Научить детей трудиться и мыслить – основная задача школы; учитель должен уметь создавать творческий, деловой настрой на уроке. Требованиям современного процесса обучения и воспитания отвечает умелое применение на уроке наглядности и технических средств. Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои возможности использования – отсюда следует и комплексное использование всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то урок становится живым и интересным для каждого ученика. Перед учителями школ поставлена важнейшая задача – осуществлять комплексный подход к воспитанию школьников. Но эту задачу невозможно решать без воспитания активной познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.
- Стараясь через личную заинтересованность привить интерес к предмету, и получила результаты, которые проявляются в анкетах. Опрошено 2 седьмых. 1 шестой и 1 пятый классы. Всего 90 обучающихся.
ВОПРОСЫ | Да | Не знаю | Нет | |
1. | Интересны ли тебе уроки математики? | 75% | 13% | 12% |
2. | Что больше всего тебе нравиться на уроках математики? (варианты с наибольшим числом голосов) А) объяснение нового материала; Б) закрепление изученного; В) проверка домашнего задания; Г) самостоятельные работы | |||
3. | Хотел ли ты в будущем связать с математикой свою трудовую деятельность? | 62% | 14% | 24% |
Программный курс по математике усложняется, очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.
Я предложила те средства активизации познавательной деятельности учащихся, которые я с успехом применяю на своих уроках.
Но самым главным разочарованием для меня до сих пор является тот факт, что среди моих учеников встречаются такие, в ком я, как ни стараюсь, не могу зажечь искру желания к работе, развить познавательную мотивацию, интерес к предмету. Это заставляет меня находиться в постоянном поиске методов организации деятельности учащихся на уроке:
Угнетает меня повседневность сует,
И обиды в душе оставляют свой след…
После долгой разлуки в свой класс я вхожу.
Наконец-то! Вот здесь только я и дышу.
Здесь дают мне энергию двадцать пар глаз.
И внимательно слушают мой им наказ,
Вот взметнулся навстречу улыбок салют.
Ты, мгновенье, прекрасно, - себе говорю, -
Ты, мгновенье, замри!” - Только это не жизнь.
Отомри, и начнем. Торопись. Торопись!
ЛИТЕРАТУРА
1. Далингер В., Костюченко Р. Предельная аналогия как эффективный метод обучения геометрии. // Математика. Приложение к газете "Первое сентября". 2000. N 3.
2. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке. // Математика в школе. 1996. N 6.
3. Кухарев H.В. Hа пути к профессиональному совершенству. - М., 1990.
4. Порожнета H.H. Ещё одна технология закрепления и повторения.
// Математика в школе. 1997. N 1.
5. Семушкин А.Д., Кретинин О.С., Семенов Е.Е. Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении математики.
- М., 1978.
6. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. - М., 1991.
7. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., 1980.
8. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
9. Финкельштейн В.М. О пдготовке учеников к изучению нового понятия, новой теоремы. // Математика в школе. 199
10. Газета «Математика» приложение к газете «1 сентября» за 1999-2004 г.
11. Гузеев Р.Р. Иннавционные идеи в современном образовании// Школьные технологии. 1997.№1
12. Подготовка учителя математики: инновационные подходы. Под редакцией Шадрикова В.Д., 2002.