе порцию.

Мистер Картофан
Неформальный девиз штата Айдахо: "У нас хорошая картошка и... ну, и больше ничего.
Но картошка хорошая!" Еще в 20-е годы в этом краю с теплыми днями, прохладными ночами и легкими вулканическими почвами сложилась супериндустрия картофеля.

Урожай нужно было пристраивать. Американцы в то время ели картошку вареной, печеной или в пюре, но постепенно любовь к картошке фри, рецепт которой еще в 1802-м привез из Франции президент Джефферсон, распространилась повсюду. Успешный картофельный фермер Джей Ар Симплот всегда держал нос по ветру. И вскоре его химики усовершенствовали технологию быстрой заморозки.

Симплот начал торговать морожеными ломтиками в 1953-м. К своему удивлению, вначале он не мог найти достаточно покупателей. В то же время для Рея Крока картошка была головной болью. Пользуясь популярностью не меньше гамбургеров, она отнимала кучу времени. И тогда Крок решил прикупить мороженой картошки у Симплота.

Посетителям кафе понравилось. Вернее, они ничего не заметили. Зато резкое снижение цены прибавило "френч фрай" популярности: ее стали потреблять почти в 8 раз больше. (А Симплот с легкой руки фастфуда стал одним из самых богатых людей Америки и крупнейших землевладельцев. Этот престарелый мультимиллиардер ходит в ковбойской шляпе, обедает в "МД" и ездит на линкольне с номером "Mr. Spud" -- "Мистер Картофан".)

Современный картофельный завод -- торжество прогресса. Картошку сортируют автоматически, моют, сушат под паром так, что отваливается шкурка. Затем автоматически режут, а камеры с разных сторон высматривают дефекты клубней и вышибают такие картофелины паром, чтобы в специальном отсеке осторожно срезать пораженный участок. Нарезанная картошка опускается в огромные чаны с кипящим маслом, ее жарят до легкого хруста, замораживают, сортируют с помощью компьютера, особой центрифугой укладывают в одном направлении, пакуют и везут в ресторан. Осенью к картошке добавляют сахар,
весной убирают -- и вкус всегда остается неизменным.

Ты бреешься тем же, что жуешь на ужин
Вкус этой картошки из "Макдональдса" нравится всем. Раньше он зависел исключительно от жира, в котором ее жарили. Десятки лет это была смесь 7% хлопкового масла и 93% говяжьего жира. В 1990-м люди ополчились на холестерол, и в фастфудах перешли на 100% растительное масло. Но вкус-то требовалось оставить тем же! Если вы сегодня запросите в "Макдональдсе" сведения о составе блюд, то в конце длинного списка прочитаете скромное "натуральный ароматизатор". Это универсальное объяснение
того, почему в фастфуде все так вкусно...

Фастфуд рождался в эру Эйзенхауэра, очарованную технологиями, во времена лозунгов "Улучшим жизнь химией" и "Атом -- наш друг". Рецепты картошки и гамбургеров надо искать не в кулинарных книгах, а в трудах "Технология пищевой промышленности" и "Инжиниринг еды". Почти все продукты поступают в кафе уже морожеными, консервированными или сушеными, и кухни этих кафе становятся последними инстанциями в ряду сложного промышленного процесса. Такая простая на вид еда перелопачена на сто раз. То, что мы там едим, за последние 40 лет изменилось больше, чем за предыдущие 40 000. И вкус, и запах гамбургеров и К делается на огромных химических заводах Нью-Джерси.

Около 90% всех продуктов, которые мы покупаем, прошли предварительную обработку.
Но консервация и заморозка убивают естественный вкус еды. Потому последние 50 лет ни мы, ни фастфуд не смогли бы прожить без химических заводов.

Индустрия вкуса засекречена. Ведущие американские компании ни за что не разгласят ни точных формул своего продукта, ни имен основных клиентов. Чтобы посетители кафе быстрого питания думали, что у него отличная кухня и талантливые повара...

Перед тем как посетить один из заводов компании "Интернейшнл Флаворс энд Фрагрансез"
("Международные вкусы и ароматы"), Шлоссер подписал обязательство не разглашать названия продуктов, содержащих продукцию компании. Он побывал в лабораториях "легких закусок", которые отвечают за вкус хлеба, чипсов, крекеров, хлопьев; кондитерской -- она "делает" мороженое, конфеты, пирожные и зубную пасту; лаборатории напитков, откуда истекает "правильное" пиво и "100%-ный" сок. Запах земляники -- это по меньшей мере 350 химикатов. Больше всего вкусовых добавок и красителей в газировках. Можно придать еде запах свежескошенной травы или немытого тела...
Кстати, разница между "натуральными" и "искусственными" ароматизаторами абсурдна.
И те, и другие состоят из одного и того же, получены благодаря высокоразвитым технологиям и сделаны на одном и том же заводе. Просто первые получают, подвергая химическим реакциям натуральные продукты, а вторые "собирают" искусственно. Кроме вкуса продуктов, компания производит запах 6 из 10 самых популярных духов мира, включая "Бьютифул" "Эсти Лаудер" и "Трезор" "Ланкома". А также запахи мыла, средств для мытья посуды, шампуней и пр.

Все это результат одного процесса. Бреешься ты фактически тем же, что у тебя на ужин.
Доказано, что вкусовые предпочтения, как и личность, формируются в первые годы жизни. Маленькие дети едят в фастфудах, и это становится для них "счастливой едой" на всю жизнь...

Кого едят коровы
Ковбои и ранчеры всегда были иконой американского Запада. Но больше полумиллиона из них за последние 20 лет продали скот и сменили занятие. Всю мясную промышленность прибрали к рукам крупные корпорации, работающие на фастфуд. Изменилось все: от содержимого коровьей кормушки до зарплаты мясника. Работа на мясокомбинате стала самой опасной в Америке: только официальный показатель составляет 40 000 ранений в год. Мясокомбинаты США обрабатывают до 400 туш в час, в то время как в Европе не больше 100. Из-за низкой зарплаты здесь трудятся одни иммигранты.

Но изменился не только процесс забоя скота. Он лишь последняя капля в цепочке роковых для мясной промышленности перемен.
Коровы фермеров питались, как им и положено, травой. Коровы, предназначенные для большой фастфудовской мясорубки, за три месяца до умерщвления огромными стадами загоняются на специальные площадки, где их кормят зерном и анаболиками.

Одна корова может съесть больше 3000 фунтов зерна и набрать 400 фунтов веса.
Мясо при этом становится очень жирным, в самый раз для фарша.
Рост цен на зерно ухудшил и без того ужасную ситуацию. До 1997 года -- первого звонка от коровьего бешенства -- 75% американского скота ели останки овец, коров и даже собак и кошек из приютов для животных. За один 1994 год коровы США съели 3 млн фунтов куриного помета. После 1997-го в рационе остались добавки из свиней, лошадей и кур вместе с опилками из курятников.

Осторожно: фарш!
В начале ХХ века у гамбургеров была плохая репутация. Они считались опасной едой бедняков, которую продавали только с тележек у фабрик или на ярмарках.
"Есть гамбургеры -- все равно что питаться из мусорного ведра", -- писали тогда газеты. Поправить репутацию булки с котлетой удалось в 20-е годы компании "Белый замок", которая установила свои грили на виду у публики. Потом подоспели драйвины и семейная политика "Макдональдса". Гамбургеры показались всем идеальной детской едой: легко жевать, держать в руке, сытно и недорого.

И самыми жуткими жертвами гамбургеров тоже оказались дети. Больше 700 детей заболели в Сиэтле в 1993-м и шестеро умерли, пообедав в фастфуде "Джек ин зе Бокс". В течение 8 лет после этого случая аналогичную инфекцию подцепили полмиллиона человек.
Из них сотни были убиты гамбургерами, а именно содержащейся в фарше колибактерией.

Колибактерию 0157H7 выделили впервые в 1982-м. Она мутирует из обычной бактерии кишечника и выделяет токсин, поражающий его внутреннюю оболочку. 5% заболевших умирают в страшных муках, при этом антибиотики бессильны. Колибактерии необыкновенно устойчивы -- к кислоте, хлорке, соли, морозу, живут в любой воде, сохраняются на прилавках неделями, а для инфицирования организма их нужно всего пять. Можно подцепить колиинфекцию, поплавав в озере или поиграв на зараженном ковре.

Этот мутант живет в коровах десятки лет. Но изменения в выращивании и забое скота создали идеальные условия для его распространения. Санитарные условия в коровьих загонах сравнивают со средневековым городом, где текли реки из нечистот. А когда шкуры обдираю


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: