ГЛАВА 1. | ВВЕДЕНИЕ В ИССЛЕДОВАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКОВ | |
§ 1.1. | Исторические предпосылки выделения раздела экономической науки «Industrial Organization». | |
§ 1.2. | Пассивное и активное поведение фирм. Альтернативные цели фирмы. | |
§ 1.3. | Системный подход анализа организации отраслевых рынков «Структура – поведение - результат» («Structure – conduct - performance». | |
ГЛАВА 2. | СОДЕРЖАНИЕ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА И АЛГОРИТМ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ | |
§ 2.1. | Понятие отраслевого рынка, отрасли и структуры отраслевого рынка. | |
§ 2.2. | Алгоритм анализа конкурентной среды отраслевого рынка. | |
ГЛАВА 3. | ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА | |
§ 3.1. | Продуктовые, географические и временные границы отраслевого рынка. | |
§ 3.2. | Определение товарного ресурса (емкости) рынка и расчет рыночной доли субъекта рынка. | |
§ 3.3. | Показатели рыночной концентрации. | |
§ 3.4. | Барьеры входа на рынок и выхода с рынка. | |
ГЛАВА 4. | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИИ И ОЦЕНКА ПОТЕРЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
§ 4.1. | Принципы функционирования совершенной конкуренции. | |
§ 4.2. | Принципы функционирования монополии. | |
§ 4.3. | Оценка потерь в результате деятельности монополии: «треугольник Харбергера» и X – неэффективность Лейбенстайна. | |
§ 4.4 | Естественная монополия и методы ее регулирования. | |
ГЛАВА 5. | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ | |
§ 5.1. | Дифференциация товара как основа монополистической конкуренции. | |
§ 5.2. | Модель поведения фирмы – монополистического конкурента Э. Чемберлина. | |
§ 5.3. | Горизонтальная и вертикальная дифференциация товара. | |
§ 5.4. | Поведение фирм в области рекламы. Модель расходов на рекламу Дорфмана-Штайнера. | |
ГЛАВА 6. | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМ В РАМКАХ ОЛИГОПОЛИИ | |
§ 6.1. | Картель как модель кооперированного поведения олигополистов. | |
§ 6.2. | Количественные модели некооперированного поведения олигополистов (стратегического взаимодействия крупных фирм на рынке). | |
§ 6.3. | Ценовые модели некооперированного поведения олигополистов (стратегического взаимодействия крупных фирм на рынке). | |
ГЛАВА 7. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ФИРМ: ПОНЯТИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ, СПОСОБЫ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ | |
§ 7.1. | Понятие экономической власти фирм: единство стратегической и контрактной концепций. | |
§ 7.2. | Показатели экономической власти фирм. | |
§ 7.3. | Доминирующее положение как форма проявления экономической власти фирмы. | |
§ 74. | Формы и виды злоупотребления доминирующим положением. | |
ГЛАВА 8. | ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ФИРМ | |
§ 8.1. | Понятие и условия ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация). | |
§ 8.2. | Ценовая дискриминация второй степени | |
§ 8.3. | Ценовая дискриминация третьей степени | |
ГЛАВА 9. | СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ФИРМ | |
§ 9.1. | Понятие слияния и поглощения фирм | |
§ 9.2. | Классификация слияний и поглощений | |
§ 9.3. | Мотивы слияний и поглощений фирм | |
ГЛАВА 10. | ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОТРАСЛЕВАЯ ПОЛИТИКА | |
§ 10.1. | Понятие и типы отраслевой государственной политики | |
§ 10.2. | Государственная политика антимонопольного регулирования | |
§ 10.3. | Особенности антимонопольного регулирования в России | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
[1] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков/ Пер. с англ. М.: ИНФРА – М, 1997. С.1
|
|
|
|
[2] Florence Sargent P. Loric of Industrial Organization. London, 1933
[3] Allen G.C. British Industries and Their Organization. London, 1933
[4] J. B. Clark. Essentials of Economic Theory, New York, 1909
[5] Frank H. Knight. Risk, Uncertainty and Profit, переиздание: London, 1933, 7th impression, 1948.
[6]Э. Чемберлин Теория монополистической конкуренции. М., ИЛ, 1959
[7] Mason E.S. Price and Production Policies of Large – Scale Enterprise / American Economic Review 29. 1939. Bain J.S. Barriers to New Competition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1956
[8] A. A. Berle. The Twentieth Century Capitalist Revolution, New York, 1955
[9] H. Hotelling, Stability in Competition, Economic Journal, 1929.
[10] Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. London, 1964.
[11] Marris R. The Economic Theory of Managerial Capitalism. London, 1964.
[12] Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.
[13] Портер М. Международная конкуренция./ пер. с англ.; под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
[14] Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Спб.: Питер Ком, 1999.
[15] О способах расчета емкости рынка см. Матанцев А.Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога.-М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. С.19.
[16] Существует четыре основных показателя, характеризующих размер фирмы относительно размера рынка: доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации, доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта, доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм, действующих на рассматриваемом рынке, доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленной стоимости всех производителей, действующих на рынке.
[17] Если считать рыночные доли в процентах, индекс Герфиндаля – Гиршмана будет принимать значения от 0 до 10000.
[18] - показатель дисперсии долей фирм на рынке, где - средняя доля фирмы на рынке, характеризует средний разброс рыночных долей относительно средней рыночной доли фирм.
[19] Помимо приведенных показателей, при расчете рыночной концентрации используются также индексы энтропии, Джини.
[20] В литературе они также носят название административных или «правительственных» барьеров.
[21] Источник «Бизнес Аналитика», данные по розничным ценам за восемь месяцев 2007 года.
[22] Там же.. Аудит розничной торговли за 2007 год. Общий объем рынка сигарет в РФ – 387 млнрд. штук.
[23] Данная формула выводится из соотношения
[24] Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Во Франции эта практика насчитывает более чем столетнюю историю, еще в 1882 г. в Париже был заключен контракт с братьями Перрье, которые обязались поставлять воду в этот город в течение 15 лет. Сейчас около 70% населения страны снабжают водой частные фирмы.
[25] Во Франции контракты на водоснабжение постоянно возобновляются с одними и теми же компаниями.
[26] В ряде стран единый электроэнергетический комплекс был раздроблен по функциональному признаку на локальные компании – распределители энергии, производящие компании и национальную энергосистему. В системе железных дорог поддержание путевого хозяйства отделяется от организации перевозок, которая передается на конкурсной основе на срок, который зависит от окупаемости подвижного состава.
|
|
[27] Доминирующая практика регулирования естественных монополий в США.
[28] Процедура согласования, например, в США в различных штатах различна. Компания считает издержки, капитал и стоимость капитала за год. Тарифный совет, назначенный штатом, сверяет собственные свидетельства с предложениями компании. Стороны в результате обсуждения либо приходят к соглашению, которое должно быть одобрено регулятором, либо передается дело на рассмотрение административного суда.
[29] Третьяк О. Брэнд - капитал: содержание, денежная оценка, управление. // Бизнес-менеджмент.,2001., №2. С.2-4.
[30] Lancaster K.J. New Approach to Demand Theory // J. Pol. Econ.1966. 74. P.132-157.
[31] Хитер Кен Экономика отраслей и фирм: Пер. с англ./ Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004. С. 389.
[32] Dorfman R., Steiner P.O. Optimal Advertising and Optimal Quality // Amer. Econ. Rev. 1954. 44. P. 826-836.
[33] Sutton C.J. Advertising, Concentration and Competition // Econ. J. 1974.84. P56-59. Cable J. Market Structure and Corporate Behavior. London, 1973. P. 105-124.
[34] В совершенной конкуренции каждая фирма рассматривает уменьшение своего выпуска только с точки зрения своих собственных выгод и не учитывает последствия своих действий для других фирм, хотя сокращение выпуска даже одной фирмы выгодно и всем прочим, поскольку уменьшает совокупное предложение отрасли и увеличивает равновесные цены. Таким образом, возникает своего рода внешний эффект, который в условиях свободной конкуренции не принимается во внимание.
[35] http://cnews.ru
[36] Очевидно, что один и тот же уровень прибыли может достигаться при различных комбинациях объемов выпуска остальных фирм. Множество таких комбинаций, соответствующих одному и тому же уровню прибыли, образуют изопрофиту. Олигополист в процессе принятия решений рассматривает семейство изопрофит, каждая из которых отвечает одному из возможных уровней его прибыли.
|
|
[37] В данном случае кривые изопрофиты рассматриваются в n-мерном пространстве цен, а не выпусков и представляют множества комбинаций цен олигополистов, соответствующих одному и тому же уровню прибыли одного из них.
[38] Holton R. Economy and Society. London, Rouledge. 1991, p.110.
[39] Gellhorn E., Kovacic W.E. Antitrust Law and Economics, St. Paul, Minn: West, 1994.
[40] Fingleton J. Undefining Market Power, Trinity Economic Paper Series, working paper, 2000.
[41] Robertson D.H. The control of Industry. P.85.
[42] Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.
[43] Коуз Р.Г. Природа фирмы. // Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.
[44] Knight F. H. Risk, Uncertaainty and Profit. London? 1933.
[45] Третьяк В.П. Рыночная власть фирмы: формы проявления, показатели. Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы./ Под ред. К.А. Хубиева. Ч.». – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.
[46] Абба П. Лернер Понятие монополии и измерение монопольной власти. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков. Т.5., «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2003.
[47] Модифицированный индекс Лернера с учетом оценки цены брэнда.
Индекс Лернера позволяет вывести коэффициент, оценивающий рыночную власть фирмы, учитывая влияние брэнда на положение фирмы на рынке. В. П. Третьяк рассматривает разницу между ценой и предельными издержками близкой к цене брэнд – капитала, поэтому отношение цены брэнда к собственному капиталу фирмы является также олицетворением степени рыночной власти фирмы на отраслевом рынке.
.
[48] Модель Курно основана на предположении, что устанавливающая объем продаж фирма считает объем продаж других фирм неизменным.
[49] Clarke R, Davies S, Waterson M. The Profitability-Concentration Relation: Market Power or Efficiency? / / Journal of Industrial Economics, 1984, vol. 32.
[50] Lindenberg E. B. and Ross S.A. Tobin’s Ratio and Industrial Organization // Journal of Business, 1981, vol. 54.
[51] Типовой закон «О конкуренции» // Материалы ЮНКАД по проблематике законодательства политики в области конкуренции. Женева: ООН, 2001.
[52] Разъяснение Комиссии EC при решении дела компании Continental Can, 1972.
[53]Практикум по доминирующему положению и злоупотреблению доминирующим положением TACIS.M.,1998.
[54] Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.215.
[55] Первым в истории случаем коллективного доминирования стало дело компаний «Italian Flet Glass», когда суд наложил штрафные санкции на несколько производителей стеклянной посуды за одновременное повышение цен на свою продукцию. В данном случае имело место коллективное доминирование, так как все три производителя неоднократно обменивались своей продукцией между собой и представлялись потребителю как одно предприятие.
[56] Ст. 86 Римского договора.
[57] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[58] Положения статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
[59] Статья 82 Амстердамского договора запрещает «любое злоупотребление одним или несколькими предприятиями своим доминирующим положением на Общем рынке или его значительной части…, если это может негативно отразиться на торговле между государствами-членами» Злоупотреблением доминирующим положением может считаться:
· прямое или косвенное установление несправедливых цен купли – продажи или условий покупки, или иных несправедливых условий торговли;
· ограничение производства, торговли или технического развития во вред потребителям;
· применение различных условий к эквивалентным сделкам с другими торговыми партнерами, что тем самым ставит их в невыгодные условия;
· включение в контракт условий, не имеющих отношения к предмету самого контракта.
[60] Статья 2 закона Шермана гласит: «Всякое лицо, которое монополизирует или пытается монополизировать, либо вступает в союз или сговор с другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами или с иностранными государствами, считается виновным в совершении уголовного (тяжкого) преступления.»
[61]Дискриминация возникает, когда предприятие вводит различные условия для покупателей, находящихся в одинаковом положении или когда эквивалентные сделки заключаются на неравноценных условиях. То есть дискриминация не возникает в случае существования разных условий для различных групп потребителей. Но если отсутствует экономическое обоснование и различным группам потребителей предлагаются товары на одинаковых условиях, то подобная ситуация также носит дискриминационный характер.
[62] Комиссией ЕС была серьезно оштрафована компания «СИ», являющаяся производителем химических препаратов, приостановившая поставки своей продукции фармацевтической компании «З», которой данная продукция необходима. Так компания «СИ» пыталась оградить свою деятельность в сфере производства фармацевтических препаратов от конкуренции. Ситуация усугубилась тем фактором, что на релевантном рынке отсутствовали другие поставщики химических препаратов и компании «З» пришлось покинуть рынок. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.215.
[63] Статистические материалы Министерства по антимонопольной политике РФ за 1999-2003 гг. и ФАС России за 2004-2005 гг.
[64] Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учеб. Пособие для студентов вузов. – Москва: Изд-во «Омега -Л», 2008. С.241-242.
[65] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
[66] Величина аккордного взноса равна потребительскому излишку соответствующей группы потребителей.
[67] Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть1, 2 и 3.- М.: Изд-во РИОР, 2006.-560 с.
[68] Путеводитель по рынку профессиональных услуг. Слияния и поглощения. М.: Бизнес Букс, 2004. – 192 с
[69] Алексеев В.Л. Слияния и Поглощения // Эксперт. 2003 №4
[70] Инициатор сделки может вести переговоры с акционерами интересующей его компании на индивидуальной основе, при этом одобрение и поддержка сделки менеджерами поглощаемой компании не обязательны, или деньги должны быть выплачены самой компании как хозяйственной единице, а не непосредственно ее акционерам.
[71] Владимирова И.Г. Слияния и поглощения компаний // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - №1.-С.27-48.
[72] Авдашева С., Розанова Н. Теория организации отраслевых рынков., М.: 2003. С.254.
[73] Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
[74] Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».