Форма Adagio (Andante) — самостоятельный структурный тип, применяемый в музыке от Гайдна и Моцарта до Веберна и Прокофьева в медленных частях концертов, симфоний, квартетов, сонат, также в отдельных медленных пьесах. Определение: форма Adagio — такая трехчастная репризная форма, в которой 1 ч. — период или простая форма, 2-я ч. — на новой теме, между частями — связующие разделы. (Форма Adagio — одна из разновидностей 2-й формы рондо в классификации пяти форм рондо А.Б. Маркса). Принципиальная схема формы такова:
А | Св. | В | Св.1 | А | Кода |
период (предложение), простая форма | период, неуст.серед., простая форма | период, простая форма |
Тональный план нередко отвечает логике сонатной формы: А — главная тональность, В — тональность D, Св. — модуляция из Т в D. Но мо-78
гут встречаться и несонатные соотношения, когда В имеет, например, тональность I н. или I в.
Классический пример — II ч. Andante fis-moll из 23 фортепианного концерта Моцарта (К.488); форма усложнена лишь введением оркестрового дополнения-ритурнеля после темы Аи в коде. Схема такова:
А | доп.-рит. | Св. | В | Св. | А | доп.-рит. | Кода |
период | 2-ч. ф. | период | доп., доп.-рит. | ||||
а а | a ab | а а | |||||
4 + 8, | 4 + 4, 8 | 4 + 12, | 8 + 8, | 8, 7 | |||
fis | fis | А | A-fis | fis | fis | fis fis | |
Основные темы — тема А (Пример а), дополнение-ритурнель (Пример б), Св. (Пример в):