Характеристические черты научного знания
Дан рабочий набор признаков, отличающих научное знание от ненаучного. Он не претендует на абсолютность и служит лишь отправной точкой к рассуждению.
Признаки:
Предметность и объективность или ориентация на истинность в классическом ее понимании.
Что такое классическое понимание? Формулировка принадлежит Аристотелю: «истинно то, что связывает, что на самом деле связано, и разделяет то, что на самом деле разделено». Возникает масса вопросов на счет статуса этого «на самом деле». Но, так или иначе, присутствует ориентация на объективность, а не на личные вкусы.
Систематичность.
Противопоставляется фрагментарным кусочным догадкам.
Обоснованность.
Научное знание стремится быть обоснованным.
Стремление постоянно расширять область знаний.
Проблема возникновения науки
История и философия науки однозначный ответ на вопрос когда возникла наука, дать не могут. Вместе они создают некоторые варианты ответа. Различие в точках зрения связано с вопросом, что такое наука.
|
|
Точки зрения на вопрос когда возникла наука:
1. 3млн лет назад.
Эта точка зрения появляется, если понимать науку максимально широко.
Наука отождествляется с опытом практической познавательной деятельности вообще. Тогда она появляется с первым опытом изготовления каменных и деревянных орудий.
В этой ситуации история науки = история культуры вообще.
2.4-2 тыс. лет до Рождества Христова.
К этому периоду относятся первые медицинские, математические документы. В эту эпоху появляется письменность. Появляется материал, который может быть принят за научный.
Такой разброс из-за вопроса, что мы относим к научному материалу, а что нет.
Например: есть медицинский папирус. Это уже наука, или бабушкины методы, являющиеся пред-преднаукой.
Или: одна из древнейших медицинских практик - иглоукалывание и прижигание. Основано на знании о расположении некоторых специальных точек на теле. В XX веке в Азии нашли естественные мумии людей, умерших задолго до появления первых нам известных текстов про иглоукалывание. На теле были татуировки. Они представляли из себя фигуры, очень похоже, что как-то привязанные к этим точкам. То ли татуировки рисовались использованием этих точек, и тогда появление науки об этих точках нужно сдвигать сильно назад, то ли это наше воображение разгулялось, и ничего людям, рисовавшим татуировки, известно не было.
Датирование этой точки зрения ориентируется на конкретные тексты или данные, указывающие на какую-нибудь развитую практику.
3. Наука возникла в 5 веке до Р.Х. в Древней Греции.
В это время появилось много интересных явлений, очень не похожих на то, что было в культурах древних царств до этого. Например, в Греции начали появляться известные нам философы. Но в этот период произошло появление чего-то нового не только в Греции, но и в других местах. Например, в Персии появился зороастризм, в Индии - буддизм, в Китае – конфуцианство, почти все мировые религии появились в этот период.
|
|
4. Позднее средневековье, 12-14вв.
В это время происходит постепенное переосмысление античных традиций. Появляется ряд исследователей: Роджер Пер(?) и другие. Формулируют роль математики в научном познании и т.д.
5. 16-17вв в Западной Европе.
Происходит научная революция нового времени. Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон и д.р.
6. Первая треть 19 века.
Происходит институализация науки. Ученый получает самостоятельный статус в обществе.
Наука периода древних царств
Здесь рассматривается вторая точка зрения на возникновение науки.
Происходило это в следующих регионах: Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т.к. мы имеем крайне фрагментарные сведения:
Египет – папирусы, мало; Месопотамия – таблички глиняные, больше; Индия, Китай—достаточно много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.
Области знания: 1. Медицина 2. Астрономия, теория календаря 3. Арифметика и геометрия.
1. Медицина.
Занимала главное место среди наук во всех древних царств.
Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т.д.). Везде, кроме Китая, она была неразрывно связана с религией и магией. Например, антисептическая обработка ран часто должна была сопровождаться какими-то молитвами, заговорами. В Китае было четкое разделение.
Тем не менее, медицина была весьма примитивна. Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т.ч. была масса сведений о здоровом образе жизни.
Но, несмотря на это, она очень много применялась при «устранении последствий» боевых действий. Поэтому была очень развита хирургия ран. В разных местах были разные способы решения задачи анестезии, антисептической обработки. Раны умели зашивать (правда, Майя делали это с помощью муравьев). Умели накладывать шины. И т.д. Кроме того, в некоторых местах было разделение на врачей-специалистов.
Представления о строении тела складывалось в основном по аналогии со строением тела животных. Обычно были запреты на препарирование трупов.
Обычным было представление о том, что организм состоит из некоторого набора элементов (например, жидкостей). Здоровое состояние – их баланс. Лечение болезни – восстановление баланса. Кроме того, во всех культурах было представление о некоторой жизненной силе, циркулирующей в организме. Например, в Китае – энергия ци. Обычно представления о ней связывались с дыханием.
2. Астрономия, теория календаря.
Астрономия тесно связана с религиозной и культовой сферой. Как правило, результаты получались за счет многолетних скрупулезных наблюдений за движением небесных тел. Много чего умели считать с удивительной точностью.
Кроме того, были зачатки медицинской астрологии: знали, что не все равно при каком положении небесных тел собирать растения.
3. Арифметика и геометрия.
Сильно завязаны на астрономию, строительство, межевание, хозяйственные расчеты. Задачи жестко привязаны к практической области. У всех культур сходная картина. Очень много чего умели считать. Умели выполнять разные действия с числами, дробями, решать некоторые типы уравнений (правда, в виде геометрических задач), вычислять некоторые площади и объемы и т.д.
|
|
Счет был сложным из-за неудобства записи чисел.
В Месопотамии была 60-ричная система счисления, у Майя – 20, Китай, Индия, Египет -10. В часе 60 мин, 360 дней в году – из Месопотамии.
Находили сборники задач. В них могли содержаться несколько сот задач, расположенных по мере усложнения, но зачастую без решений. Если решение все-таки было, то это лишь набор действий, делай так, а потом эдак, почему – не объяснялось.
Сравнение с выделенными нами характерными чертами научного знания:
1. Установка на объективность. Есть.
2. Систематичность. Есть.
3. С обоснованностью хуже. Передача знаний в основном догматическая, что - почему никто не объясняет, многое определяется статусом учителя. Дается как бы набор рецептов.
4. Стремление постоянно расширять область знаний. С этим худо. Знания расширяются, но наука настроена на создание замкнутого круга знаний, который потом будет тысячелетиями употребляться без изменений.