в сфере физической культуры и спорта

План

1. Педагогическая технология, качественная характеристика и уровни.

2. Сущность педагогических инноваций, основные критерии.

3. Основные направления педагогических инноваций в области физической культуры и спорта.

Любая деятельность, как отмечает В.П. Беспалько может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Любое планирование, а без него не обойтись в педагогической деятельности, противоречит экспромту, действиям по наитию, по интуиции, т.е. является началом технологии.

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием сначала американской школы, а затем и европейской. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и т.д.

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию – как совокупность средств, методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

В.А. Сластенин педагогическую технологию рассматривает как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Педагогическая технология - это строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Б.Б. Айсмонтас при проведении уровневого анализа понятия «педагогической технологии» выделяет:

· Локальный (модульный) уровень (локальная педагогическая технология) – технология отдельных частей дидактических и воспитательных задач (отдельных видов деятельности), формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоение новых знаний, технология повторения и контроля материала и т.д.

· Частнометодический (предметный) уровень (частнометодическая педагогическая технология) – используется в значении термина «частная методика», т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, в работе отдельного учителя, воспитателя.

· Общепедагогический (общедидактический) уровень (общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология) – характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени образования. В данном случае педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается и алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

В.А. Сластенин, например, выделяет технологию конструирования педагогического процесса, технологию осуществления педагогического процесса, технологию организации учебно-познавательной деятельности, технологию организации развивающих видов деятельности, технологию педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений и др.

Основными качественными характеристиками педагогической технологии являются:

· концептуальность - педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;

· системность педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязанностью всех его частей, целостностью;

· управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

· эффективность педагогические технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного результата;

· воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогических технологий в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Таким образом, технологический подход таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса не только по данному предмету, но и по многим другим на всех уровнях функционирования системы образования.

В этом контексте интересен подход Ю.Д. Железняка и В.М. Минбулатова, которые сущность технологичности образования и воспитания видят «в текучести явлений и их процессуальности, ориентированных на обеспечение заранее определенных результатов педагогической деятельности». По их мнению, технологический подход основывается на признании циклического характера учебного процесса. Продолжительность одного цикла и количество циклов в «технологической цепочке» зависят от места и функции учебного предмета в структуре содержания общего и профессионального образования.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации педагогических технологий, однако выделяются две градации: традиционные и инновационные. Традиционное обучение опирается в основном на объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения, а основная сущность сводится к процессу передачи готовых знаний.

Инновация или нововведения характерны для любой профессиональной деятельности человека. Инновации являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Основными критериями педагогических инноваций являются:

· новизна - абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная, отличающаяся степенью известности и областью применения;

· оптимальность - достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;

· результативность обеспечение целостного понимания, восприятия и формирования личности;

· возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

К 80-м г.г. XX столетия стала очевидной необходимость радикального обновления учебно-воспитательного процесса в области физической культуры и спорта. Большинство выдвигаемых концепций критически оценивали традиционные подходы к пониманию целевой ориентации предмета «Физическая культура», содержание образования по дисциплине, организацию учебно-воспитательного процесса и методы практической реализации. Были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной ее трактовки на формирование личной физической культуры занимающихся.. которые обусловили потребность в модернизации других значимых элементов: педагогических принципов, содержания образования, форм организации и технологии практической реализации учебно-воспитательного процесса.

Среди идей модернизации теории и практики физи­ческой культуры выделились две доминирующие тенденции. Одна из них — ориентация содержания предмета и технологии его реа­лизации на повышение образовательной направленности дисцип­лины, формирование средствами физической культуры личности учащегося, другая — повышение тренировочного эффекта учеб­но-воспитательного процесса.

В качестве важного составляющего обновления системы обучения, воспитания и развития в процессе преподавания физической культуры обоснован комплекс принципов ее перестройки – демократизация, гуманизация, интенсификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а также деятельностный подход к разработке содержания образования и др.

Л.И. Лубышева (1992) обозначила положения, на которых базируется современное физкультурное воспитание:

· требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует всю педагогическую систему на обязательный учет индивидуальности человека, развитие его самостоятельности, приобщение к здоровому образу жизни в интересах личности и безусловном уважении ее свободы;

· развитие демократических начал и либерализация процесса воспитания в целях перехода к педагогике сотрудничества, предоставления каждой личности возможности осваивать, реализовывать и преумножать ценности физической культуры путем свободного выбора средств, форм и методов физического совершенствования;

· гармонизация содержания физкультурного образования, которое обеспечивает соразмерное представление в нем способов духовного, чувственного и телесного развития человека, а также возможности для использования ценностей физической культуры как предпосылки для гармонического формирования всесторонне развитой личности;

· непрерывное развитие содержания физкультурного воспитания как динамическое преобразование многовариантного педагогического процесса, построенного на применении гибких методов обучения и воспитания, обуславливающего творческий поиск и новаторство педагогов, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся;

· признание необходимости интеллектуализации процесса формирования физической культуры личности, поскольку только на основе знания и достаточного объема информации о путях освоения физкультурных ценностей можно осуществить реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм, методов и ориентиров физического самосовершенствования;

· ориентация на формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению физкультурных ценностей, к развитию мотивационно-потребностной сферы и к саморганизации здорового стиля жизни.

Конкретизация цели образования требует новых подходов к организации учебного процесса по физическому воспитанию. Значительный вклад в разработку применения технологий личностно – ориентированного образования в сфере физической культуры внесли С.В. Барбашов, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, А.Я. Найн т др.

А.Я. Найн и Ф.Н. Клюевым разработана модель личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в начальном профессиональном образовании, специфика которой заключается в предоставлении учащимся возможности добровольно выбирать различные уровни освоения программ, формы занятий, методы, способы оценивания и организации учебной деятельности в зависимости от особенностей развития личности.

С.В. Барбашов в разработке теоретико-методических основ личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников выдвигает основные требования реализации технологии такие как: опора на максимальное лексическое значение речи применительно к сфере физической культуры и способам мышления каждого ученика; формирование сенсорных способностей и пространственных представлений; удовлетворения эмоцинального насыщения положительными эмоциями и чувствами от преодоления физических, эмоциональных и социальных трудностей и достижения успехов в физическом совершенствовании, познании нового, ощущении общего и личностного роста; формировании двигательных умений и навыков для сопряженных с физической культурой школьных образовательных сфер.

В данных работах освещены вопросы системного применения основных концептуальных положений личностно – ориентированного образования.

Интересные идеи концептуально-инновационного характера пред­ставленные в концепции физического воспитания и спортивной подготовки, разработанных авторской группой под руководством В.К. Бальсевича.

Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич счита­ет использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индиви­дуально определенных образовательных стандартов.

Научно-тех­нологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленно­сти содержания педагогического процесса в общеобразователь­ной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллек­туальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, ком­муникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму кон­версии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспи­тание.

Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления. Олимпийская культура с ее мощным гуманизирующим содержанием способна преодолеть уже сложившуюся практику утилитарного отношения к физической культуре, наполнить процессы физического воспитания и спортивной подготовки культурным и духовным смыслом на основе идеалов, воплощенных в Олимпийской хартии.

Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских иг­рах, направленности идей олимпизма на формирование лично­сти, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие качественные характеристики педагогической технологии Вы знаете?

2. Дайте характеристику основных педагогических технологий в физической культуре и спорте.

3. Какие еще современные тенденции в области физической культуры Вам знакомы помимо указанных в пособии? Приведите примеры, дайте краткую характеристику.

4. В чем состоит сущность педагогических инноваций в области физической культуры и спорта? основные критерии.

5. Назовите основные направления педагогических инноваций в области физической культуры и спорта.

Литература для самостоятельной подготовки

1. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.

3. Гуманистический потенциал спорта и пути его реализации: Метод. пособие / Сост.: Т.Г. Ольхова, В.А. Стрельцов. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2004.

4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Пед. общество России, 2000.

6. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М.: ГЦИФК, 1992.

7. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 1998.- № 4.

8. Основы физической культуры. Социально-педагогические аспекты здорового образа жизни: Учебное пособие. Часть 4 / П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов. – Челябинск, 1997.

9. Педагогические инновации по педагогике, физической культуре и туризму / Сборник научных статей. – Челябинск: ЧЦ УО РАО, 2001.

10. Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму / Материалы региональной науч.- метод. конференции. – Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002.

11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.

12. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации / Сост. А.В. Царик. – М.: Советский спорт, 2002.

13. Стрельцов В.А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 4.

Педагогика физической культуры и спорта

Учебное пособие

Пешкова Наталья Виллиевна

Пешков Андрей Александрович

Оригинал-макет подготовлен составителями

Сдано в печать 16.10.2004 Формат 60х84/16

Усл.печ.л. - 4,9. Уч.- изд. л. - 4,1. Печать трафаретная

Тираж 100. Заказ № 148

Отпечатано в типографии Курганского ИПК и ПРО

Сургутский государственный университет

628400, Ханты-Мансийский округ,

г. Сургут, ул. Энергетиков, 14

Тел. (3462) 52-47-00, факс (3462) 52-47-29


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: