Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров — обучение кадров в целях усвоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Выделяют четыре направления обучения (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Основные направления обучения персонала
Рассмотрим подробнее содержание направлений обучения в организации.
I. Продуктовое обучение — передача знаний о продукте (услугах).
Продуктовое обучение относится к продукту, то есть к тому, что является предметом бизнеса компании. Производит ли она нефть, оказывает ли страховые услуги — это продукт компании. Руководитель считает, что любой человек в компании, будь то бухгалтер или руководитель подразделения, должен знать, какими характеристиками обла-
|
|
дает продукт. Это обучение проводится для ознакомления со спецификой деятельности компании; воспитания лояльности по отношению к работодателю.
Знание продукта может быть разным по глубине для каждого уровня сотрудников: от поверхностного ознакомления до детального владения технологиями производства. Обычно это делается силами экспертов из числа сотрудников компании.
Обучение этого направления начинается с адаптации новых сотрудников, в ходе которой читается курс о продуктах и услугах компании.
Навыковое обучение — развитие деловых навыков.
Деловые навыки необходимы сотруднику для эффективной работы в бизнес-среде. К ним относятся управление временем, навыки ведения переговоров, проведение презентаций, эффективное общение и т.д. Навык — это действие, которое через систематическое обучение и повторение может превратиться почти в условный рефлекс, помогая достижению целей на подсознательном уровне. Степень владения навыками зависит как от подготовки человека, так и от уровня его позиции в иерархии компании. Набор базовых навыков специалиста должен быть все больше и зависит от того уровня управления, на котором он работает. Выделим основные уровни ответственности:
управление собой;
управление людьми;
управление бизнесом.
Для выработки навыков необходимы специальные тренинги. Например, по роду службы сотруднику постоянно требуется взаимодействовать с клиентами и ему рекомендуют соответствующий курс — «Мастерство общения». За время обучения (4—5 дней) можно научиться правильно вести переговоры.
|
|
Функционально-производственное обучение.
Цель функционально-производственного обучения —
это совершенствование профессиональных навыков и знаний.
Например, знание налогового учета в бухгалтерии (постоянные изменения в законах), способов построения цепочки поставок в логистике или интервьюирования в управлении персоналом. В данное направление входят узкоспециализированные знания и навыки, направленные на расширение предметной области.
Методы и формы обучения. IV. Развитие лидерских качеств.
Данное направление обучения применяется по отношению к сотрудникам с высоким управленческим потенциалом, т.е. к тем, кто входит в кадровый резерв компании. После таких тренингов персонал начинает по-новому смотреть на привычные бизнес-процессы и систему отношений в компании. Становится другим и отношение к ценностям компании.
Существуют несколько методов обучения:
корпоративное обучение;
самообразование;
обучение в специализированных учреждениях.
Рассмотрим методы обучения (табл. 7.1).
Таблица 7.1