Мотивационно-смысловая сфера личности. Условия формирования и развитие

Мотивационно-смысловая сфера является тем значимым фактором, которая определяет эффективность любой деятельности человека, в том числе и учебной, основой субъективной активности, становления личности обучаю- щихся как субъекта деятельности.

Непосредственное влияние на мотивационно-смысловую сферу личности оказывает изменение характера учебной деятельности в раннем юношеском возрасте: многопредметность, содержание учебного материала с профессио- нальной направленностью, теоретические основы наук, профессиональная практика, все это вызывает качественно новое познавательное отношение к знаниям. Отсюда – необходимость собственной позиции, осознание своей взрослости, саморефлексия, появление жизненных планов, готовность к само- определению. Ситуация выбора подчиняет себе разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность.

С.Е Белоглазов, изучая мотивационно-смысловую сферу обучающихся в раннем юношеском возрасте, выявил особенности ее формирования, которые также заключаются в преобладание начальной стадии формирования не ярко выраженного мотива профессионального самоопределения, в сопровождении ярко проявляющейся неопредмеченной мотивации достижения, что ставит под сомнение наличие у обучающихся даже начальной стадии формирования моти- ва профессионального самоопределения и адекватной сформированности моти- вационной сферы на первом этапе их учебной деятельности. В связи с этим, он отмечает необходимость принимать во внимание стадиальный характер форми- рования мотивационно-смысловой сферы обучающихся, что позволяет при их диагностике выделить этап, на котором находится формирующий мотив, чтобы определить временную вероятность осуществления соответствующего ему дей- ствия, степень мобилизации и стимулирующую роль мотива (его силу, дей- ственность)

Таким образом, представленный нами аналитический обзор научной ли- тературы показал, что мотивационно-смысловая сфера обучающихся в раннем юношеском возрасте имеет особенности, приобретая качественно- специфический характер: саморефлексия; появление знания о себе, которое начинает управлять эмоциями, мотивами; осознание своей взрослости. Форми- рование мотивационно-смысловой сферы неразрывно связано с психологиче- скими характеристиками, с необходимостью оценивать качества своей лично- сти с учетом конкретных жизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: