С. Прокофьев. 3 концерт для ф.-п., II ч

Период с признаками простой двухчастной формы — Прелюдия Шо­пена c-moll (схема a b b, 4 + 4 + 4 тт.), где второй 4-такт (повторенный) имеет двоякую функцию: 2-го предложения периода и 2-й части прос­той двухчастной формы.

Черты простой трехчастной формы естественны для периода из 3-х предложений, где переход от 2-го предложения к 3-му идентичен соот­ношению середины и репризы простой трехчастной формы. Таковы упомянутые шопеновские Прелюдия E-dur (4 + 4 + 4) и Этюд gis-moll:

вст. 1 предл. 2 предл. 3 предл. кода
         

Пример такого трехчастного периода у Шостаковича — тема ГП I ч. 8 квартета: 8 + 17 + 8 тт.

Рондообразный период — в главной теме финала «Авроры» Бетховена с чередованием микрорефренов и микроэпизодов: 8 (р.) + 22 (эп.) + 8(р.) + 12 (эп.) + 8 (р.).

Период с признаками вариационной формы: варьирование повторен­ный период — Шопен, Ноктюрн Es-dur, второй 4-такт; 2-е предложение как вариация 1-го — Прокофьев, II ч. 8 сонаты; период с внутренними микровариациями — Дебюсси, Прелюдия «Шаги на снегу», период из двух

предложений с кодой (15 + 16 + 5 тт.), с вариациями на остинатный однотакт с аллюзией «шагов».

Период с признаками сонатной экспозиции — Бетховен, ГП I ч. 5 со­наты для ф.-п, c-moll, ГП 8 тт., ПП 13 тт., ЗП 10 тт.; Бетховен, ГП I ч. 27 сонаты e-moll, ГП + СП 8 тт., ПП 8 тт., ЗП 8 тт:

Л. Бетховен. 27 соната, I ч.

Mit Lebhaftigkeit und durchaus mit Empfindung und Ausdruck

Период с элементами сонаты без разработки: Шопен. Ноктюрн e-moll ор.72 №1, двойной период с транспонируемым на квинту дополнением к каждому сложному предложению — H-dur — E-dur; Скрябин. Поэма ор.32 №1, двойной период с транспонируемым на квинту дополнением к каждому сложному предложению — Cis-dur — Fis-dur; Скрябин. Этюд ор.65 №2 (с параллельными б.7), с транспозицией развивающе-кадансирующего построения на тритон.

Период составляет фундамент всех классических музыкальных форм и лабораторию музыкального языка композиторов-классиков.

Простая двухчастная и простая трехчастная формы (так называемые «песенные формы»)

Простыми называются двухчастная и трехчастная формы, первая часть которых представляет собой период, а остальные не содержат более слож­ных структур. «Песенными» они именуются благодаря жанровым связям с песнями и танцами, выражающимся в характере тематизма и симмет­рии стуктур. Более «песенной» является простая двухчастная форма, в то время как простая трехчастная — более универсальна по содержа­нию и самостоятельна по своей логике.

Область применения той и другой формы в инструментальной му­зыке: часть более крупной формы — сложной трехчастной, рондо, ва­риационной, сонатной, — и форма пьес-миниатюр, начиная с танцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: