Условия:
1. Договор перевозки грузов - коносамент
2. Раскрыть содержание статей типичного чартера: Лейдейс. Канцеллинг,
Оплата грузовых работ
Ответы:
1. Коносамент (Bill of Lading - B/L) применяется в качестве договора морской перевозки обычно в линейном судоходстве при доставке мелких партий груза. Судовладелец выступает как общественный перевозчик (common carrier). Он самостоятельно определяет состав флота на линии, порты захода, частоту рейсов, расписание, разрабатывает коммерческие условия B/L, тарифы и предлагает организованную им систему транспортных услуг всем грузоотправителям. Отдельные партии груза размещаются перевозчиком (капитаном) на судне по его усмотрению, исходя из общих интересов рейса. Только перевозка груза на верхней палубе должна быть согласована с грузовладельцем, и на лицевой стороне коносамента делается соответствующая отметка (on deck). Перевозчик имеет право после принятия данной партии грузить или выгружать любые другие грузы в этом или ином порту линии, выполнять различные вспомогательные операции и ремонтные работы, а также доставлять груз с перевалкой в промежуточном порту на другое судно или другой вид транспорта. Условия перевозки и тарифы действуют для всех грузоотправителей в течение длительного периода - вплоть до изменения. В определенных случаях (постоянный грузоотправитель, большой размер партии, недогруз судна или наличие в порту порожних контейнеров) линия может согласовывать с клиентом значительные скидки с объявленных тарифных ставок.
|
|
2.1 Срок готовности судна к погрузке в чартере устанавливается судовладельцем не конкретной датой, а в виде интервала между двумя календарными датами. Первая дата кратко называется laydays. Если судно прибудет в порт раньше, то фрахтователь имеет право не принимать его, и счет сталиийного времени начнётся только после наступления даты laydays. Вторая дата называется cancelling. Если судно не будет готово к погрузке в течение этой даты, то фрахтователь имеет право расторгнуть чартер. В некоторых современных чартерах в боксовой форме раздельно указываются дата ожидаемой готовности судна к погрузке (expected ready to load) или первый день сталиии (first layday) и дата канцеллинга.
Обычно в чартере указывается, что laydays начинаются с начала официальных рабочих часов порта (например, с 8 часов), a cancelling date истекает с окончанием официальных рабочих часов порта (например, в 16 часов). В процессе переговоров по заключению чартера весь интервал называется lаycan и задается как единое целое (например, 5-5.06.2000).
2.2 Оплата грузовых работ
Применяемые в рейсовых чартерах варианты распределения расходов по погрузке и выгрузке груза между судовладельцем и фрахтователем могут быть сведены к следующим шести стандартным схемам:
|
|
• Судовладелец несет расходы по оплате грузовых работ и в порту погрузки и в порту выгрузки (gross terms).
• Судовладелец свободен от оплаты погрузки, но несет расходы по укладке (штивке) груза и по его выгрузке (free in).
• Судовладелец свободен от оплаты погрузки и укладки (штивки) груза, но несет расходы по выгрузке (free in and stowed).
• Судовладелец свободен от оплаты выгрузки, но оплачивает погрузку и укладку груза (free out).
• Судовладелец свободен от расходов по погрузке и выгрузке груза, но оплачивает его укладку free in and out (fio).
• Судовладелец свободен от оплаты погрузки, выгрузки и укладки груза - free in and out and stowed (fios).