1. Тебе нравится в школе или не очень?
Не очень – нравится – не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
Чаще хочется остаться дома – бывает по-разному – иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
Не знаю – остался бы дома – пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится – бывает по-разному – нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
Хотел бы – не хотел бы – не знаю.
6. Ты бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены?
Хотел бы – не хотел бы – не знаю.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Часто – редко – не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
Точно не знаю – не хотел бы ‑ хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
Мало – много – нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
|
|
Нравятся – не очень – не нравятся.
Обработка и анализ результатов
· Ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении учебных ситуаций, оценивается в 3 балла.
· Нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – в 1 балл.
· Ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении к школе, той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации.
Выделяется пять основных уровней школьной мотивации:
1. 25-30 баллов – высокая школьная мотивация, учебная активность.
2. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
3. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
4. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
При анализе результатов исследования необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какой из уровней школьной мотивации преобладает у учеников данного класса? Чем это можно объяснить?
2. Как Вы считаете, соответствуют ли полученные результаты действительности? Обоснуйте свой вывод.
3. Есть ли в данном классе ученики, имеющие низкий уровень мотивации или испытывающие негативное отношение к школе? Чем, с Вашей точки зрения, можно объяснить подобное отношение к школе?
4. Как взаимосвязаны полученные данные с показателями учебной успеваемости?
5. Сформулируйте психологические рекомендации по формированию мотивации учения у данной группы испытуемых.
Методика 3. Методика изучения направленности на приобретение знаний (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)