После определения своих конкурентных преимуществ анализируется привлекательность рынков и товаров /19/.
Критериями привлекательности рынков Ж.-Ж. Ламбен предлагает считать следующие:
√ доступность рынка (низкая — в странах вне Европы и США, высокая — в Европе);
√ темп роста (низкая — менее 5%, высокая — более 10%);
√ длительность цикла жизни (до 2 лет и свыше 5 лет);
√ потенциал валовой прибыли (менее 15%, более 25%);
√ острота конкуренции (структурированная олигополия, неструктурированная конкуренция, распыленная конкуренция);
√ возможности неценовой конкуренции (товар стандартизован, слабо дифференцирован, сильно дифференцирован);
√ концентрация клиентов (для низкой оценки — до 2000, для средней — 2000—200, для высокой — менее 200).
Для каждой страны и отрасли экспертным путем оценивается весомость каждого критерия (в сумме равна 100), определяется диапазон оценки для конкретного товара и оценивается его привлекательность, которая может быть в диапазоне от 0 до 100.
Пример индикаторов конкурентоспособности товара приведен в табл. 11.4.
Таблица 11.4