Содержание

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ  
§ 1.1. Исторические предпосылки выделения раздела экономической науки «Industrial Organization».  
§ 1.2. Пассивное и активное поведение фирм. Альтернативные цели фирмы.  
§ 1.3. Системный подход анализа организации отраслевых рынков «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance».  
     
     
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА И АЛГОРИТМ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ  
§ 2.1. Понятие отраслевого рынка, отрасли и структуры отраслевого рынка.  
§ 2.2. Алгоритм анализа конкурентной среды отраслевого рынка.  
     
     
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА  
§ 3.1. Продуктовые, географические и временные границы отраслевого рынка.  
§ 3.2. Определение товарного ресурса (емкости) рынка и расчет рыночной доли субъекта рынка.  
§ 3.3. Показатели рыночной концентрации.  
§ 3.4. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка.  
     
     
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ И ОЦЕНКА ПОТЕРЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
§ 4.1. Принципы функционирования совершенной конкуренции.  
§ 4.2. Принципы функционирования монополии.  
§ 4.3. Оценка потерь в результате деятельности монополии: «треугольник Харбергера» и X – неэффективность Лейбенстайна.  
§ 4.4 Естественная монополия и методы ее регулирования.  
     
     
ГЛАВА 5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ  
§ 5.1. Дифференциация товара как основа монополистической конкуренции.  
§ 5.2. Модель поведения фирмы – монополистического конкурента Э. Чемберлина.  
§ 5.3. Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара.  
§ 5.4. Поведение фирм в области рекламы. Модель расходов на рекламу Дорфмана-Штайнера.  
     
     
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ ОЛИГОПОЛИИ  
§ 6.1. Картель как модель кооперированного поведения олигополистов.  
§ 6.2. Количественные модели некооперированного поведения олигополистов (стратегического взаимодействия крупных фирм на рынке).  
§ 6.3. Ценовые модели некооперированного поведения олигополистов (стратегического взаимодействия крупных фирм на рынке).  
     
     
ГЛАВА 7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ФИРМ: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, СПОСОБЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  
§ 7.1. Понятие экономической власти фирм: единство стратегической и контрактной концепций.  
§ 7.2. Показатели экономической власти фирм.  
§ 7.3. Доминирующее положение как форма проявления экономической власти фирмы.  
§ 74. Формы и виды злоупотребления доминирующим положением.  
     
     
ГЛАВА 8. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ФИРМ  
§ 8.1. Понятие и условия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация).  
§ 8.2. Ценовая дискриминация второй степени  
§ 8.3. Ценовая дискриминация третьей степени  
ГЛАВА 9. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ФИРМ  
§ 9.1. Понятие слияния и поглощения фирм  
§ 9.2. Классификация слияний и поглощений  
§ 9.3. Мотивы слияний и поглощений фирм  
     
     
ГЛАВА 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА  
§ 10.1. Понятие и типы отраслевой государственной политики  
§ 10.2. Государственная политика антимонопольного регулирования  
§ 10.3. Особенности антимонопольного регулирования в России  
     
     
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

[1] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков/ Пер. с англ. М.: ИНФРА – М, 1997. С.1

[2] Florence Sargent P. Loric of Industrial Organization. London, 1933

[3] Allen G.C. British Industries and Their Organization. London, 1933

[4] J. B. Clark. Essentials of Economic Theory, New York, 1909

[5] Frank H. Knight. Risk, Uncertainty and Profit, переиздание: London, 1933, 7th impression, 1948.

[6]Э. Чемберлин Теория монополистической конкуренции. М., ИЛ, 1959

[7] Mason E.S. Price and Production Policies of Large – Scale Enterprise / American Economic Review 29. 1939. Bain J.S. Barriers to New Competition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956

[8] A. A. Berle. The Twentieth Century Capitalist Revolution, New York, 1955

[9] H. Hotelling, Stability in Competition, Economic Journal, 1929.

[10] Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. London, 1964.

[11] Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. London, 1964.

[12] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.

[13] Портер М. Международная конкуренция./ пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

[14] Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Спб.: Питер Ком, 1999.

[15] О способах расчета емкости рынка см. Матанцев А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога.-М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. С.19.

[16] Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка: доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации, доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта, доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке, доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.

[17] Если считать рыночные доли в процентах, индекс Герфиндаля – Гиршмана будет принимать значения от 0 до 10000.

[18] - показатель дисперсии долей фирм на рынке, где - средняя доля фирмы на рынке, характеризует средний разброс рыночных долей относительно средней рыночной доли фирм.

[19] Помимо приведенных показателей, при расчете рыночной концентрации используются также индексы энтропии, Джини.

[20] В литературе они также носят название административных или «правительственных» барьеров.

[21] Источник «Бизнес Аналитика», данные по розничным ценам за восемь месяцев 2007 года.

[22] Там же.. Аудит розничной торговли за 2007 год. Общий объем рынка сигарет в РФ – 387 млнрд. штук.

[23] Данная формула выводится из соотношения

[24] Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю, еще в 1882 г. в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения страны снабжают водой частные фирмы.

[25] Во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же компаниями.

[26] В ряде стран единый электроэнергетический комплекс был раздроблен по функциональному признаку на локальные компании – распределители энергии, производящие компании и национальную энергосистему. В системе железных дорог поддержание путевого хозяйства отделяется от организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок, который зависит от окупаемости подвижного состава.

[27] Доминирующая практика регулирования естественных монополий в США.

[28] Процедура согласования, например, в США в различных штатах различна. Компания считает издержки, капитал и стоимость капитала за год. Тарифный совет, назначенный штатом, сверяет собственные свидетельства с предложениями компании. Стороны в результате обсуждения либо приходят к соглашению, которое должно быть одобрено регулятором, либо передается дело на рассмотрение административного суда.

[29] Третьяк О. Брэнд - капитал: содержание, денежная оценка, управление. // Бизнес-менеджмент.,2001., №2. С.2-4.

[30] Lancaster K.J. New Approach to Demand Theory // J. Pol. Econ.1966. 74. P.132-157.

[31] Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./ Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. С. 389.

[32] Dorfman R., Steiner P.O. Optimal Advertising and Optimal Quality // Amer. Econ. Rev. 1954. 44. P. 826-836.

[33] Sutton C.J. Advertising, Concentration and Competition // Econ. J. 1974.84. P56-59. Cable J. Market Structure and Corporate Behavior. London, 1973. P. 105-124.

[34] В совершенной конкуренции каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для других фирм, хотя сокращение выпуска даже одной фирмы выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Таким образом, возникает своего рода внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание.

[35] http://cnews.ru

[36] Очевидно, что один и тот же уровень прибыли может достигаться при различных комбинациях объемов выпуска остальных фирм. Множество таких комбинаций, соответствующих одному и тому же уровню прибыли, образуют изопрофиту. Олигополист в процессе принятия решений рассматривает семейство изопрофит, каждая из которых отвечает одному из возможных уровней его прибыли.

[37] В данном случае кривые изопрофиты рассматриваются в n-мерном пространстве цен, а не выпусков и представляют множества комбинаций цен олигополистов, соответствующих одному и тому же уровню прибыли одного из них.

[38] Holton R. Economy and Society. London, Rouledge. 1991, p.110.

[39] Gellhorn E., Kovacic W.E. Antitrust Law and Economics, St. Paul, Minn: West, 1994.

[40] Fingleton J. Undefining Market Power, Trinity Economic Paper Series, working paper, 2000.

[41] Robertson D.H. The control of Industry. P.85.

[42] Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.

[43] Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.

[44] Knight F. H. Risk, Uncertaainty and Profit. London? 1933.

[45] Третьяк В.П. Рыночная власть фирмы: формы проявления, показатели. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы./ Под ред. К.А. Хубиева. Ч.». – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.

[46] Абба П. Лернер Понятие монополии и измерение монопольной власти. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.

[47] Модифицированный индекс Лернера с учетом оценки цены брэнда.

Индекс Лернера позволяет вывести коэффициент, оценивающий рыночную власть фирмы, учитывая влияние брэнда на положение фирмы на рынке. В. П. Третьяк рассматривает разницу между ценой и предельными издержками близкой к цене брэнд – капитала, поэтому отношение цены брэнда к собственному капиталу фирмы является также олицетворением степени рыночной власти фирмы на отраслевом рынке.

.

[48] Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным.

[49] Clarke R, Davies S, Waterson M. The Profitability-Concentration Relation: Market Power or Efficiency? / / Journal of Industrial Economics, 1984, vol. 32.

[50] Lindenberg E. B. and Ross S.A. Tobin’s Ratio and Industrial Organization // Journal of Business, 1981, vol. 54.

[51] Типовой закон «О конкуренции» // Материалы ЮНКАД по проблематике законодательства политики в области конкуренции. Женева: ООН, 2001.

[52] Разъяснение Комиссии EC при решении дела компании Continental Can, 1972.

[53]Практикум по доминирующему положению и злоупотреблению доминирующим положением TACIS.M.,1998.

[54] Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.215.

[55] Первым в истории случаем коллективного доминирования стало дело компаний «Italian Flet Glass», когда суд наложил штрафные санкции на несколько производителей стеклянной посуды за одновременное повышение цен на свою продукцию. В данном случае имело место коллективное доминирование, так как все три производителя неоднократно обменивались своей продукцией между собой и представлялись потребителю как одно предприятие.

[56] Ст. 86 Римского договора.

[57] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[58] Положения статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

[59] Статья 82 Амстердамского договора запрещает «любое злоупотребление одним или несколькими предприятиями своим доминирующим положением на Общем рынке или его значительной части…, если это может негативно отразиться на торговле между государствами-членами» Злоупотреблением доминирующим положением может считаться:

· прямое или косвенное установление несправедливых цен купли – продажи или условий покупки, или иных несправедливых условий торговли;

· ограничение производства, торговли или технического развития во вред потребителям;

· применение различных условий к эквивалентным сделкам с другими торговыми партнерами, что тем самым ставит их в невыгодные условия;

· включение в контракт условий, не имеющих отношения к предмету самого контракта.

[60] Статья 2 закона Шермана гласит: «Всякое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать, либо вступает в союз или сговор с другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами или с иностранными государствами, считается виновным в совершении уголовного (тяжкого) преступления.»

[61]Дискриминация возникает, когда предприятие вводит различные условия для покупателей, находящихся в одинаковом положении или когда эквивалентные сделки заключаются на неравноценных условиях. То есть дискриминация не возникает в случае существования разных условий для различных групп потребителей. Но если отсутствует экономическое обоснование и различным группам потребителей предлагаются товары на одинаковых условиях, то подобная ситуация также носит дискриминационный характер.

[62] Комиссией ЕС была серьезно оштрафована компания «СИ», являющаяся производителем химических препаратов, приостановившая поставки своей продукции фармацевтической компании «З», которой данная продукция необходима. Так компания «СИ» пыталась оградить свою деятельность в сфере производства фармацевтических препаратов от конкуренции. Ситуация усугубилась тем фактором, что на релевантном рынке отсутствовали другие поставщики химических препаратов и компании «З» пришлось покинуть рынок. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.215.

[63] Статистические материалы Министерства по антимонопольной политике РФ за 1999-2003 гг. и ФАС России за 2004-2005 гг.

[64] Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.241-242.

[65] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[66] Величина аккордного взноса равна потребительскому излишку соответствующей группы потребителей.

[67] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть1, 2 и 3.- М.: Изд-во РИОР, 2006.-560 с.

[68] Путеводитель по рынку профессиональных услуг. Слияния и поглощения. М.: Бизнес Букс, 2004. – 192 с

[69] Алексеев В.Л. Слияния и Поглощения // Эксперт. 2003 №4

[70] Инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе, при этом одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании не обязательны, или деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.

[71] Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1.-С.27-48.

[72] Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков., М.: 2003. С.254.

[73] Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

[74] Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: