Особенности интеграционного развития стран СНГ: проблемы и перспективы

Распад СССР как единого государства привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной акцент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г, страны СНГ подписали еще один важный документ — Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование (на первом этапе — зона свободной торговли, на втором этапе — таможенный союз, на третьем этапе — общий рынок, а на четвертом — валютный союз на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики).

В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц.

На постсоветском пространстве созданы следующие интеграционные экономические объединения — Союзное государство России, Казахстана и Белоруссии, ЕврАзЭС, ГУАМ, Центрально-Азиатское сообщество.

Критика неэффективной работы СНГ особенно стала слышна в последние два-три года. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.

Главное же препятствие для успешной интеграции заключалось в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса. Еще не исчезли у части правящих кругов новых государств расчеты на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.

Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

Потенциал увеличения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами — членами СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Таможенный союз в 1996 году. был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам реализации Таможенного союза.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы. Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»). Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

Заслуживают внимания меры по облегчению взаимного инвестирования в странах СНГ, фиксация права на вывоз прибыли в любой валюте, освобождение от таможенных пошлин имущества, ввозимого на территорию инвестируемой страны. В сфере торговых отношений можно отметить введение режима свободной торговли внутри СНГ с фиксацией взаимно согласованного перечня изъятий из режима свободной торговли, упрощение и унификацию таможенных процедур, создание гармонизированной системы описания и кодирования товаров, исключение несанкционированного реэкспорта.
Во-первых, допустима вероятность, что в долгосрочной перспективе Россия и Казахстан могут оказаться лицом к лицу с угрозой конфронтации с Китаем, претендующим на роль второй супердержавы XXI в. Не приобретая заинтересованных союзников, Россия рискует оказаться один на один с китайской угрозой. На Западе открыто обсуждается, например, возможность канализации китайского демографического давления в XXI в. на освоение Сибири и Дальнего Востока.

Кроме того, Казахстан, как и Россия, подвергается экспансии со стороны международного наркобизнеса. Через эти страны не только проходит «Шелковый путь смерти» в Европу; Казахстан, как и Россия, принимает значительную часть афганского героина на своей территории. Транспортные коммуникации и магистрали соединяют Россию и страны СНГ в одно целое. Их объединяют также стремление к единому военно-стратегическому пространству, совместной охране границ (создание новых чрезвычайно дорого).

Социогуманитарный аспект: общности народов, в культуре, языке как средстве общения.

По результатам работы Форума были выработаны рекомендации, нацеленные на достижение стабильного и сбалансированного роста потенциала государств – участников СНГ, обеспечение их экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения.

Участники Форума считают необходимым:

в целях создания реальных условий для устойчивого роста экономики государств – участников СНГ и их уверенного вхождения в общемировую систему хозяйственных связей обеспечивать дальнейшее развитие экономической интеграции в рамках Содружества;считать первоочередной задачей практическую реализацию мероприятий Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, положений Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, Международной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года, других решений и программ экономического характера, принятых в рамках СНГ;развивать межгосударственное сотрудничество в области устранения технических барьеров в торговле путем формирования общей правовой базы, в том числе через реализацию Соглашения государств – членов Таможенного союза об устранении технических барьеров во взаимной торговле с государствами – участниками СНГ, не являющимися членами Таможенного союза;активно применять лучшие практики снятия технических барьеров в международной торговле, в том числе используя опыт государств – участников Таможенного союза;проводить работу по формированию финансовых инструментов для реализации инновационных проектов;содействовать формированию рынка интеллектуальной собственности, в том числе активно распространяя практический опыт проведения аукционов интеллектуальной собственности в странах Содружества;содействовать реализации совместных проектов в сфере энергосберегающих технологий, эффективного использования энергии, альтернативной энергетики;активно развивать работу по формированию общего научно-исследовательского пространства путем подготовки и реализации соответствующих межгосударственных соглашений, программ и совместных инициатив;в рамках сотрудничества в сфере агропромышленного комплекса подготовить и принять меры по совершенствованию отдельных сегментов продовольственного рынка и укреплению продовольственной безопасности;обеспечивать последовательное решение задач формирования объединенного финансово-банковского и инвестиционного пространства, развития биржевой инфраструктуры, сближения надзорной практики в банковской сфере государств – участников СНГ;содействовать процессу гармонизации законодательной базы, созданию единого информационного пространства и трансграничных рынков на базе систем электронной торговли с учетом опыта действующей на территориях государств – участников СНГ единой информационно-аналитической торгово-операционной системы «В2В-Center» (площадка для предприятий государств – участников СНГ в Интернете www.b2b-sng.ru);осуществлять обмен опытом и содействовать распространению передовых технологий инфраструктурного и жилищного строительства;развивать сотрудничество в фармацевтической отрасли, содействовать гармонизации требований по безопасности, эффективности и качеству лекарственных средств, производимых и поставляемых в государств – участников СНГ, во взаимодействии с регуляторными органами государств – участников СНГ, подготавливать предложения по выработке единых принципов оценки уровня фармацевтических производств в соответствии с Конвенцией фармацевтических инспекций PIC/S;содействовать гармонизации обращения лекарственных средств на территории государств – участников СНГ, в том числе за счет подготовки и реализации предложений по сближению с законодательством Европейского союза в указанной области. В этих целях подготовить предложения по созданию специализированного органа – Межгосударственной конференции по гармонизации обращения лекарственных средств государств – участников СНГ с участием представителей регулятивных государственных органов и профессиональных

общественных объединений;развивать зарекомендовавшие себя механизмы сотрудничества деловых кругов в рамках Делового Центра экономического развития СНГ и Финансово-банковского совета СНГ, направленные на подготовку и продвижение перспективных совместных проектов в приоритетных областях экономики;содействовать внедрению лучших практик государственно-частного партнерства в целях развития торгово-экономического сотрудничества и реализации интеграционных проектов в рамках СНГ;с участием Делового Центра экономического развития СНГ повышать эффективность инфраструктуры региональной финансовой, организационной и информационно-консультационной поддержки торгово-экономического сотрудничества, производственно-технологической и научно-технической кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: