Управление стрессами (стресс-менеджмент). Уровни стресс-менеджмента профессиональной деятельности

В стресс-менеджменте профессиональной деятельности можно выделить два основных уровня: управление стрессами на уровне организации и управление стрессами на уровне отдельной личности.

Управление стрессами на уровне организации

Стресс (от англ. stress - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Понимая это, многие организации действуют по принципу "Неудачники импровизируют, победители готовятся заранее", заботясь о создании атмосферы уважения и доверия между сотрудниками и руководителями.

Создание благоприятного организационного климата - кропотливая задача, в которой нет мелочей. Для решения этой задачи на практике используются такие формы, как:
- организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт;
- привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса;
- использование проектных и командных форм организации труда.
Сейчас многие уповают на корпоративные выезды и праздники, которые сплачивают организацию и усиливают корпоративный дух. Однако хочется предупредить любителей схематичного подхода: используя стандартные подходы и решения в области создания благоприятных взаимоотношений, можно натолкнуться на ряд неприятностей.

Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов.

Управление стрессами на уровне отдельной личности.

Индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса можно научиться на специальных тренинговых курсах, организуемых на предприятиях, а также индивидуально. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании.

Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения человека, к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников.

Многочисленные опросы показали, что у каждого индивида есть свои способы борьбы со стрессами, среди которых часто называют:

- бросить курить, чаще общаться с природой;

- время от времени уезжать на рыбалку;

- регулярно делать утреннюю гимнастику;

- разгружать себя эмоционально;

- находить новые увлечения;

- рационализировать рабочий день;

- планировать работу по своим возможностям;

- систематически изыскивать время для отдыха с семьей;

- относиться ко всему философски;

- переключаться на другие виды деятельности;

- общаться с коллегами и расположенными к тебе людьми;

- переменить привычную обстановку;

- сменить мебель, переставить ее;

- на работу и с работы ходить пешком;

- до начала работы составить план на текущий день и настроить себя;

- комбинировать работу в кабинете и на местах;

- в течение дня несколько раз послушать музыку;

- чередовать работу, меняя тактику, никогда не брать работу на дом;

- не затягивать рабочий день для себя и других;

- активно отдыхать в свободные дни;

- организовать систему самоконтроля;

- научиться чувствовать стрессовую ситуацию по нарастающим признакам;

- находить интересных помощников;

- разгружать себя, делегируя полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: