Введение. 1. 1. История формирования понятия «культурные ценности». 14-15

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ»: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ……10-13

1.1. История формирования понятия «культурные ценности»………….14-15

1. 2. Культурологическая сущность и значение понятия «культурные ценности»……………………………………………………………………16-17

ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБМЕНА КУЛЬТУРНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ……………………………18-25

2.1. Основные принципы и формы культурного обмена………………….26-27

2.2. Международное сотрудничество в сфере защиты и сохранения культурных ценностей………………………………………………………28-29

ГЛАВА III. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ В ЕДИНОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ……………………………………………………………30-32

3.1. Единое культурное пространство как среда взаимодействия с культурными ценностями…………………………………………………..33-34

3.2. Влияние культурных ценностей на формирование культурных потребностей………………………………………………………………...35-36

Заключение…………………………………………………………………37-41

Список использованных источников и литературы ……………………42-58

Освоение культурного контекста общего мирового пространства, осознание целостности, неделимости мира есть следствие становления качественно нового состояния культуры, которое определяется взаимодействием культур локальных цивилизаций современности. Современный мир все больше приобретает черты глобального сообщества, приводит к расширению взаимосвязей различных стран, народов и их культур.

В связи с этим особенно важной представляется проблема обмена культурными ценностями, его роль в процессах интеграции, ознакомления с культурным наследием государств, стран и народов. Обмен культурными ценностями является существенным фактором развития культурно-творческого потенциала народов, интенсификации процесса взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур.

Преемственность лучших достижений художественного опыта — вне зависимости от геополитики, различий быта, психологических устоев, уклада жизни - позволяет рассматривать обмен культурными ценностями как объективную историческую закономерность. Кроме того, история обмена культурными ценностями - это, безусловно, особая часть истории культуры каждой страны, каждого народа.

Помимо культурной составляющей, обмен культурными ценностями является инструментом международной культурной политики, способствуя созданию условий для диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Ведь культурные ценности (произведения искусства, научное знание, культурные традиции) - это достояние человечества, они выше границ и национальных барьеров. Культурные ценности представляют собой тот ресурс культурного обмена, который может и должен быть использован в интересах гуманитарного сотрудничества во всем мире.

Культурные ценности, являясь высшими проявлениями мировой материальной и духовной культуры, концентрируют в себе многовековой опыт человечества. Они непосредственным образом выполняют преобразующую функцию по отношению к человеку и обществу в целом. Культурная жизнь общества включает наследие исторического прошлого, существующее в формах духовных и материальных ценностей, которые традиционно являются предметом повышенного общественного интереса, привлекая внимание как средоточие творческого потенциала человечества, незаменимая часть материального мира, находящаяся в основе культурного разнообразия. Редкость старинных предметов, факт сохранения в течение веков, а также история (принадлежность к определенной эпохе, выдающимся людям) повышает их ценность.

Проблема сохранности культурных ценностей должна решаться как в национальном, так и в международном масштабах, что требует тесного сотрудничества между государствами. Эта задача приобретает особую актуальность в современном мире, когда многие уникальные по своей природе произведения искусства все чаще перемещаются из одной страны в другую, способствуют созданию условий для мирного диалога и сотрудничества государств, народов, относящихся к различным культурным традициям. Не случайно, рассматривая ориентиры развития России, Президент нашей страны Д.А. Медведев указывает на то, что создание общества с новой культурой «будет формироваться на основе всех наших накопленных культурных богатств, и мы должны их всячески оберегать»1.

В эпоху глобализации, которая нередко воспринимается многими как угроза для национальных традиций, обычаев, верований и ценностей, на

1 Медведев, Д.А. Точки над «¡»: Выступление на V Экономическом форуме /Д.Л. Медведев //Рос.газ. 2008. 16 февр. первый план выдвигается идея сохранения культурного многообразия. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск технологий, механизмов, а также алгоритмов совершенствования процесса обмена культурными ценностями. При этом важно учитывать международные инициативы музеев, библиотек, архивов, научных центров, частных лиц, коммерческих корпораций и «народной дипломатии», отражающие многообразное участие граждан и институтов гражданского общества в международном культурном обмене. Подчеркнем, что системообразующим началом современного общества, его культурной политики является синтез искусства, образования и науки.

Значимость исследования проблемы обмена культурными ценностями обуславливается и тем, что она органично связана не только с перспективами повышения статуса национальных культур и расширения возможностей их включения в контекст мировой культуры, но и с перспективами общественного развития в целом. В связи с этим культурное взаимодействие, обмен подлинными духовно-нравственными ценностями, составляющими основу национальных культур разных народов, выступают в качестве действенного фактора консолидации человечества, гуманизации межгосударственных отношений в целом, развития культурной политики. Все это и обуславливает актуальность рассмотрения сущности и механизмов обмена культурными ценностями как культурными формами, артефактами.

Степень научной разработанности проблемы. Обмен культурными ценностями является важнейшим аспектом и механизмом исторического единства культур: это показывает и история формирования понятия «культурные ценности», раскрытие которого нами было осуществлено посредством обращения к трудам по философии, культурологии, истории, социологии, праву и др. Осуществляя историческую ретроспективу становления понятия «культурные ценности», мы начинали с представления о феномене «ценность» у античных философов Демокрита, Платона, Протагора, Аристотеля, которые отождествляли ценности с самим бытием, а ценностные характеристики включали в его понятие.

Различные исторические эпохи накладывают свой отпечаток на понимание ценностей: в Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер; эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма, но понятие «ценность» не приобретает значения философской категории. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяет и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей (Ф.Бэкон, Д.Юм). Принципиально новые измерения понятие ценностей обретает в сочинениях И. Канта - «Основоположение к метафизике нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), в которых нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности; ценность-в-себе становится синонимом личности; весь мир существует ради ценности личности.

Представители баденской школы неокантианства В. Виндельбанд и Г.Риккерт объявили понятие «ценность» главным предметом философии. Вслед за ними абсолютизировали понятие «ценность» как философскую категорию и обосновали теологическое учение о ценностях представители феноменологического направления: М. Шелер, Н. Гартман, Ф. Брентано,

XX век - это век экспансии аксиологического подхода в науках о человеке, культуре, обществе. При этом следует назвать В.П. Тугаринова, который ввел в советскую философию проблему ценностей в работе «О ценностях жизни и культуры» (JL, 1960).

Кроме того, в процессе исследования нами проанализированы работы П.В.Алексеева, Г.П.Выжлецова, П.С.Гуревича, О.Г.Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, A.M. Коршунова, К.Х.Момджяна, И.С.Нарского, Б.В.Орлова, А.Д.Сухова, А.С.Панарина, В.А. Дцова и др.

Формирование понятия «культурные ценности» происходило одновременно с процессом осознания человечеством необходимости защиты культурных ценностей. Этому посвящены публикации М.М.Богуславского, И.А. Исаева, С.Н. Молчанова, С.И. Сотниковой,B.А.Томсинова.

При рассмотрении культурологической сущности и значения понятия «культурные ценности» важными для нас были работы А.И. Арнольдова, М.С. Кагана, которые обосновывают принцип системного подхода для раскрытия искомого понятия.

Функциональный анализ концептов «ценность культуры» и «культурная ценность» проведен нами на основе материалов как зарубежных исследователей - Э.Дюркгейма, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Ницше, Т. Парсонса, Р.Б.Перри, В. Келера, К. Клакхона и Ф. Стродбека, так и отечественных исследователей - Л.П.Воронкова, Е.И. Головаха, О.Г. Дробницкого, Д.М. Еникеева, Б.С. Ерасова, Д.С. Лихачева, H.H. Моисеева,

C.B. Поросенкова, А.П. Садохина, В.П. Тугаринова, А. Швейцера, А.Я. Флиера.

В ряде современных законодательных актов и документов культурные ценности определяются как некие специфичные объекты, относящиеся к определенным видам памятников и явлений. В настоящей работе к культурным ценностям мы относим «материальные или нематериальные культурные ценности как особый вид ценностей, способный в той или иной мере удовлетворить духовные или эстетические потребности человека и одновременно содержащий в себе художественную либо научную, мемориальную или иную культурную ценность».

При рассмотрении механизмов осуществления обмена культурными ценностями, определении основных принципов и форм культурного обмена анализу подверглось использование понятия «обмен» в различных сферах жизнедеятельности человека. В экономике обмен сводится к

2 Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992, № 3612-1; Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1(ред. 23.07.2008.) «О вывозе и ввозе культурных ценностей»: Указ Президента РФ «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» от 30 05.1994 г. № 1108. обмену товарами и изначально исходит из того, что любая вещь имеет свою цену, которая устанавливается рынком. Представления об этом явлении были взяты нами из работ А.Ю. Ашкерова, A.A. Грицианова, К. Маркса, К. Менгера, Е.А. Паршакова, У. Петти, А. Смита. Теории социального обмена имеют давние корни, где обмен дарами трактуется как символический обмен - этот тезис раскрывается в работах таких авторов, как П. Блау, Ж. Бодрийяр, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, Дж. Мид, М.Мосс, Д. Хоманс, М. Энафф.

Международное сотрудничество по защите и сохранению культурных ценностей анализируется в соответствии с нормами Конституции России, Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 1992 г., Устава ООН 1945 г., Устава ООН по сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 1946 г., Декларации принципов международного права 1970 г. и Декларации о принципах международного культурного сотрудничества 1966 г.

Российские ученые представление о едином культурном пространстве связывают с «творческой памятью человечества» (Д.С. Лихачев), с «ноосферой» (В.И. Вернадский), с «целостностью культуры всего человечества» (A.A.Боев), с «пространством как самоорганизующейся системой» (И.Пригожин), с «инфосферой» (Т.Н. Суминова).

Специфика реализации художественных потребностей личности отражена в таких работах, как «Человек в мире художественной культуры» (М., 1982); «Художественная культура и развитие личности» (М., 1987).

Понятиям «ценность», «культурные ценности» и «ценностные ориентации», рассматриваемым с позиций различных наук - философии, культурологии, юриспруденции, педагогики, психологии, посвящен ряд диссертационных исследований, например, М.А. Александровой, М.В. Архипенко, В.А. Баскова, Р.Б. Булатова, A.B. Бушмановой, О.Г. Васнева, В.В. Вершкова, Л.Б. Габдуллиной, М.В. Глаголева, К.А. Диканова, С.Г. Долгова, Е.Ю. Егоровой, A.M. Жернякова, Т.Я. Костюченко, С.А. Степанова, В.П. Тугаринова, А.Р. Усиевич и др.

Таким образом, несмотря на широкий спектр публикаций, отражающих различные точки зрения и суждения относительно культурных ценностей как философской и культурологической категории, проблема обмена культурными ценностями в современном глобальном культурном пространстве, выявления ее сущности и механизмов изучена недостаточно, что и обусловило наше обращение к заявленной теме.

Объект исследования - культурные ценности как составляющая единого культурного пространства.

Предмет исследования - социокультурные основания обмена культурными ценностями.

Цель исследования - раскрыть сущность и механизмы обмена культурными ценностями в современном мире.

Теоретико-методологические основы исследования.

Использование системного подхода, широко применяемого в культурологии, позволило осуществить разностороннее исследование истории, сущности и механизмов обмена культурными ценностями. В данном случае системный подход требовал применения критерия необходимости и достаточности для выяснения того, какие именно виды ценностей и почему именно и только они образуют «аксиосферу» культуры, а также формируют единое культурное пространство.

В качестве значимого использован междисциплинарный подход, объединяющий ряд направлений исследуемой проблемы - философское, социологическое, антропологическое, психологическое, правовое, экономическое, эстетическое и пр. Синергетический подход (сочетающий системность, целостность, нелинейность, взаимодействие хаоса и порядка), а также компаративный (помогающий сопоставлению различных концепций) были необходимы для изучения проблемы обмена культурными ценностями в современном социокультурном пространстве.

При анализе исследуемой проблемы важными были статьи, материалы международных конференций, форумов, семинаров, симпозиумов по проблемам культурного сотрудничества, программные документы ЮНЕСКО и других международных организаций.

Гипотеза исследования. Обмен культурными ценностями как историко-культурная закономерность обладает определенной спецификой, обуславливаемой социокультурным контекстом, и экономико-правовыми механизмами культурной политики, оказывающими действенное влияние

3 Каган, М.С. Философская теория ценности /М.С. Каган. СПб., 1997. на формирование культурных потребностей, единого культурного пространства, развитие международного культурного сотрудничества и диалога культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: