Основными противоречиями и источниками конфликтов в этом процессе были и остаются проблемы, чему учить и как быть.
Система образования как социальный институт взаимодействует со всеми сферами общественной жизни. Поэтому на макроуровне противоречия и конфликты в социально-педагогическом процессе возникают между системой образования и обществом.
На среднем уровне линии противоречий проходят:
1) между администрацией (разного уровня руководством в системе образования), с одной стороны, и учителями (преподавателями)- с другой;
2) между администрацией и родителями;
3) между администрацией учебных заведений и учащимися.
На нижнем уровне противоречия проходят по линиям «учитель – ученик» и «родитель – ученик». Все вышеперечисленные конфликты можно условно отнести к вертикальным конфликтам.
Кроме вертикальных конфликтов на каждом уровне социально-педагогического процесса имеют место и горизонтальные конфликты.
Например, на микроуровне могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области образования, воспитания, между основной частью граждан ( гражданским обществом), с одной стороны, и высшими руководящими структурами (государством) – с другой.
|
|
На среднем уровне возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих подсистем в системе образования, так и горизонтальные между администрацией различных учебных заведений.
К среднему уровню можно также отнести горизонтальные конфликты типа «учитель – родитель», «учитель – учитель», «родитель – родитель».
На нижнем уровне возникают горизонтальные конфликты типа «ученик - ученик».
Обозначенные линии противоречий в наибольшей степени соответствуют основным видам взаимодействия в системе общего среднего образования.
Причины возникновения конфликтов на уровне взаимодействия «общество – образование» можно выделить следующее:
1) отсутствие целостной и последовательной концепции новой образовательной политики (стратегии развития системы образования);
2) недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы образования. Скудность выделяемых средств ведет к таким негативным последствиям, как социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование государственных учреждений, голодовки и другие формы протеста, закрытие учебных заведений из-за нехватки средств на их содержание (отопление, электричество, ремонт и т.д.); крайняя неудовлетворенность работников образования материальным вознаграждением своего труда. Низкий уровень зарплаты вынуждает работников образования искать дополнительные заработки, что, безусловно, негативно сказывается на педагогическом процессе.
|
|
Вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация – учитель», «учитель – учитель» и «администрация – администрация» по сути представляют собой типичные организационные конфликты.
Для учительских коллективов средней школы наиболее характерны следующие причины конфликтов:
1) нетактичное отношение друг к другу;
2) неудобное расписание занятий;
3) непродуманные нововведения в школе;
4) перекладывание чужих обязанностей на учителей;
5) неравномерное распределение педагогической нагрузки;
6) административные и финансовые злоупотребления.
Наибольшее число конфликтов в учительское среде вызывает проблема учебной нагрузки.
Причиной роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников и самих учащихся.
Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах создают и необоснованные льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.
Если обобщить причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основным.
1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.
2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
На линии взаимодействия «учитель – родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя, как правило, обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители в свою очередь обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности.
Конфликты типа «ученик – родители» в основном сводятся к следующим причинам:
1) плохая учеба детей;
2) взаимное непонимание детей и родителей;
3) грубость, несдержанность в отношениях;
4) борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями как непослушание;
5) невыполнение детьми просьб и поручений родителей;
6) неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье.
Конфликты типа «учитель – ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:
1) нарушение дисциплины на уроке;
2) плохое выполнение домашних заданий;
3) нездоровые отношения между учениками.
Конфликты типа «учитель – ученик» возникают (по мнению учеников) по следующим причинам:
1) оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
2) необъективность при оценке знаний;
3) неинтересное ведение урока учителем;
4) неподготовленное домашнее задание;
5) пропуск уроков.