Главной целью деятельности любой фирмы является максимизация прибыли. Реальная возможность реализации этой стратегической цели ограничена издержками производства и спросом на продукцию. Издержки – это основной ограничитель прибыли и главный фактор, влияющий на объем предложения. Принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины в перспективе.
В экономической науке сложились два подхода к категории издержек производства:
1. социально-экономический (К.Маркс);
2. неоклассический (А.Маршалл).
Согласно первому подходу издержки анализируются из затрат труда и капитала, без рыночных факторов. Выделяются: издержки производства и издержки обращения, а также издержки предприятия и общества.
Издержки производства – это стоимость, потребленных средств производства (сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов) и рабочей силы на производство и реализацию товаров и услуг. По величине различают общественные издержки и издержки предприятия.
|
|
Общественные издержки производства включают не только расходы на производство товаров и услуг, но и на их доставку и реализацию. Они составляют внутреннюю стоимость товара и служат основой цены предложения, которая должна не только покрыть затраты, но и дать прибыль.
Издержки предприятия – это затраты предприятия на изготовление товаров. Эта часть издержек называется себестоимостью. Снижение себестоимости – основной фактор повышения рентабельности (прибыльности) предприятия. Пути снижения определяются на основе анализа структуры себестоимости, основными элементами которой являются:
Сырье, основные и вспомогательные материалы……………………………………. | 67,4% |
Топливо и энергия……………………………………………………………………… | 6,7% |
Амортизация……………………………………………………………………………. | 9,0% |
Заработная плата и отчисления на социальное страхование………………………... | 13,9% |
Прочие затраты…………………………………………………………………………. | 3,0% |
Таким образом, зная структуру себестоимости выпускаемой продукции, возможно обоснованно определить. Где именно можно сократить затраты и как сохранить, а еще лучше – повысить качество продукции.
Издержки обращения – это затраты живого и прошлого труда в денежной форме, необходимые для обслуживания процесса обращения товаров от производителей до потребителей. Совместно с издержками предприятия они образуют общественные издержки производства. По участию издержек обращения в образовании стоимости товара они делятся на дополнительные и чистые издержки.
Чистые издержки обращения – это расходы, обусловленные исключительно самим процессом купли-продажи; расходы, необходимые для реализации стоимости товара. К таким расходам относятся затраты на оплату труда, рекламу и т.д.
|
|
Дополнительные издержки обращения – это расходы, связанные с продолжением производственного процесса в сфере обращения. К ним относятся: транспортировка, упаковка, расфасовка, хранение и т.д.
Второй, неоклассический подход к определению величины издержек производства несколько отличается. Суть современного подхода выражена в концепции «издержек упущенных возможностей» (альтернативные издержки). Отправная позиция этой концепции следующая:
запасы ресурсов ограничены;
имеются несколько возможностей применения этих ресурсов.
Следовательно, использование какого-либо ресурса в производстве того или иного товара является результатом выбора между несколькими альтернативными вариантами использования данного ресурса.
Неоклассики, учитывая такие особенности, как редкость используемых ресурсов и возможности альтернативного использования имеющихся ресурсов, делят издержки на явные и неявные.
Явные (бухгалтерские, внешние)издержки – этостоимость сырья, полуфабрикатов, заработная плата, амортизация, административные расходы. Явные затраты фирмы в конечном счете сводятся к возмещению расходов на те факторы производства, которые фирма покупает на стороне. Сумма всех явных издержек выступает как себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью – как прибыль.
Неявные (внутренние) издержки – те доходы, которые могли бы быть получены, если собственные ресурсы предоставлялись за плату, установленную другими производителями. Эти издержки не входят в платежи фирмы, это собственные неоплаченные ресурсы. Например, собственник земли не платит ренту, и, отказываясь от сдачи ее в аренду, он как бы отказывается от дополнительного дохода, возникающего в связи с этим. Работник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, не получает заработную плату. С точки зрения фирмы они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из возможных способов его применения.
Издержки упущенных возможностей – это сумма явных и неявных издержек. Экономические издержки включают не только заработную плату и затраты на сырье, но и доходы, которые можно было бы получить, вложив ресурсы в наиболее выгодные сферы предпринимательства.
С точки зрения зависимости величины издержек (С) от объема производства различают постоянные, переменные и валовые издержки.
Постоянные (TFC – total fixed cost) – это издержки, которые предприятие должно нести в любом случае и которые в основном не зависят от объема производства: приобретение зданий, содержание обслуживающего персонала и т.д. Делятся на абсолютно постоянные издержки которые остаются неизменными при расширении производственных площадей (рис.1,а), и издержки скачкообразно постоянные, связанные, например, с приобретением новых машин (рис.1).
Рис. 1 Постоянные издержки
Переменные (TVC – total variable cost) – это издержки, которые связаны с затратами на покупку сырья, рабочей силы, и непосредственно зависят от объема производства (рис. 2).
Рис.2. Переменные издержки
Валовые (TC – total cost) – это сумма постоянных и переменных издержек (рис. 3).
Рис. 3. Валовые издержки