Зародившись более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения». Первоначально соотносилась с идеей технизации учебного процесса, сторонники которой видели в качестве основного способа повышения эффективности учебного процесса широкое использование технических средств обучения. Такая трактовка сохранялась вплоть до 70-х гг. прошлого столетия.
В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология-это не «просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследование с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем
|
|
конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной литературе встречается как первоначальное понимание сущности педагогической технологии (педагогическая технология как максимальное использование в обучении возможностей ТСО), так и понимание педагогической технологии, связанное с идеей управления процессом обучения (т.е. целенаправленное конструирование целей обучения в соответствии с целями проектирования всего хода процесса бучения, проверка и оценка эффективности выбранных форм, методов, средств, оценка текущих результатов, коррекционные мероприятия.
Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Г.К. Селевко выделяет в «педагогической технологии», три аспекта:
§ научный: педагогические технологии- часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
|
|
§ процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
§ процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
М.В. Кларин отмечает, что понятие « педагогическая технология » соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.
В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1. Общепедагогический (общедидактический) уровень:
общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2. Частнометодический (предметный _ уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Основные структурные составляющие педагогической технологии:
1. Концептуальная основа.
2. Содержательная часть обучения:
§ цели обучения – общие и конкретные;
§ содержание учебного материала.
3. Процессуальная часть – технологический процесс:
§ организация учебного процесса:
§ методы и формы учебной деятельности школьников;
§ методы и формы работы учителя;
§ деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
§ диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям:
§ Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
§ Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
§ Управляемость предполагает возможность диагностического целе-полагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
§ Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
§ Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
В литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В.Г. Гульчевской, В.П.Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко:
|
|
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеаистические, диалектические и метафизические, научные (сциентические) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекорные, бихевиористские, генштальт-технологии, интериоризаторские, развивающие, технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
|
|
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.Беспалько предложена следующая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым ( неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным ) или направленным ( индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств), Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий:
1) классическое лекционное обучение ( управление – разомкнутое, рассеянное, ручное):
2 ) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
3 ) система консультант (разомкнутое, направленное, ручное);
4) обучение с помощью учебной книги ( разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;
5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;
6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7) система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
8) «программное обучение» цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
§ традиционная классическая классно-урочная система Я.А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография):
§ современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
§ групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
§ программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
По подходу к ребенку выделяют несколько типов технологий:
§ Авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а учение есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
§ Дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самым главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.
§ Личностно-ориентировочные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными
направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии
сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, и не от внешнего воздействия.
Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании- истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс-это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия во Вселенной.
По преобладающему методу выделяют следующие технологии: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, программированного обучения, проблемного обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.
По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
§ массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на
усредненного ученика;
§ технологии продвинутого уровня ( углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
§ технологии компенсирующего обучения ( педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
§ различные виктимологические технологии ( сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
§ технологии работы с отклоняющими (трудными и одаренными ) детьми в рамках массовой школы.
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формулирующего человека. Е.Н. Ильина, и др.
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е.И. Пассова, и др.
Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программирование обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, И. Унт, В.Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К.Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.
Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В.С.Библера и С.Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б.Воловича и др.
Природосообразные технологии, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.
Альтернативные технологии: вольдорфская педагогика Р.Штайнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятного образования А.М.Лобка.
Комплексные политехнологии: системы авторских школ (из наиболее известных – «Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.).