Тема: «Определение безубыточного объема продаж и

планирование финансовых результатов»

Цель:изучить основные положения и аналитические возможности системы «директ-костинг», научиться определять безубыточный объем продаж и зону безубыточности предприятия.

Методические рекомендации:

Главная особенность метода «директ-костинг» состоит в том, что затраты на конкретную продукцию планируются и учитываются только в части переменных затрат, тогда как постоянные расходы периода покрываются полученной прибылью. Таким образом, предприятие получает маржинальный доход (МД):

МД = В – 3пер = П + Зпост (1)

где В – выручка от продажи продукции;

Зпост – затраты постоянные (суммарные);

Зпер – затраты переменные (суммарные);

П – прибыль от реализации продукции.

Метод разработан как инструмент учета и анализа взаимосвязей в системе: затраты – выпуск –цена –прибыль. Данная зависимость выражается формулой:

(2)

где С – себестоимость реализованной продукции;

ц – цена единицы продукции;

зпер – переменные затраты на единицу продукции;

N – объем продаж (производства) продукции;

d – маржинальная прибыль на единицу продукции (удельная маржинальная прибыль).

Соответствующий содержанию соотношения (2) график взаимосвязи показателей объёма производства, затрат и прибыли представлен на рис. 1.

Рис. 1. Взаимозависимость показателей объёма производства, затрат и прибыли

Уравнение позволяет произвести следующие вычисления:

1. Расчет критического объема производства (продаж), обеспечивающего безубыточную деятельность предприятия.

Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:

где d – доля маржинального дохода в выручке:

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении (шт.):

2. Расчет критического уровня цены реализации (Цкр) (минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия):

3. Определение объема реализации продукции для получения определенной суммы прибыли:

Полученная величина сравнивается с безубыточным объемом продаж в натуральном измерении. Делается вывод о том, сколько продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и сколько для того, чтобы получить прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: