Неопределённость как характерная черта рыночного прогресса. Рынки с симметричной и ассиметричной информацией

Для многих рынков характерна ситуация, суть которой в разной степени осведомленности продавцов и покупателей о качестве товара. Это рынки ассиметричной информации. Экономическая теория использует ассиметричную информацию для описания ситуации, где часть экономических участников сделок обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Таким рынкам присуща неопределённость. Неопределённость как экономическая категория – это отсутствие точных и полных данных о происходящих процессах, явлениях и взаимосвязи между ними. Неопределённость ситуации сопровождается риском. Неопределённость исчезает, если информация распределена симметрично, но это достигается только на рынке совершенной конкуренции. Успех рынка как экономической системы проистекает из эффективности рыночных цен, как механизма передачи информации. Если нет эффективного механизма передачи информации между субъектами рынка, то возникают различные проблемы: трудности со сбытом продукции или дефицит отдельных её видов. Из известных типов рыночных структур только рынок совершенной конкуренции обладает полной информацией (нет неопределённости для каждого его участника). Остальные типы рыночных структур относящиеся к несовершенной конкуренции (монополия, олигополия) характеризуются неполной информацией и ассиметричны. Информация – данные, которые организованы и переданы. Представляет собой новый ресурс, обладающий уникальной характеристикой: комплементарность (совместимость с другими ресурсами и благами), стандартностью, возрастанием ценности при многократном использовании, неисключаемостью и несоперничеством в потреблении, существованием независимо от пространства, продажа информации действует одностороннее. Её нельзя забрать назад, выкупить, но можно продать одну и туже неоднократно, если это идёт не в разрез с законом, при продаже информации не происходит привычного отчуждения благ, информация подвержена только моральному износу (пока она не применена на практике, ценность её сложно определить, а следовательно сложно измерить), двойственность информационного ресурса. Охарактеризовать с примерами? Затраты на обмен информацией – затраты, связанные с передачей информации от одного субъекта к другому (например меду партнерами по сделке). Затраты включаются в непроизводительные затраты. Согласно теории непроизводительных затрат обмен информацией прежде всего ассиметричный осложняется тем, что потенциальные продавцы могут скрывать свои истинные знания, преследуя получение некоторых преимуществ. Эти непроизводственные затраты могут сопутствовать обмену информации внутри фирмы и вне её во взаимоотношении с другими хозяйственными субъектами. Внутри их можно сократить за счет процедур внутреннего контроля, улучшения структурной организации фирмы, совершенствования методов управления, созданием особого вида информации – корпоративного знания, к которому имеют доступ только работники фирмы. Затраты во внешней среде можно сократить, установив доверительные партнерские отношения согласно неклассическому анализу неопределённости являющейся барьером к эффективному использованию ресурсов, поэтому вносить ясность, т.е. получать достоверную информацию о происходящих процессах и их связей. Информация является воспроизводимым ресурсом. Неопределённость ведёт к риску, т.е. к возможной утрате чего – либо. Ассиметричная информация это ситуация, когда покупатель или продавец обладают различной информацией о качестве товара, по поводу которого они готовы заключить сделку. Это разница и позволяет поучать сверх прибыль торговцам товара плохого качества и вынуждает производителей товаров высокого качества работать в убыток. Такая ситуация возникает поскольку получение недостающей информации оказывается экономически – нецелесообразным с точки зрения соотношении затрат и результата. Практически вся теория рыночных отношений утверждает, что цена и качество это жестко взаимосвязанные показатели. А ассиметричная информация опровергает это, говоря о том, что фактическую ценность для покупателя создает не само качество товара, а информация о нём, если можно доказать покупателю что это машина самая быстрая, то это не обязательно должно соответствовать действительности. На рынке ассиметричной информации в теории недобросовестнее продавцы полностью вытесняются добросовестными. Так бы оно и было, если бы не механизмы, которые этому препятствуют: лицензирование, стандартизация, гарантия на продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: