План
1. Педагогическая технология, качественная характеристика и уровни.
2. Сущность педагогических инноваций, основные критерии.
3. Основные направления педагогических инноваций в области физической культуры и спорта.
Любая деятельность, как отмечает В.П. Беспалько может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием сначала американской школы, а затем и европейской. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и т.д.
В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию – как совокупность средств, методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
В.А. Сластенин педагогическую технологию рассматривает как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология - это строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Б.Б. Айсмонтас при проведении уровневого анализа понятия «педагогической технологии» выделяет:
· Локальный (модульный) уровень (локальная педагогическая технология) – технология отдельных частей дидактических и воспитательных задач (отдельных видов деятельности), формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д.
· Частнометодический (предметный) уровень (частнометодическая педагогическая технология) – используется в значении термина «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, в работе отдельного учителя, воспитателя.
· Общепедагогический (общедидактический) уровень (общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология) – характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. В данном случае педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается и алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
В.А. Сластенин, например, выделяет технологию конструирования педагогического процесса, технологию осуществления педагогического процесса, технологию организации учебно-познавательной деятельности, технологию организации развивающих видов деятельности, технологию педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений и др.
Основными качественными характеристиками педагогической технологии являются:
· концептуальность - педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
· системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязанностью всех его частей, целостностью;
· управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
· эффективность – педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного результата;
· воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогических технологий в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Таким образом, технологический подход таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса не только по данному предмету, но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования.
В этом контексте интересен подход Ю.Д. Железняка и В.М. Минбулатова, которые сущность технологичности образования и воспитания видят «в текучести явлений и их процессуальности, ориентированных на обеспечение заранее определенных результатов педагогической деятельности». По их мнению, технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса. Продолжительность одного цикла и количество циклов в «технологической цепочке» зависят от места и функции учебного предмета в структуре содержания общего и профессионального образования.
На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации педагогических технологий, однако выделяются две градации: традиционные и инновационные. Традиционное обучение опирается в основном на объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, а основная сущность сводится к процессу передачи готовых знаний.
Инновация или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Основными критериями педагогических инноваций являются:
· новизна - абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности и областью применения;
· оптимальность - достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;
· результативность – обеспечение целостного понимания, восприятия и формирования личности;
· возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
К 80-м г.г. XX столетия стала очевидной необходимость радикального обновления учебно-воспитательного процесса в области физической культуры и спорта. Большинство выдвигаемых концепций критически оценивали традиционные подходы к пониманию целевой ориентации предмета «Физическая культура», содержание образования по дисциплине, организацию учебно-воспитательного процесса и методы практической реализации. Были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной ее трактовки на формирование личной физической культуры занимающихся.. которые обусловили потребность в модернизации других значимых элементов: педагогических принципов, содержания образования, форм организации и технологии практической реализации учебно-воспитательного процесса.
Среди идей модернизации теории и практики физической культуры выделились две доминирующие тенденции. Одна из них — ориентация содержания предмета и технологии его реализации на повышение образовательной направленности дисциплины, формирование средствами физической культуры личности учащегося, другая — повышение тренировочного эффекта учебно-воспитательного процесса.
В качестве важного составляющего обновления системы обучения, воспитания и развития в процессе преподавания физической культуры обоснован комплекс принципов ее перестройки – демократизация, гуманизация, интенсификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а также деятельностный подход к разработке содержания образования и др.
Л.И. Лубышева (1992) обозначила положения, на которых базируется современное физкультурное воспитание:
· требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует всю педагогическую систему на обязательный учет индивидуальности человека, развитие его самостоятельности, приобщение к здоровому образу жизни в интересах личности и безусловном уважении ее свободы;
· развитие демократических начал и либерализация процесса воспитания в целях перехода к педагогике сотрудничества, предоставления каждой личности возможности осваивать, реализовывать и преумножать ценности физической культуры путем свободного выбора средств, форм и методов физического совершенствования;
· гармонизация содержания физкультурного образования, которое обеспечивает соразмерное представление в нем способов духовного, чувственного и телесного развития человека, а также возможности для использования ценностей физической культуры как предпосылки для гармонического формирования всесторонне развитой личности;
· непрерывное развитие содержания физкультурного воспитания как динамическое преобразование многовариантного педагогического процесса, построенного на применении гибких методов обучения и воспитания, обуславливающего творческий поиск и новаторство педагогов, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся;
· признание необходимости интеллектуализации процесса формирования физической культуры личности, поскольку только на основе знания и достаточного объема информации о путях освоения физкультурных ценностей можно осуществить реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм, методов и ориентиров физического самосовершенствования;
· ориентация на формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению физкультурных ценностей, к развитию мотивационно-потребностной сферы и к саморганизации здорового стиля жизни.
Конкретизация цели образования требует новых подходов к организации учебного процесса по физическому воспитанию. Значительный вклад в разработку применения технологий личностно – ориентированного образования в сфере физической культуры внесли С.В. Барбашов, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.Я. Найн т др.
А.Я. Найн и Ф.Н. Клюевым разработана модель личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в начальном профессиональном образовании, специфика которой заключается в предоставлении учащимся возможности добровольно выбирать различные уровни освоения программ, формы занятий, методы, способы оценивания и организации учебной деятельности в зависимости от особенностей развития личности.
С.В. Барбашов в разработке теоретико-методических основ личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников выдвигает основные требования реализации технологии такие как: опора на максимальное лексическое значение речи применительно к сфере физической культуры и способам мышления каждого ученика; формирование сенсорных способностей и пространственных представлений; удовлетворения эмоцинального насыщения положительными эмоциями и чувствами от преодоления физических, эмоциональных и социальных трудностей и достижения успехов в физическом совершенствовании, познании нового, ощущении общего и личностного роста; формировании двигательных умений и навыков для сопряженных с физической культурой школьных образовательных сфер.
В данных работах освещены вопросы системного применения основных концептуальных положений личностно – ориентированного образования.
Интересные идеи концептуально-инновационного характера представленные в концепции физического воспитания и спортивной подготовки, разработанных авторской группой под руководством В.К. Бальсевича.
Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич считает использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индивидуально определенных образовательных стандартов.
Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание.
Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления. Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.
Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских играх, направленности идей олимпизма на формирование личности, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие качественные характеристики педагогической технологии Вы знаете?
2. Дайте характеристику основных педагогических технологий в физической культуре и спорте.
3. Какие еще современные тенденции в области физической культуры Вам знакомы помимо указанных в пособии? Приведите примеры, дайте краткую характеристику.
4. В чем состоит сущность педагогических инноваций в области физической культуры и спорта? основные критерии.
5. Назовите основные направления педагогических инноваций в области физической культуры и спорта.
Литература для самостоятельной подготовки |
1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
3. Гуманистический потенциал спорта и пути его реализации: Метод. пособие / Сост.: Т.Г. Ольхова, В.А. Стрельцов. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2004.
4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2000.
6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992.
7. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1998.- № 4.
8. Основы физической культуры. Социально-педагогические аспекты здорового образа жизни: Учебное пособие. Часть 4 / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов. – Челябинск, 1997.
9. Педагогические инновации по педагогике, физической культуре и туризму / Сборник научных статей. – Челябинск: ЧЦ УО РАО, 2001.
10. Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму / Материалы региональной науч.- метод. конференции. – Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.
12. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Сост. А.В. Царик. – М.: Советский спорт, 2002.
13. Стрельцов В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 4.
Педагогика физической культуры и спорта
Учебное пособие
Пешкова Наталья Виллиевна
Пешков Андрей Александрович
Оригинал-макет подготовлен составителями
Сдано в печать 16.10.2004 Формат 60х84/16
Усл.печ.л. - 4,9. Уч.- изд. л. - 4,1. Печать трафаретная
Тираж 100. Заказ № 148
Отпечатано в типографии Курганского ИПК и ПРО
Сургутский государственный университет
628400, Ханты-Мансийский округ,
г. Сургут, ул. Энергетиков, 14
Тел. (3462) 52-47-00, факс (3462) 52-47-29