Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключаются в содержании их деятельности, которая по своей сути является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью; сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.
Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому компетенция органа государственной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам его ведения. А полномочия органа государственной власти – это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
|
|
Компетенция любого органа исполнительной власти (как, впрочем, и любого другого субъекта управления) как достаточно сложное организационно-юридическое понятие включает в себя четыре обязательных элемента:
1) цели и задачи деятельности органа;
2) обеспечивающие решение этих задач функции управления;
3) полномочия или права и обязанности органа в осуществлении закрепленных за ним управленческих функций;
4) организационные и правовые формы и методы деятельности.
Цели и задачи – область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой управления, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).
Функции –содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач.
Права и обязанности (или полномочия, правомочия ) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления.
Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т.д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).
Орган государственной исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.
|
|
Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах – уставах, положениях, должностных инструкциях.