Различают три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров

Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокуп­ностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Повышение квалификации кадров — обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профес­сии или повышением в должности.

Переподготовка кадров — обучение кадров в целях усвоения новых знаний, умений, навыков и способов обще­ния в связи с овладением новой профессией или изменив­шимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Выделяют четыре направления обучения (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Основные направления обучения персонала

Рассмотрим подробнее содержание направлений обуче­ния в организации.

I. Продуктовое обучение — передача знаний о продук­те (услугах).

Продуктовое обучение относится к продукту, то есть к тому, что является предметом бизнеса компании. Произ­водит ли она нефть, оказывает ли страховые услуги — это продукт компании. Руководитель считает, что любой чело­век в компании, будь то бухгалтер или руководитель под­разделения, должен знать, какими характеристиками обла-

дает продукт. Это обучение проводится для ознакомления со спецификой деятельности компании; воспитания лояль­ности по отношению к работодателю.

Знание продукта может быть разным по глубине для каждого уровня сотрудников: от поверхностного озна­комления до детального владения технологиями производ­ства. Обычно это делается силами экспертов из числа со­трудников компании.

Обучение этого направления начинается с адаптации но­вых сотрудников, в ходе которой читается курс о продуктах и услугах компании.

Навыковое обучение — развитие деловых навыков.

Деловые навыки необходимы сотруднику для эффек­тивной работы в бизнес-среде. К ним относятся управление временем, навыки ведения переговоров, проведение презен­таций, эффективное общение и т.д. Навык — это действие, которое через систематическое обучение и повторение мо­жет превратиться почти в условный рефлекс, помогая до­стижению целей на подсознательном уровне. Степень вла­дения навыками зависит как от подготовки человека, так и от уровня его позиции в иерархии компании. Набор ба­зовых навыков специалиста должен быть все больше и за­висит от того уровня управления, на котором он работает. Выделим основные уровни ответственности:

управление собой;

управление людьми;

управление бизнесом.

Для выработки навыков необходимы специальные тре­нинги. Например, по роду службы сотруднику постоянно требуется взаимодействовать с клиентами и ему рекомен­дуют соответствующий курс — «Мастерство общения». За время обучения (4—5 дней) можно научиться правильно вести переговоры.

Функционально-производственное обучение.

Цель функционально-производственного обучения —

это совершенствование профессиональных навыков и зна­ний.

Например, знание налогового учета в бухгалтерии (по­стоянные изменения в законах), способов построения цепочки поставок в логистике или интервьюирования в управлении персоналом. В данное направление входят узкоспециализированные знания и навыки, направленные на расширение предметной области.

Методы и формы обучения. IV. Развитие лидерских качеств.

Данное направление обучения применяется по отно­шению к сотрудникам с высоким управленческим потен­циалом, т.е. к тем, кто входит в кадровый резерв компании. После таких тренингов персонал начинает по-новому смо­треть на привычные бизнес-процессы и систему отношений в компании. Становится другим и отношение к ценностям компании.

Существуют несколько методов обучения:

корпоративное обучение;

самообразование;

обучение в специализированных учреждениях.

Рассмотрим методы обучения (табл. 7.1).

Таблица 7.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: