планирование финансовых результатов»
Цель:изучить основные положения и аналитические возможности системы «директ-костинг», научиться определять безубыточный объем продаж и зону безубыточности предприятия.
Методические рекомендации:
Главная особенность метода «директ-костинг» состоит в том, что затраты на конкретную продукцию планируются и учитываются только в части переменных затрат, тогда как постоянные расходы периода покрываются полученной прибылью. Таким образом, предприятие получает маржинальный доход (МД):
МД = В – 3пер = П + Зпост (1)
где В – выручка от продажи продукции;
Зпост – затраты постоянные (суммарные);
Зпер – затраты переменные (суммарные);
П – прибыль от реализации продукции.
Метод разработан как инструмент учета и анализа взаимосвязей в системе: затраты – выпуск –цена –прибыль. Данная зависимость выражается формулой:
(2)
где С – себестоимость реализованной продукции;
ц – цена единицы продукции;
зпер – переменные затраты на единицу продукции;
N – объем продаж (производства) продукции;
d – маржинальная прибыль на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль).
Соответствующий содержанию соотношения (2) график взаимосвязи показателей объёма производства, затрат и прибыли представлен на рис. 1.
Рис. 1. Взаимозависимость показателей объёма производства, затрат и прибыли
Уравнение позволяет произвести следующие вычисления:
1. Расчет критического объема производства (продаж), обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
где d – доля маржинального дохода в выручке:
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении (шт.):
2. Расчет критического уровня цены реализации (Цкр) (минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия):
3. Определение объема реализации продукции для получения определенной суммы прибыли:
Полученная величина сравнивается с безубыточным объемом продаж в натуральном измерении. Делается вывод о том, сколько продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и сколько для того, чтобы получить прибыль.