Измерительная шкала | Меры положения или меры центральной тенденции | Меры изменчивости или меры рассеивания |
Шкала наименований (номинальная, номинативная) | Мо — мода | fi— абсолютная частота pi— относительная частота, или частость, или вероятность р% i— процентная частота |
Шкала порядка (ординальная) | Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили | fi— абсолютная частота Fi— накопленная абсолютная частота pi— относительная частота, или частость, или вероятность р% i— процентная частота Pi — накопленная относительная частота Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение AsQ — квартильный коэффициент асимметрии |
В случае «длинных» шкал и/или большого объема выборки | ||
М= — среднее арифметическое | s— среднеквадратическое или стандартное отклонение | |
Интервальная шкала (шкала равных интервалов) | Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили М= — среднее арифметическое | Все виды частот: fi pi р% i Fi Pi Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение D — дисперсия s— среднеквадратическое или стандартное отклонение As— коэффициент асимметрии Ex— коэффициент эксцесса V— коэффициент вариации |
Пропорциональная шкала (шкала равных отношений) | Мо — мода Различные квантили: Ме — медиана Q1, Q2=Ме, Q3— квартили D1 ……… D9— децили Р1 ………. Р99 — процентили М= — среднее арифметическое G —среднее геометрическое (средний прирост признака) Н— среднее гармоническое (средняя скорость изменения признака) | Все виды частот: fi pi р% i Fi Pi Q— междуквартильный размах или полуинтерквартильное отклонение D — дисперсия s— среднеквадратическое или стандартное отклонение As— коэффициент асимметрии Ex— коэффициент эксцесса V— коэффициент вариации |
Контрольные вопросы для самопроверки:
|
|
1. Приведите определение случайного события.
2. Почему результаты психологических исследований считаются случайными событиями?
3. Какие могут появляться ошибки при построении графиков, приводящие в ложной интерпретации результатов исследования?
4. В каких случаях предпочтительнее пользоваться относительными частотами?
5. В каких случаях чаще всего пользуются процентными частотами?
6. Что такое вариационный ряд?
7. В каких случаях результаты целесообразно представлять в виде сгруппированного распределения?
8. Что отражают меры положения?
9. Что отражают меры изменчивости?
Материалы для изучения темы:
а) основная литература:
1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О. Ю. Ермолаев. - 5-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2011. - 336 с. - С. 36-42.
|
|
2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с. - Гл. 3 (С. 30-38).
б) дополнительная литература:
1. Гласс Дж. Статистические методы в педагогике и психологии [Текст]. / Дж. Гласс, Дж. Стенли— М., 1976. – 494 с. - С. 30-36; 42-55.
2. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии [Текст]: учебно-методический комплекс / А. Н. Кутейников. - СПб.: Речь, 2008. - 172 с.: табл. - С. 21-28.
3. Резник А. Д. Книга для тех, кто не любит статистику, но вынужден ею пользоваться. Непараметрическая статистика в примерах, упражнениях и рисунках. [Текст]. / А.Д. Резник. — СПб.: Речь, 2008. – 265 с.; илл.— Гл. 1 (С. 17-23).