Назовите основные этапы процесса самовоспитания?

2. Какова роль педагога в организации процесса самовоспитания?

3. Назовите возрастные особенности процесса самовоспитания, дайте им краткую характеристику.

4. Назовите основные методы, приемы и средства самовоспитания?

5. Составьте программу самовоспитания (не забудьте учесть возраст занимающегося, вид спорта, личные предпочтения спортсмена в выборе средств и методов самовоспитания).

Специфика коллективных взаимоотношений при занятиях

физической культурой и спортом

План.

1. Характеристика коллектива, его основные функции.

2. Особенности спортивного коллектива.

3. Этапы развития детского спортивного коллектива.

4. Условия развития детского спортивного коллектива.

Воспитание в коллективе и через коллектив - один из важных принципов воспитания, отражающий объективную закономерность человеческого общения. Воспитание в коллективе, с одной стороны, обеспечивает развитие индивидуальности, с другой – развивает общественное сознание его членов. Коллектив представляет особую форму взаимоотношений между его членами, которые обеспечивают принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива по педагогическому принципу: индивид в коллективе получает возможность всестороннего развития собственных задатков.

Коллектив - это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно-ценностный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения (А.С. Макаренко). На этой основе все члены данной группы вступают в определенные отношения взаимной ответственности, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех и их одинаковой ответственности перед коллективом.

Основными признаками коллектива являются:

· наличие общеколлективных целей, причем не любых групповых целей, а тех, которые полезны для всего общества, вынесены за сферу интересов данной общности;

· реализация общеколлективной цели путем организации совместной деятельности по ее осуществлению;

· определенная организационная структура, органы управления и самоуправления;

· система сложившихся в коллективе отношений, сущность которых заключается в сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи при сознательном взаимном стремлении всех к достижению поставленных целей.

В.А. Сластенин выделяет три воспитательные функции коллектива:

· организационная – коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

· воспитательная – коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

· функция стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов, регулирует поведение всех членов, их взаимоотношения.

Типология коллективов разностороння. По содержанию объединяющей членов коллектива деятельности они делятся на: учебные, трудовые, научные, общественно-политические, художественно-творческие, клубные, спортивные.

В спортивном коллективе его членов объединяет совместная спортивная деятельность. Основными формами объединения являются спортивные команды, секции, спортивные школы, общества.

Характерными особенностями спортивного коллектива являются:

· Добровольность вхождения и выхода из коллектива. В спортивные секции приходят по собственному желанию, руководствуясь индивидуальными интересами, склонностями и способностями к спортивным занятиям. Это создает благоприятные предпосылки для успешной спортивно-педагогической работы по сплочению коллектива. Принцип добровольности налагает на тренера дополнительную ответственность – если занимающиеся не удовлетворены, они могут прекратить посещение занятий.

· Динамичность состава. По данным исследований О.А. Ильина, З.Д. Юдина за 3 – 4 года занятий состав коллектива может обновляться на 65 – 70%. Этот факт объясняется многими причинами: смена места жительства, потеря интереса, болезнь занимающегося, однако наиболее часто это связано с неудовлетворенностью своим положением в группе (команде), взаимоотношениями с тренером или со спортсменами. Кроме того, по ходу отбора наиболее перспективных и одаренных спортсменов, происходит отсев занимающихся, не проявивших определенных способностей в избранном виде спорта. Отсутствие стабильности списочного состава усложняет работу тренера по формированию коллектива, однако его целеустремленное и педагогическое руководство, высокая мотивация спортсменов и традиции, позволяют спортивным группам успешно развиваться, формируясь в высоко эффективный коллектив.

· Пребывание в условиях повышенных требований (физические напряжения, их повышенный фон). Спорт связан с регулярными тренировками. Они требуют от спортсменов огромной затраты физических сил и времени, проявления волевых усилий. На фоне физического утомления и дефицита свободного времени спортсменам приходится отказываться от удовольствий, которые доступны сверстникам.

· Возможности формирования положительных и отрицательных черт характера (высокие эмоционально-волевые напряжения). Спортивная тренировка и соревнования развивают у спортсмена силу воли, целеустремленность, активность, инициативность, мужество, смелость, дисциплинированность, самообладание. Важно, чтобы положительные качества, выработанные спортивными занятиями, превратились в устойчивые черты характера, проявляющиеся во всех сферах деятельности человека. Однако существенные различия в темпах достижения спортивных результатов каждым, система поощрений, необходимость индивидуализации тренировки, изоляция от семьи, частые переезды и другие причины могут создавать предпосылки для формирования отрицательных черт характера, как зазнайство, тщеславие, высокомерие, эгоизм и т.д.

Формирование коллектива длительный и сложный процесс, подчиненный определенным закономерностям. Поскольку коллектив есть система связей личностей, то изменения, происходящие с членами коллектива, отражаются на состоянии, уровне, ступени развития коллектива, и, наоборот, изменения, происходящие в детском коллективе, отражаются на личностях, составляющих этот коллектив.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти определенный путь качественных преобразований. А.С. Макаренко выделяет на этом пути несколько этапов (стадий) развития коллектива (рис. 6.), рассматривая в качестве критериев развития, во-первых, источник выдвижения требований и инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности; во-вторых, отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям.

Первый этап характеризуется предъявлением педагогом определенных, четких, единых требований. Воспитательного коллектива в это время ещё нет, а есть только "организационная единица" (класс, группа, секция), и о коллективе можно говорить лишь как о потенциальной возможности. Воспитанники безразличны к положению дел в коллективе и не предъявляют никаких требований друг к другу. Становление коллектива возможно только при организации непрерывной совместной творческой деятельности его членов в достижении общественно значимой цели. Постепенное накопление положительного опыта участия воспитанников в коллективной деятельности, совместное планирование предстоящих дел, обсуждение проделанного способствуют формированию коллективистических взаимоотношений, ответственной зависимости, возникновению делового общения, создают атмосферу заинтересованности воспитанников делами коллектива.


Рис. 6. Стадии развития коллектива (по А.С.Макаренко)

Основой целью педагогического руководства на первом этапе является организация его членов, не имеющих достаточного положительного опыта участия в коллективной деятельности в данных условиях.

На первом этапе решающими факторами выступают высокая требовательность, твердость, последовательность, бескомпромиссность педагога, единство требований ко всем членам коллектива.

Важнейшим шагом по пути к коллективной жизни будет выявление и оформление актива, который составит будущее ядро коллектива и станет опорой его движения вперед. Актив - это те члены группы, которые действуют в соответствие в интересами коллектива и благожелательно относятся к начинаниям и требованиям педагогов.

Второй этап характеризуется тем, что актив поддерживает требования педагога и сам предъявляет их к членам коллектива. Педагоги уже не решают единоначально возникающие в коллективе вопросы. Они привлекают к этому актив, проводя с ним предварительную воспитательную работу. Способы организации коллективной жизни усложняются, вводятся элементы самоуправления.

Важной особенностью второго этапа является постоянное усложнение практической деятельности и взаимодействия воспитанников. Творческий характер деятельности коллектива на втором этапе проявляется в самостоятельном планировании, подготовке, проведении и совместном обсуждении многих важных коллективных дел. В ходе такого делового роста коллектива происходит формирование у воспитанников устойчивых мотивов деятельности, бурное развитие отношений творческого сотрудничества и взаимопомощи.

В этом процессе начавшегося самодвижения коллектива роль актива трудно переоценить. Очень важно, чтобы активисты пользовались уважением в коллективе, были примером, чётко выполняли свои обязанности и не злоупотребляли своим положением. Наделяя актив значительными правами, следует предъявлять к нему повышенные требования.

Развитие коллектива не может остановиться на этом этапе, когда активно действующей силой является лишь часть коллектива. Если развитие коллектива задержится на этом этапе, возникает опасность отрыва и даже противопоставления актива остальным членам группы. Необходим переход от активной деятельности лишь части коллектива к активной деятельности всех его членов.

Третий этап развития коллектива наиболее существенный и продуктивный к его деятельности. К третьему этапу коллектив подходит, опираясь на приобретённый опыт яркой, увлекательной совместной деятельности. Заинтересованность в делах коллектива проявляет не только актив, но и все его члены. Третий этап в жизни коллектива характеризуется наличием в нём общественного мнения. Формирование общественного мнения становится возможным вследствие целенаправленной и последовательной работы педагога в этом направлении.

Этому способствуют коллективные обсуждения планов мероприятий, итогов совместных дел коллектива, поступков отдельных его членов, беседы и лекции о событиях в стране и за рубежом, использование средств наглядной агитации, печати, радио, кино. Немалое значение имеет гласность успехов коллектива и отдельных его членов. Педагоги организуют совместную деятельность членов коллектива с таким расчетом, чтобы все имели возможность накопить положительный опыт общения с товарищами в различной обстановке и научились влиять на формирование личных взаимоотношений и т.д.

Постоянное целенаправленное формирование у каждого члена коллектива общественно-ценных мотивов деятельности способствует становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана. Такие отношения можно рассматривать как показатель нравственной зрелости коллектива. Этот вид отношений характеризуется готовностью помочь каждому члену коллектива, искренней заинтересованностью и вниманием друг к другу, общим дружелюбным тоном, интересам к другим коллективам, отсутствием изолированности, или чрезмерной популярности отдельных членов коллектива.

Указанные особенности третьего этапа - главное свидетельство того, что не только актив, но и все члены коллектива могут предъявлять друг к другу требования широкого нравственного плана.

Спортивный коллектив, как и любой другой явление динамическое, непрерывно развивающееся. Меняются в процессе своего развития спортсмены, образующие коллектив, изменяются объединяющие их связи и отношения, а следовательно, изменяется и сам характер воздействия коллектива на личность.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной коллективной деятельности, которая должна строится с соблюдением ряда условий:

1. Умелое предъявление требований. Предъявление требованийтесно связано с приучением и упражнением занимающихся. При его реализации необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Очень важно, чтобы требования тренера поддерживались большинством занимающихся. Достичь такого состояния помогает актив, с подбора этого опорного ядра начинается работа каждого тренера по формированию коллектива.

2. Организация перспективных устремлений занимающихся. Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Роль тренера заключается в помощи каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

3. Организация самоуправления. Предполагает самое широкое участие спортсменов в организации и управлении делами своего коллектива. В этой работе у занимающихся воспитываются организаторские навыки и способности, развивается ряд важных коллективистских качеств.

4. Накопление и укрепление традиций. Традиции содействуют воспитанию чувства долга, гордости за коллектив, за его успехи, помогают вырабатывать общие нормы поведения, общественное мнение. К традициям спортивного коллектива можно отнести: заботу о новых его членах, периодичность проведения праздников и различных церемоний и т.д. Система традиций во многом определяет стиль и тон коллектива, т.е. типичные черты его жизни и деятельности.

Тренер – преподаватель для эффективного управления развитием детского спортивного коллектива должен уметь:

1. Осуществлять диагностику развития коллектива, характера внутри коллективных отношений.

2. Определять социально значимые и привлекательные для детей цели и перспективы развития детского коллектива.

3. Педагогически целесообразно планировать и стимулировать деятельность спортивного коллектива, создавать необходимые организационные, психолого-педагогические и ресурсные условия.

4. Сочетать педагогическое руководство с развитием инициативы, самодеятельности и коллективного творчества детей.

5. Организовывать коллективное самоуправление, обеспечивать органичное сочетание управления и самоуправления, тактично осуществлять педагогическое руководство детским самоуправлением.

6. Применять адекватные методы, приемы и техники управления внутригрупповым общением, совместной деятельностью.


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные особенности спортивного коллектива? Как Вы считаете на всех ли стадиях развития коллектива ему свойственная выделенная выше специфика, обоснуйте свой ответ.

2. Как Вы считаете, какую роль играет коллектив для решения учебно-воспитательных задач при занятиях физической культурой и спортом? Зависит ли это от вида спорта.

3. Какие еще теории поэтапного развития группы как коллектива Вы знаете?

4. Существует ли по Вашему мнению проблема социальной и спортивной адаптации в группе? Если да, то какая роль отводится преподавателю, тренеру для урегулирования возникших проблем. Попробуйте спроектировать конфликтную ситуацию и найти пути выхода из нее.

5. Какими необходимыми умениями должен обладать тренер-преподаватель для эффективного управления развитием детского спортивного коллектива?

Цели и задачи воспитания при занятиях

физической культурой и спортом

План.

1. Физическая культура личности, ее структура.

2. Критерии сформированности физической культуры личности.

3. Принципы формирования физической культуры личности.

Гуманизация образования, ставящая во главу свободу, интересы и потребности личности, в значительной степени обусловила пересмотр взглядов на содержание и организационные формы педагогической деятельности. В этой связи современные концептуальные положения физического воспитания потребовали пересмотра целеполагающих установок.

На первый план в качестве основной цели выдвигается формирование физической культуры личности, обладающей хорошо развитым образовательным потенциалом, обеспечивающим преемственный переход от физического воспитания к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, А.В. Петьков, Г.М. Соловьев и др.).

Г.М. Соловьев дает следующее определение понятия «физическая культура личности» - это социально-детермированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных в ее физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

На данный момент нет однозначной точки зрения на структуру физической культуры личности, например М.Я. Виленский в структуру физической культуры включает: мотивационно-ценностную ориентацию личности на активно положительное отношение к физической культуре во всех сферах жизнедеятельности, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих ее познавательную и практическую эмоционально окрашенную деятельность, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенство, проявление в них самодеятельности; физическое совершенство личности, предполагающее такой уровень здоровья, физического развития, психофизиологических и физических возможностей, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально-значимой деятельности и жизнедеятельности; практико-деятельностный компонент, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности (познавательной, пропагандисткой, организаторской и др.), а также в реализации здорового образа жизни.

В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев под физической культурой личности понимают триединство компонентов: аксиологического, образовательного и потребностного в отношении физической культуры как таковой.

А.В. Петьков выделяет следующие основные структурные компоненты физической культуры личности:

· знания о путях и средствах физического совершенствования человека, сформированные двигательные умения и навыки;

· компонент практического применения этих знаний, что составляет образованность индивидуума в сфере физической культуры;

· ценностно-мотивационные ориентации личности на деятельностное и активное отношение к освоению физической культуры, использования в основных сферах жизнедеятельности, сформированную жизненную потребность в занятиях физическими упражнениями;

· включенность личности в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии человека;

· высокий физический потенциал личности, определяющий уровень развития ее психофизиологических и физических способностей к активной социально-преобразовательной деятельности;

· сознательную и активную реализацию физического потенциала каждого человека в образе и стиле жизни.

Г.М. Соловьев физическую культуру личности рассматривает как взаимосвязь компонентов: знания и интеллектуальные способности, физическое совершенство, мотивационно-ценностные ориентации, социально-духовные ценности, физкультурно-спортивная деятельность.

Под критериями сформированности физической культуры личности понимается совокупность объективных субординированных и субъективных показателей, дающих качественную характеристику ее состояния, опираясь на которые можно выявить ее существенные свойства и меру проявления в деятельности.

А.П. Петьков выделяет следующее критерии:

· степень сформированности потребности в физической культуре и способы ее удовлетворения;

· выраженность эмоционально-волевых и нравственных проявлений личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности (самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, самообладание, способность к сопереживанию, коллективизм, патриотизм, порядочность, принципиальность, трудолюбие, долг, личностная ответственность и др.);

· удовлетворенность и отношение к выполняемой деятельности;

· проявление самодеятельности, самоорганизации, самообразования и самовоспитания в физической культуре;

· уровень сформированности психофизиологических и физических возможностей и отношение к ним;

· владение средствами, методами, умениями и навыками, необходимыми для формирования собственного физического совершенства и организации физкультурно-спортивной деятельности;

· содержание преобладающей мотивации в физкультурно-спортивной деятельности и ее направленности;

· системность и глубина усвоения научно-практических знаний, необходимых для понимания сущности особенностей природных и социальных процессов функционирования физической культуры, умения их творчески применять в жизни;

· интенсивность участия в физкультурно-спортивной деятельности (затрачиваемое время, регулярность);

· характер сложности и творческий уровень ее выполнения, обусловленный наличием соответствующей подготовленности.

Таким образом, о сформированности физической культуры можно судить на основании того, как и в какой конкретной форме реализуется на практике система личностных отношений к физической культуре, направляющих личность на практическое применение ее норм и критериев оценки, помогающих адекватно организовывать поведение и деятельность, определяющих творческое решение возникающих перед ней жизненных и профессиональных задач и проблем.

Основные принципы формирования физической культуры личности:

1. Принцип адекватного целеполагания. Заключается в том, что процесс образования должен носить целеполагающий характер. Точное определение и указание цели – это центральная, главная задача. Выбор цели должен отвечать условиям жизненности, реалистичности и диагностичности.

2. Принцип функциональной и методической готовности. Определяет готовность участников педагогического процесса к обучению: учащийся должен обладать определенным, соответствующим возрасту и ступени обучения уровнем функциональной готовности, педагог должен быть достаточно методически готов к работе с определенным содержанием программ и контингентом учащихся.

3. Принцип развивающего обучения. Обучение должно носить развивающий личность характер.

4. Принцип управляемости и диагностичности. Необходимым условием управления является «включение» диагностики в виде механизмов контроля, коррекции дидактического процесса. По их результатам организуется коррекция способов управления и поиск новых способов управления формированием физической культуры личности.

5. Принцип функциональной и образовательной адаптивности. Процесс обучения и тренировок должен строится на основе баланса системы «адаптация - реадаптация», что при умелом использовании позволяет добиться высоких темпов результатов в двигательной деятельности.

6. Принцип единства индивидуализации и дифференциации. Его реализация возможна на базе объективной информации об индивидуальных особенностях учащихся, степени развития их физической культуры, уровня ориентации на самопознание, самооценку, саморефлексию.

7. Принцип профессиональной направленности. Проявляется в организации процесса физического воспитания с профессиональной направленностью, подборе средств профессионально-прикладной физической подготовки в соответствии с требованиями к обеспечению профессиональной готовности специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: