Финансовое состояние организации в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия его активы и их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре активного и пассивного капиталов, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа показателей отчетности.
Имущественное положение организации на начало и конец отчетного периода характеризуется данными баланса. Сравнивая динамику итогов разделов актива баланса, можно выяснить тенденции изменения имущественного положения. Баланс позволяет дать общую оценку изменения всего имущества предприятия, выделить в его составе оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства, изучить динамику структуры имущества. Анализ динамики состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов, что свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.
|
|
Оценка имущественного положения организации обычно включает в себя определение общей суммы средств, которыми располагает организация и диагностику состояния основных средств, потому что они, как правило, имеют значительный удельный вес в имуществе и определяют уровень развития материально-технической базы.
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации, дает обобщенную стоимостную оценку активов, числящихся на балансе организации. Это учетная оценка, не совпадающая с суммарной рыночной оценкой его активов. Рост этого показателя свидетельствует о наращивании имущественного потенциала организации.
При расчете и анализе полученных коэффициентов необходимо проводить их сравнение:
• с установленными нормативами;
• значением этого показателя за другие периоды времени;
• средними показателями по отрасли или группе предприятий;
• показателями предприятия-конкурента.
В качестве показателей состояния основных средств используются:
• коэффициент износа;
• коэффициент годности;
• коэффициент ввода основных средств;
• коэффициент выбытия основных средств;
• доля активной части основных средств в общей сумме основных средств.
Коэффициент износа характеризует долю стоимости основных средств, оставшуюся к списанию на затраты в последующих периодах. Он может быть рассчитан по формуле
|
|
,
где Анак — накопленный износ основных средств на конец года (начислено амортизации на реализацию); ОСкгб — первоначальная (балансовая) стоимость на конец года.
Коэффициент годности (обратный коэффициенту износа) отражает удельный вес остаточной стоимости основных средств в их балансовой стоимости на конец года и определяется по формуле
,
Значения коэффициентов износа и годности во многом зависят от используемого на предприятии метода расчета амортизационных отчислений, периодичность переоценки основных средств, соотношения фактических сроков начисления амортизации и др. Коэффициенты износа и годности отражают состояние и характеристику структуры основных средств.
Коэффициент ввода основных средств характеризует процесс воспроизводства основных средств и отражает увеличение их стоимости. Рассчитывается показатель по формуле
,
где ОСпг — первоначальная стоимость поступивших за год основных средств; ОСкг — первоначальная стоимость основных средств на конец года.
Коэффициент выбытия основных средств характеризует степень выбытия основных средств из сферы производственного использования за анализируемый период:
,
где ОСвыб — первоначальная стоимость выбывших в течение года основных средств; ОСнг — первоначальная стоимость основных средств на начало года.
Важной характеристикой качества структуры основных средств является оценка доли активной части основных средств. Рост этого показателя в динамике характеризует улучшение структуры основных средств.
Для изучения размещения имущества организации, динамики стоимости и состава имущества, его структуры составляют аналитические таблицы, которые позволяют провести горизонтальный и вертикальный анализы, оценить степень и тенденции изменений.
Дополнительными характеристиками состояния имущества являются:
• рост стоимости имущества за анализируемый период;
• темпы роста оборотного и внеоборотного капитала;
• сокращение удельного веса дебиторской задолженности за анализируемый период;
• сокращение запасов.
Финансовое состояние организации оценивается с точки зрения текущей (способность организации своевременно и в полном объеме выполнять краткосрочные обязательства) и долгосрочной перспективы. Существуют различные методики анализа финансового состояния, различающиеся для организаций разных видов деятельности (промышленных, торговых, транспортных, сельскохозяйственных) и размеров — крупных, малых. Значительное большинство авторов предлагает следующие пять групп показателей:
• показатели платежеспособности и ликвидности;
• показатели финансовой устойчивости;
• показатели рентабельности;
• показатели деловой активности;
• анализ возможного банкротства.
Под ликвидностью какого-либо актива понимают его способность трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого реализация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.
Платежеспособность означает наличие у организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:
• наличие в достаточном объеме денежных средств на счетах организации;
• отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
На практике принято различать понятия ликвидности и платежеспособности предприятия. В целом недостаток ликвидности может служить индикатором неблагополучия, но ни в коей мере не является обязательным свидетельством неплатежеспособности. Недостаток ликвидности — оперативная характеристика качества баланса, которая может также отражать временные финансовые трудности либо локальное воздействие внешних факторов, не снижающих потенциальной эффективности. Излишние запасы товарно-материальных ценностей, затоваривание складов готовой продукцией, наличие значительной безнадежной дебиторской задолженности снижают уровень ликвидности оборотных активов.
|
|
Платежеспособность оценивают по данным бухгалтерского баланса на основе диагностики ликвидности оборотных средств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы.
Наиболее ликвидные активы А1 — все статьи денежных средств, которые могут быть использованы для немедленного выполнения предприятием текущих расчетов. В эту группу могут быть включены также краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
Быстро реализуемые активы А2 — в основном состоят из части дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, и некоторых других.
Медленно реализуемые активы А3 — активы, к которым относят запасы, часть дебиторской задолженности, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (в некоторых методиках налог на добавленную стоимость вообще не включается в расчет) за минусом статьи «Расходы будущих периодов».
Трудно реализуемые активы А4 — наименее ликвидные активы предприятия, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение продолжительного периода времени. В эту группу включают статьи первого раздела баланса «Внеоборотные активы».
Активы А1, А2, А3 относят к текущим активам предприятия, они более ликвидны по сравнению с остальным имуществом. Вместе с тем необходимо отметить, что на каждом предприятии более точно отнести активы ко второй и третьей группам (А2 и А3) можно только после расчета оборачиваемости в днях каждой статьи актива, поскольку какая-то часть дебиторской задолженности будет погашена уже через 2 дня или 45 дней, а какая-то — через 200 дней и т.д.
|
|
Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируют следующим образом.
Наиболее срочные обязательства П1 — кредиторская задолженность за минусом задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок.
Краткосрочные пассивы П2 — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
Долгосрочные пассивы П3 — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы (итог IV раздела баланса «Долгосрочные обязательства»).
Постоянные пассивы П4 — статьи третьего раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи пятого раздела баланса: «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов» за минусом расходов будущих периодов (статьи пятого раздела баланса могут не включаются в расчет П4).
Для оценки ликвидности баланса сравниваются между собой определенные группы активов и пассивов. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
При оценке ликвидности предприятия рассчитываются коэффициенты абсолютной (мгновенной), быстрой (промежуточной) и текущей (долгосрочной) ликвидности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) определяется как отношение суммы денежных средств и приравненных к ним средств (краткосрочных финансовых вложений) (Дср) к краткосрочным (текущим) обязательствам (Доб):
,
Этот коэффициент отражает соотношение самых ликвидных активов к текущим обязательствам и показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в настоящее время. Нормативное значение коэффициента составляет 0,2 (в некоторых странах действуют меньшие нормативные значения).
Коэффициент быстрой ликвидности (Кбл) определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и части дебиторской задолженности (Дз) к краткосрочным долговым обязательствам:
,
Нормативное значение этого коэффициента ≥ 0,7.
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) — отношение суммы всех текущих активов денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности, к которым добавляется стоимость запасов (за вычетом расходов будущих периодов и НДС по приобретенным ценностям) (Зм), к краткосрочным долговым обязательствам предприятия:
Коэффициент текущей ликвидности характеризует степень обеспеченности текущих кредиторских обязательств текущими активами. Нормативное значение показателя составляет не ниже 2,0, хотя для российских организаций в настоящее время считается позитивным, если коэффициент текущей ликвидности находится в интервале 1,0 —1,5 (в некоторых странах установлены дифференцированные нормативы текущей ликвидности для организаций разной отраслевой принадлежности). Необходимо отметить, что коэффициент текущей ликвидности (наряду с показателем обеспеченности собственными оборотными средствами) в некоторых странах является определяющим для характеристики структуры баланса организации.
Для оценки платежеспособности рассчитываются также функционирующий капитал и маневренность функционирующего капитала.
Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал — ФК) характеризует ту часть собственного капитала организации, которая является источником покрытия его текущих активов (т.е. активов, имеющих оборачиваемость менее одного года). Это расчетный показатель, зависящий как от структуры активов, так и от структуры источников средств.
ФК = OA (или ТА) - КП,
где OA (ТА) — краткосрочные (текущие) активы; КП (ТП) — краткосрочные (текущие) пассивы.
Величина собственных оборотных средств (СОС) — один из важнейших показателей оценки деятельности организации, поскольку позволяет оценить ликвидность и устойчивость предприятия, а также позволяет скорректировать политику продаж.
Текущие активы • денежные средства • краткосрочные финансовые вложения • дебиторская задолженность • запасы • авансированные затраты | — | Текущие пассивы • краткосрочные кредиты и займы • кредиторская задолженность • задолженность перед персоналом • задолженность перед бюджетом | = | Собственные оборотные средства |
СОС = ТА — ТП.
Из этой формулы можно сделать вывод, что величина собственных оборотных средств может быть как больше, так и меньше нуля. Отрицательная величина собственных оборотных средств свидетельствует о снижении ликвидности организации.
В анализе вводится также понятие рабочего капитала (близкого к понятию собственных оборотных средств), под которым понимают разность между чистыми текущими активами и чистыми текущими пассивами.
При определении чистых текущих активов и чистых текущих пассивов учитываются не все элементы текущих активов и пассивов. Из суммы текущих активов исключают денежные средства и их краткосрочные финансовые вложения, а из суммы текущих пассивов — краткосрочные кредиты, которые не связаны с потреблением ресурсов.
Чистые текущие активы • авансы выданные • дебиторская задолженность • запасы • авансированные затраты | — | Чистые текущие пассивы • авансы полученные • кредиторская задолженность • задолженность перед персоналом • задолженность перед бюджетом | = | Рабочий капитал |
Величина рабочего капитала позволяет определить потребность в финансировании текущей производственной деятельности (но не позволяет оценить ликвидность данного предприятия). Таким образом, анализ рабочего капитала позволяет оценить эффективность производственной деятельности организации.
Маневренность функционирующего капитала (Км.дс) характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную ликвидность:
,
Значение показателя варьирует в интервале от 0 до 1. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.
Оценка ликвидности и платежеспособности организации основывается на сравнении полученных результатов расчета коэффициентов ликвидности с нормативными значениями. Рассмотренные коэффициенты ликвидности отражают способность организации выполнить свои краткосрочные обязательства за счет легкореализуемых активов. Высокое их значение является в общем случае показателем устойчивого финансового положения, низкое — говорит о возможных проблемах с денежной наличностью и затруднениях в дальнейшей операционной деятельности.
Важной характеристикой состояния организации является оценка его финансовой устойчивости.
Финансовая устойчивость трактуется как способность организации таким образом мобилизовывать, распределять и использовать финансовые ресурсы, чтобы обеспечивалась возможность увеличения прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности. С другой стороны, показатели этой группы характеризуют степень зависимости организации от кредиторов и инвесторов.
Различают следующие типы финансовой устойчивости предприятия — абсолютная и нормальная устойчивость, а также неустойчивость.
Абсолютная устойчивость выражается соотношением
З < СОС,
где З — запасы; СОС — собственные оборотные средства.
Нормальная устойчивость, гарантирующая платежеспособность, соответствует условию:
З < СОС + К + РсКр,
где К — кредиты банка под товарно-материальные ценности; РсКр — расчеты с кредиторами по товарным операциям.
Неустойчивое финансовое состояние, характеризующееся нарушением платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств и увеличения СОС выражается неравенством
З>ИФЗ,
где ИФЗ — источники формирования запасов.
В мировой и российской практике разработана система показателей, характеризующих состояние и структуру активов организации, и обеспеченность их источниками финансирования.
Коэффициент концентрации собственного капитала (коэффициент автономии) Ка рассчитывается как отношение собственного капитала (СК) к величине активов предприятия (валюте баланса — ВБ):
.
Данный коэффициент характеризует долю владельцев организации в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчива, стабильна и независима от внешних кредитов организация. Рост показателя в динамике свидетельствует о повышении независимости от внешних источников финансирования. В Российской Федерации установлено нормативное значение этого показателя — 0,6 и более.
Дополнением к этому показателю является коэффициент концентрации привлеченного (заемного) капитала Кпз, который характеризует зависимость организации от внешних источников финансирования. Данный коэффициент рассчитывается как отношение общей величины заемного капитала (ЗК) к величине активов организации:
.
Чем выше уровень этого показателя, тем выше зависимость организации от кредиторов и тем больше риск банкротства или возникновения дефицита наличных денежных средств, что свидетельствует о снижении финансовой устойчивости организации. Коэффициент финансовой зависимости (Кзав) рассчитывается как отношение общей величины заемного капитала к величине собственного капитала организации:
.
Рекомендуемое значение показателя составляет до 0,7. Превышение норматива свидетельствует о зависимости организации от внешних источников финансирования, а следовательно, организация является финансово неустойчивой.
Коэффициент маневренности собственного капитала (Км) показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.
Этот коэффициент рассчитывается как отношение величины собственных оборотных средств (СОС) и величины собственного капитала организации:
.
Оптимальное значение показателя варьирует от 0,2 до 0,5.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Коб) характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости. Он рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к фактической стоимости находящихся в наличии у организации текущих активов (ТА):
.
Рекомендуемое значение показателя составляет 0,1, оптимальное — 0,5.
Уровень коэффициента был выбран в качестве одного из критериев при оценке неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий (банкротстве).
При анализе финансового состояния предприятия может быть использована программа «Audit Expert», основанная на расчете следующих финансовых коэффициентов:
• коэффициент финансовой независимости;
• отношение суммарных обязательств к активам;
• отношение суммарных обязательств к собственному капиталу;
• отношение долгосрочных обязательств к активам;
• отношение долгосрочных обязательств к внеоборотным активам;
• коэффициент покрытия процентов;
• обеспечение внеоборотных активов собственным капиталом;
• соотношение оборотных и внеоборотных активов;
• уровень чистых оборотных активов;
• коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
• коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами;
• коэффициент маневренности;
• уровень перманентного капитала;
• уровень инвестированного капитала;
• вероятность банкротства.
Финансовые результаты деятельности организации оценивают в абсолютных и относительных показателях. В качестве показателей оценки результативности деятельности используют прирост продаж или чистой прибыли, уровень рентабельности, уровень прибыли на одну акцию, капитализацию и т.д.
Прибыльность (рентабельность) отражает величину прибыли, полученную с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации. При этом рассчитываются различные показатели рентабельности — рентабельность продаж, активов, основной деятельности и проч.
Рентабельность основной деятельности
,
где Пр — прибыль от продаж; 3 — затраты на производство и реализацию.
Таким образом, показатель характеризует сумму прибыли от продаж, приходящейся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции.
Рентабельность продаж
,
где В — выручка от реализации продукции.
Показатель отражает, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продажи продукции (товаров, работ, услуг) на один рубль выручки.
Рентабельность внеоборотных активов характеризует эффективность использования внеоборотного капитала:
,
где ЧПр — чистая прибыль; ВА — сумма внеоборотных активов.
Рентабельность оборотного капитала отражает эффективность использования оборотного капитала:
,
где OA — сумма оборотных активов.
Рентабельность совокупных активов характеризует эффективность использования совокупных активов:
,
где ВБ — валюта баланса.
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования организацией собственного капитала:
,
где СК — собственный капитал.
Деловая активность предприятия характеризуется показателями, отражающими эффективность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов и показателями оборачиваемости средств и капитала предприятия.
В общем виде признаком деловой активности является следующее соотношение основных показателей:
Тпб > Твр > Так,
где Тпб > Твр > Так — соответственно темпы изменения балансовой прибыли, выручки от продаж продукции (работ, услуг), авансированного капитала (активов предприятия).
Анализ оборачиваемости необходим для оценки эффективности управления активами и капиталом предприятия, его деловой активности.
Коэффициент оборачиваемости активов Оа (оборачиваемость капитала)
,
где В — выручка от реализации продукции; А — активы.
Этот коэффициент показывает, сколько раз за период совершается полный цикл производства и обращения (число оборотов), приносящий соответствующий доход.
Оборачиваемость основных средств (фондоотдача) отражает эффективность использования основных производственных средств предприятия:
,
где ОС — основные средства.
Оборачиваемость текущих активов (оборотного капитала) характеризует скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия и показывает, сколько оборотов совершается текущими активами за анализируемый период:
,
где ТА — текущие активы.
Оборачиваемость собственного капитала:
,
где СК — собственный капитал.
Основным направлением анализа оборачиваемости является анализ их динамики.
Вероятность банкротства — это показатель, на основе анализа уровня которого возможно предсказать вероятность банкротства предприятия. Коэффициент рассчитывается на основе алгоритма расчета так называемого коэффициента Альтмана.
Американский ученый-экономист Э. Альтман исследовал возможности использования мультидискриминантного анализа для предсказания вероятности банкротства фирмы. В 1968 г. им был предложен алгоритм расчета коэффициента кредитоспособности (индекса кредитоспособности), известный в отечественной экономической литературе как «коэффициент Альтмана», «коэффициент Z» или «Z-модель».
Для расчета указанного коэффициента кредитоспособности Э. Альтман отобрал следующие базовые показатели:
— оборотный капитал (оборотные активы) / совокупные активы;
— нераспределенная прибыль (общая сумма) / совокупные активы;
— прибыль до уплаты налогов и процентов / совокупные активы;
— рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций, находящихся в обращении / балансовая стоимость обязательств, включая все краткосрочные пассивы;
— объем продаж (выручка от реализации) / совокупные активы.
На основе приведенных коэффициентов Альтман создал наиболее известную на сегодняшний день пятифакторную Z-модель для предсказания банкротства, имеющую следующий вид (первоначально модель Альтмана включала два фактора — коэффициент текущей ликвидности и коэффициент концентрации собственного капитала):
Z = 1,2К1 +1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 +1К5,
где К1 — отношение собственных оборотных средств к сумме активов; К2 — отношение нераспределенной прибыли к сумме активов; К3 — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к сумме активов; К4 — отношение балансовой оценки собственного капитала к краткосрочным обязательствам; К5 — отношение выручки от реализации к сумме активов.
Данная модель служит эффективным инструментом определения банкротства предприятия.
Анализ фактических данных деятельности фирм за период 1946—1965 гг., проведенный Альтманом на основе своей модели, показал, что 94% фирм, имеющих указанный коэффициент ниже 2,7, обанкротились на следующий год, а у 97% успешно развивающихся компаний величина данного коэффициента была выше 2,7. Дальнейшие исследования позволили установить, что значения коэффициента Z меньшие, чем 1,81 указывают на высокую вероятность финансового краха; при значениях рассматриваемого коэффициента выше, чем 2,99 предполагается, что угроза банкротства невелика; диапазон значений коэффициента от 1,81 до 2,99 является зоной неопределенности.
Таким образом, для использования в проведении анализа вероятности банкротства предприятий предложена следующая шкала критериальных значений коэффициента Z (табл. 3).
Таблица 3. Критериальные значения коэффициента Z (коэффициента Альтмана)
Значения коэффициента Z | Вероятность банкротства |
не больше 1,8 | очень высокая |
от 1,81 до 2,7 | высокая |
от 2,8 до 2,9 | допустимая |
3,0 и больше | очень низкая |
Рассмотренные показатели представляют собой наиболее важные финансовые коэффициенты, изучение которых составляет основу анализа финансовой устойчивости предприятия.
Дополнительно проводится анализ внутренней бухгалтерской информации относительно структуры и степени диверсификации дебиторской и кредиторской задолженностей, оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности, анализ определения потребности в дополнительных источниках финансирования и обоснования структуры капитала предприятия и изучение других вопросов.
7. Содержание и цели финансового планирования
Планирование является неотъемлемым элементом управления в деятельности любой организации. С одной стороны, планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности организации. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие организации в перспективе, поэтому надежность плана во многом определяется достоверностью фактических показателей прошлых периодов. Однако необходимо учитывать, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п. С другой стороны, показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана организации, в связи с этим возникает необходимость учета новых тенденций и возможностей. Поскольку организация не только не может располагать всей необходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и профессионального уровня плановых работников.
С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений. Планирование эффективно там, где качество принимаемых решений достигается путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий. Планирование как элемент управления носит информационный характер, что проявляется в стадиях цикла планирования.
Роль планирования возрастает в силу воздействия таких факторов как усиление процессов глобализации, рост числа управленческих кадров, повышение требований к их качеству, рост масштабов общественного производства, происходящих на фоне усиления и усложнения хозяйственных связей, совершенствование методов хозяйствования, появление новых инструментов, развитие научно-технического прогресса и т.п.
В общем виде планирование можно рассматривать как процесс принятия решений, который определяет будущие действия. Результатом планирования является принятие органом управления решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом.
Процесс планирования состоит из следующих этапов.
— Определение целей планирования, от которых зависят применяемые формы и методы планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации.
— Анализ проблемы. На этом этапе определяется текущее состояние на момент составления плана и прогнозируется ситуация на определенный период.
— Анализ альтернатив. На данном этапе исследуются различные возможные варианты, разрабатываются способы их реализации.
— Прогнозирование, на котором формируется представление о развитии планируемой ситуации под воздействием различных факторов.
— Оценка. На этом этапе проводятся расчеты для выбора наиболее оптимального варианта.
— Принятие планового решения. Выбирается и оформляется единственное решение.
Существуют различные классификации планирования:
а) по содержанию плановых решений — стратегическое, тактическое, оперативно-календарное и бизнес-планирование.
Стратегическое планирование, как правило, ориентированно на долгосрочную перспективу (более трех лет) и определяет основные направления развития организации. Посредством стратегического планирования принимаются решения по расширению и созданию новых направлений деятельности, стимулированию процесса удовлетворения нужд потребителей. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания организации в условиях постоянно изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.
Тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей,
а оперативно-календарное (тактическое) планирование — процессом их реализации. Тактическое планирование позволяет реализовать вскрытые резервы, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и т.п. На основе технико-экономического плана устанавливаются связи между структурными подразделениями организации, осуществляется разработка бюджетов (смет) по основным видам деятельности и подразделениям, а также контроль за их выполнением;
б) по степени охвата — общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы; частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
в) по объектам планирования: целевое планирование, которое заключается в определении стратегических и тактических целей организации; планирование средств, состоящее в определении средств достижения поставленных целей (планирование оборудования, персонала, финансов, информации); программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ (например, программ производства и сбыта); планирование действий (например, найм кадров);
г) по сферам планирования — планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); планирование производства (производственной программы, подготовки производства, ход производства); планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения); планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов); планирование инвестиций, финансов и т.д.;
д) по глубине планирования — агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами (например, планирование больницы как суммы отделений); детальное планирование (с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта);
е) по учету изменения данных — жесткое и гибкое планирование;
з) по очередности во времени: упорядоченное (текущее) планирование, при котором по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим); скользящее планирование, когда по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; внеочередное планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации организации.
Выбор той или иной формы планирования зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три основные группы:
— факторы, обусловленные спецификой самой организации (профиль деятельности, концентрация капитала, уровень обеспеченности оборудованием, территориальное расположение и т.п.);
— факторы внешней среды (спрос и предложение, ценообразование, рынок ресурсов, характер государственного регулирования отрасли, уровень и характер конкуренции на рынке товаров и услуг и т.п.);
— критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования (полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и проч.).
Финансовое планирование — процесс разработки и внедрения финансовых планов и финансовых показателей, обеспечивающих достижение стратегии организации и ее развитие необходимыми ресурсами. Финансовое планирование конкретных организаций включает в себя:
— планирование объемов производства и реализации товаров (работ, услуг);
— планирование расходов;
— планирование объемов финансирования;
— планирование источников финансирования деятельности;
— планирование цен на товары (работы и услуги);
— планирование прибыли;
— планирование взаимоотношений организации с другими субъектами экономической системы;
— контроль деятельности организации в целом и отдельных ее подразделений.
Одним из способов текущего планирования является бюджетирование, которое представляет собой длительный и последовательный процесс. Среди этапов бюджетирования можно выделить:
— выбор целей и приоритетов (цели и приоритеты организации должны быть четко выделены), направлений маркетинговой, закупочной и сбытовой политики организации;
— анализ сложившейся ситуации (анализ общеэкономической и отраслевой ситуации, тенденций на рынке товаров и услуг, а также анализ конкурентов);
— определение возможных сценариев действий, которые должны учитывать изменение внешней и внутренней среды, фактор неопределенности;
— определение финансовой структуры организации, т.е. перечня видов товаров и услуг, их распределение по подразделениям, перечень и статус центров ответственности;
— разработку технологии бюджетирования — обоснование системы целевых показателей, необходимых для принятия управленческих решений;
— разработку и внедрение программ и определение формата бюджетов (выявление статей доходов и расходов). Форматы бюджетов должны учитывать специфику организации, ее структуру, взаимосвязи между подразделениями.
Бюджетирование предполагает планирование, учет и контроль доходов, текущих расходов, инвестиций (реальных и портфельных), движения денежных средств. Оно обладает определенными преимуществами по сравнению с планированием, поскольку позволяет повысить эффективность управления, эффективность продаж, оптимизировать денежные потоки, оптимизировать структуру затрат, достичь координации между подразделениями компании и проч.
Бюджетирование позволяет:
— оптимизировать процесс планирования и минимизировать его стоимость;
— оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды (цены закупаемых материалов и оборудования, стоимость коммунальных платежей и т.п.);
— повысить управляемость организацией и сократить количество управленческих ошибок (в том числе путем координации деятельности всех подразделений);
— осуществить материальное стимулирование персонала (не менее 25% фонда оплаты труда будет направляться на поощрение работников за объем и качество услуг);
— обеспечить сбор, обработку и интеграцию информации (на базе бюджетов могут быть составлены агрегированные показатели);
— существенно повысить эффективность используемых ресурсов;
— проводить детальный анализ доходов и расходов организации;
— формировать сводные и детализированные отчеты организации;
— повысить доступность медицинских услуг посредством перераспределения средств;
— осуществлять подготовку прогнозной финансовой отчетности.
Для внедрения бюджетирования в организациях требуется принятие учетной политики, которая представляет собой документ, где содержится информация о всех параметрах, существенно влияющих на порядок формирования доходов, расходов и прибыли организации, а также на оценку финансового состояния организации. В учетной политике организации должны быть отражены организационно-технические и методологические аспекты. Учетная политика разрабатывается бухгалтерской службой организации и утверждается ее руководителем.
Грамотная учетная политика позволяет упростить процедуру бюджетирования. Бюджеты подразделяются на производственные (операционные) и финансовые.
Структура бюджетов выглядит следующим образом:
— бюджет продаж;
— бюджет производства;
— бюджет производственных запасов;
— бюджет затрат на оплату основного труда;
— бюджет затрат на материалы;
— бюджет дополнительных производственных расходов;
— бюджет себестоимости реализованной продукции;
— бюджет расходов на рекламу и маркетинг;
— бюджет капитальных вложений;
— бюджет управленческих расходов;
— прогнозный отчет о прибылях и убытках;
— бюджет движения денежных средств;
— прогнозный баланс. -
При бюджетировании основным параметром является объем продаж, а затем определяется и объем производства, осуществляется классификация затрат на постоянные и переменные (по ним устанавливаются нормы затрат на единицу реализованной продукции), калькуляция затрат производится на единицу реализованной продукции.
Объем продаж, устанавливаемый по каждому наименованию маркетинговыми службами организации, зависит от совокупности факторов — объема продаж предыдущих периодов, ценовой политики, производственных мощностей, уровня платежеспособности потребителей, макроэкономической ситуации в стране, сезонности, поведения конкурентов и др.
Объем производства, рассчитываемый для формирования необходимых ресурсов, определяется по формуле
Опроизводства = Она нач. пер. + Опродаж — Она кон.пер.,
где Она нач. пер. — складские остатки продукции на начальный период; Она кон.пер.— складские остатки продукции на конец периода.
Объем закупаемых материалов по каждому виду определяется по формуле
Qзак = Qисп — Онач + Окон,
где Qисп — объем используемых материалов по видам; Онач — имеющиеся остатки материалов на начало планового периода; Окон — нормативные остатки материалов на конец планового периода.
При внедрении бюджетирования необходимо определить виды деятельности, сформировать продуктовый портфель, осуществить классификацию затрат, отобрать необходимые
8 Финансы для принятия решений показатели, определить формат бюджетов, разработать последовательность бюджетного процесса, распределить права и обязанности по подразделениям организации.
Для внедрения бюджетирования необходимо составить стандарт (регламент) бюджетирования организации, включающий перечень последовательно выполняемых работ по сбору и обработке необходимой информации и позволяющий избежать многих ошибок бюджетирования. В бюджетном регламенте должны быть также указаны бюджетный период (или горизонт планирования), шаг планирования, порядок разработки, передачи и корректировки необходимой информации, процедуры контроля и оценки фактических результатов.
Общий бюджетный период — это срок, на который составляются бюджеты. Минимальный бюджетный период — подпериоды в рамках общего периода.
Шаг планирования — период, по окончании которого должны быть представлены ранее разработанные и утвержденные бюджеты, проведены сравнения достигнутых результатов с плановыми и сделаны соответствующие корректировки.
Руководитель финансовой службы не отвечает за сбор и предоставление плановой информации для бюджетирования, его задачей является довести до руководителей подразделений методику бюджетирования. В методике бюджетирования должны быть сформулированы общие принципы и правила бюджетирования. Для упрощения использования бюджетного регламента и проведении контроля выполнения намеченных мероприятий можно составить таблицу, в которой будет отражена последовательность передачи требуемой документации. В случае несоблюдения сроков представления требуемой информации руководители подразделений должны сообщать руководителю финансовой службы о возможных нарушениях сроков и причинах, вызвавших такое нарушение.
Для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности в организации здравоохранения должен быть создан бюджетный комитет, членами которого должны являться руководитель организации, заместитель руководителя по экономике и финансам, заместитель руководителя по стратегии, руководитель подразделения по снабжению и др. Степень делегирования полномочий (а следовательно, ответственности) определяется руководителем организации в зависимости от стратегии, направлений деятельности, структуры организации.
На заседании бюджетного комитета должны утверждаться планы подразделений организации, после чего их нельзя будет корректировать, распределяться функции и полномочия между сотрудниками организации, устанавливаться порядок их взаимодействия. Члены бюджетного комитета должны осуществлять контроль за исполнением бюджетов и графиком работы. Решением комитета может быть проведена корректировка как совокупных затрат, так и по статьям затрат.
Для упрощения процесса бюджетирования следует выделить центры ответственности (центры доходов, центры расходов, центры прибыли и центр инвестиций). Центр ответственности — сегмент организации, по которому разработан формат бюджета и в котором ведется обособленный учет. Если руководитель является ответственным за бюджет своего подразделения, он должен участвовать в разработке бюджета, иметь возможность управлять его параметрами, оценивать место и роль своего подразделения, выявлять причины отклонений бюджета от плана, использовать утвержденные принципы мотивации сотрудников и т.д. При этом должны быть установлены бюджетные лимиты (например, платежи из чистой прибыли) и контроль над их исполнением.
На заключительном этапе бюджетирования необходимо провести анализ результатов предыдущего периода, мониторинг и корректировку бюджетов.
Для более корректного принятия решений необходимо также проводить анализ отклонений фактических и плановых показателей. Отклонения представляют собой разность между фактической и нормативной (или плановой) величиной по статьям бюджета. Их принято выявлять и анализировать по статьям бюджета, центрам ответственности (или по подразделениям). Отклонения могут возникнуть при изменении объема продаж, ценовых параметров (как на производимую продукцию, так и приобретаемые сырье и материалы), затрат труда на единицу продукции и др. Анализ отклонений позволяет повысить эффективность организации здравоохранения в целом и всех ее подразделений, эффективность бюджетного процесса. С помощью своевременного и объективного анализа отклонений можно оперативно получить информацию о происходящем во всех подразделениях организации и о тех изменениях, которые необходимо произвести. Самый корректный способ анализа отклонений — факторный анализ, позволяющий оценить влияние каждого отдельного фактора на итоговый результат.
Однако бюджетированию присущи некоторые недостатки: ресурсы организации распределяются по подразделениям в соответствии с ранее установленными квотами, возможностями руководителя подразделения, снижается степень влияния на управленческие решения всей организации. Кроме того, бюджетирование снижает возможности роста компании, а потому неприемлемо для компаний растущего бизнеса.
Необходимо иметь в виду, что структура бюджетов и последовательность их составления будут различаться для торговых и производственных компаний.
Вопросы для самопроверки
1. Что входит в понятие «финансовые отношения организаций»? Каковы принципы формирования этих отношений?
2. Под влиянием каких факторов формируется структура расходов и доходов организаций?
3. Как осуществляется расчет объема продаж на основе планирования себестоимости и выручки от реализации продукции?
4. Что такое прибыль, каково ее экономическое содержание, функции и виды?
5. Как вы понимаете термин «основной и оборотный капитал организаций»? Каковы их экономическая сущность, источники финансирования, способы использования и отличительные особенности?
6. Каким образом можно оценить финансовое состояние организации?
7. В чем заключаются основные особенности финансового планирования?
Вопросы для обсуждения
1. Какие преимущества и недостатки характерны для разных источников финансирования организаций и можно ли избежать недостатки в привлечении как собственных, так и заемных средств?
2. Какие финансовые стратегии целесообразно применять на разных стадиях жизненного цикла организации?
3. В каком случае предприятию невыгодно применять ускоренную амортизацию основных фондов?
4. Что можно предпринять для ускорения оборачиваемости оборотных средств?
5. Что включается в понятие «оптимизации издержек»?
6. Какие виды стоимости основных средств используются в отчетности российских компаний?
7. Какие методы расчета амортизации преобладают в Российской Федерации?
8. В чем заключаются преимущества и недостатки бюджетирования?
9. Какие функции должен выполнять руководитель финансовой службы организации и каким профилем и уровнем образования он должен обладать?
10. Какие аспекты необходимо учитывать при управлении оборотными средствами организации?