Разработал преподаватель: Сукманова Ю.И

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Учетно-финансовый техникум» г. Оренбурга

КУРС ЛЕКЦИЙ

по

МДК.01.02. Основы финансового планирования в государственных (муниципальных) учреждениях

Финансы

Оренбург

Разработал преподаватель: Сукманова Ю.И.

Рассмотрены

на заседании ПЦК

финансовых дисциплин

Протокол № ____ от ________________ 2014г.

Председатель ПЦК ___________ О.Ю. Каверина

Тема 1: «Понятие финансового планирования»

1 Понятие финансового планирования. Задачи, принципы и методы финансового планирования.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельно­стью движения денежных средств по отношению к материально - вещественным элементам производства. Обособленность движе­ния денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость плано­мерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования слу­жит не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой дея­тельности устанавливаются параметры финансовой системы, раз­меры и источники финансовых ресурсов, направления их расходо­вания, степень соответствия денежных доходов, накоплений и по­ступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. Информа­ционной базой для финансового планирования являются прогно­зы социально-экономического развития (страны, региона, муни­ципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес- проекты. В процессе финансового планирования вносятся предло­жения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, тер­риторий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования планомерное управле­ние процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на дос­тижение пропорционального и сбалансированного развития эко­номики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использо­вания на цели, обеспечивающие стабильность экономики, опреде­ляются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и кон­солидированного бюджета страны, между объемом финансовых ре­сурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планиро­вания государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает ис­точники их покрытия; намечает количественные параметры форми­рования и использования бюджетов разных уровней, государствен­ных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства. Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой поли­тики государства.

Таким образом, финансовое планирование — важнейший эле­мент управления финансами, вид управленческой деятельности, связанный с определением финансовых условий деятельности орга­нов государственного управления и органов местного самоуправле­ния для эффективного выполнения программы социально-эконо­мического развития страны и хозяйствующих субъектов.

Объектом финансового планирования является финансовая дея­тельность хозяйствующих субъектов и государства, субъекты фи­нансового планирования — органы государственной власти и ме­стного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организа­ции, другие хозяйствующие субъекты.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогно­зами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Эта цель реа­лизуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Такие про­порции выражаются в конкретных финансовых показателях, объе­диняемых субъектами финансового планирования в единый доку­мент — финансовый план — документированная система взаимоувя­занных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности социаль­но-экономических прогнозов и заданий бизнес-планов и не по­зволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, результатом финансового планиро­вания являются составление и принятие финансовых планов, разра­ботка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями форми­рования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально­-экономического развития, соблюдение плановых пропорций ме­жду движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

- определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

- определение объема и направлений использования финансо­вых ресурсов, установление приоритетов в расходова­нии средств;

- обеспечение сбалансированности материальных и финансо­вых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

- создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государст­венной власти и местного самоуправления, бюджетов госу­дарственных внебюджетных фондов;

- определение экономически обоснованного размера финан­совых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневри­ровать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчи­вого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

В самом общем виде под финансовым планированием подразу­мевается процесс разработки и реализации финансовых планов.

Финансовые планы служат инструментом экономической про­верки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материаль­но-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности дости­жения необходимой увязки производства и потребления в матери­ально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес- планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых мо­жет потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финан­сового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются кон­кретные направления их использования. Такой подход создает ус­ловия для усиления воздействия финансового механизма на тем­пы, пропорции социально-экономического развития страны, от­дельных территорий, субъектов хозяйствования.

На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов денежных доходов и расходов населения.

Одной из задач бюджетной реформы является переход к средне­срочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одоб­ренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, ана­лиза изменения внешних факторов и условий, обоснования изме­нений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемо­го года, а также корректировки или разработки бюджетных проек­тировок на последующие годы прогнозного периода.

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюд­жетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в со­ответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.

Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, за­конов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и свое­временного принятия соответствующих мер.

Постановление Правительства РФ от 6 марта 2005 г. № 118 ут­вердило Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год.

Перспективный финансовый план — документ, формируемый од­новременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического разви­тия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образо­вания и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муни­ципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года в Целях:

v создания условий для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета;

v макроэкономической стабильности, предсказуемости и пре­емственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики;

v исполнения действующих и принимаемых бюджетных обя­зательств Российской Федерации.

Перспективный финансовый план разрабатывается в три этапа.

На первом этапе разрабатываются и одобряются основ­ные направления налоговой и таможенной политики, основные показатели сводного финансового баланса Российской Федерации, а также сценарные условия, включая основные макроэкономиче­ские показатели, параметры и приоритеты социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на среднесрочную пер­спективу.

Основные направления налоговой и таможенной политики содержат:

- анализ законодательства РФ о налогах и сборах и таможен­ного законодательства РФ, обоснование предложений по его совершенствованию;

- концепции (основные положения) проектов соответствую­щих нормативных правовых актов;

- расчеты влияния изменений в законодательстве РФ о нало­гах и сборах и таможенном законодательстве РФ на доходы бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе федерально­го бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фон­дов РФ и консолидированных бюджетов субъектов Федера­ции, в очередном году и плановом периоде;

- предложения по улучшению налогового и таможенного ад­министрирования;

- оценку влияния налоговой и таможенной политики, вклю­чая предлагаемые изменения, на сценарные условия.

Основные направления налоговой политики разрабатываются Министерством финансов РФ. Основные направления таможенной политики разрабатываются в эти сроки Министерством экономиче­ского развития и торговли РФ {в части, касающейся определения порядка контроля таможенной стоимости товаров и транспортных средств, — совместно с Министерством финансов РФ). Основные направления налоговой и таможенной политики рассматриваются Бюджетной комиссией и одобряются Правительством РФ.

Сценарные условия разрабатываются Министерством экономиче­ского развития и торговли РФ, рассматриваются Бюджетной ко­миссией и одобряются Правительством РФ. Представляемые в Правительство РФ Министерством экономического развития и торгов­ли РФ

Сценарные условия должны соответствовать проекту сценар­ных условий, с учетом которого осуществлялась разработка основ­ных направлений налоговой и таможенной политики и основных показателей перспективного финансового плана, рассмотренных и согласованных Бюджетной комиссией.

Сценарные условия содержат ожидаемые в текущем году и про­гнозируемые на плановый период значения следующих показателей:

Ø цена на нефть сырую марки «Юралс»;

Ø объем, темпы роста и структура используемого и произве­денного ВВП;

Ø темпы роста базовых отраслей экономики; прогноз инфляции, в том числе прогноз базовой инфляции, прогноз роста цен на товары, прогноз роста цен и тарифов на платные услуги, прогноз цен и тарифов на товары и ус­луги естественных монополий;

Ø объемы производства продукции (товаров, работ, услуг) по перечню, согласованному с Министерством финансов РФ; величина амортизации; оборот розничной торговли; платные услуги, оказываемые населению; численность занятых в экономике;

Ø инвестиции в основной капитал с указанием всех источни­ков финансирования, в том числе инвестиции за счет средств федерального бюджета, прямые иностранные инве­стиции;

Ø фонд заработной платы;

Ø величина прожиточного минимума в расчете на душу насе­ления и по основным социально-демографическим группам населения;

Ø прибыль организаций для целей бухгалтерского учета;

Ø амортизации для целей налогообложения;

Ø объем экспорта и импорта, в том числе экспорт и импорт

Ø нефти, нефтепродуктов и газа;

Ø курс рубля к доллару США и евро;

Ø другие показатели по согласованному с Министерством фи­нансов РФ перечню.

Кроме этих показателей Министерство экономического разви­тия и торговли РФ разрабатывает основные показатели сводного финансового баланса РФ, прилагаемые к сценарным условиям.

Сценарные условия разрабатываются, как правило, в двух вари­антах (ожидаемом и базовом) исходя из прогнозируемого и из базо­вого уровня иены на нефть.

По решению Бюджетной комиссии могут разрабатываться до­полнительные варианты сценарных условий.

В пояснительной записке к сценарным условиям приводится анализ факторов и тенденций функционирования и развития эко­номики РФ, обоснование значений соответствующих показателей для разрабатываемых вариантов сценарных условий, анализ причин изменения ранее одобренных показателей сценарных условий.

На втором этапе разрабатываются и утверждаются ос­новные показатели перспективного финансового плана, а также основные направления долговой политики.

Основные показатели перспективного финансового плана раз­рабатываются в целях определения общего объема финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на исполнение расход­ных обязательств Российской Федерации в плановом периоде при заданных сценарных условиях. Основные показатели перспектив­ного финансового плана разрабатываются не менее чем в двух ва­риантах.

Основные направления долговой политики содержат анализ и прогноз объема и структуры государственного долга Российской Федерации, обоснование предложений по объемам заимствований на внутреннем и внешнем рынках, оценку стоимости обслуживания и объемов погашения государственного долга в плановом периоде.

Первый (ожидаемый) вариант основных показателей перспектив­ного финансового плана формируется исходя из сценарных условий при прогнозируемом Минэкономразвития уровне иены на нефть.

Второй (базовый) вариант основных показателей перспективно­го финансового плана формируется исходя из сценарных условий при базовом уровне цены на нефть.

По решению Бюджетной комиссии могут разрабатываться до­полнительные варианты основных показателей перспективного фи­нансового плана.

В ходе разработки и рассмотрения основных показателей пер­спективного финансового плана Бюджетная комиссия может вно­сить уточнения в ранее утвержденные основные направления нало­говой и таможенной политики, а также принимать решения по уточнению сценарных условий.

Основные показатели перспективного финансового плана и ос­новные направления долговой политики разрабатываются Мини­стерством финансов РФ, рассматриваются Бюджетной комиссией и до 1 апреля одобряются Правительством РФ с внесением в случае необходимости Правительством РФ изменений в основные направ­ления налоговой и таможенной политики и (или) в сценарные ус­ловия.

На третьем этапе разрабатывается и утверждается про­ект перспективного финансового плана.

Проект перспективного финансового плана разрабатывается ис­ходя из одобренного Правительством РФ варианта основных пока­зателей перспективного финансового плана в целях определения основных параметров (характеристик) бюджетной системы Россий­ской Федерации, в том числе федерального бюджета, а также уста­новления предельных объемов бюджетов субъектов бюджетного планирования в плановом периоде.

Перспективный финансовый план разрабатывается на плановый период и законодательно не утверждается.

Проект перспективного финансового плана разрабатывается Ми­нистерством финансов РФ, рассматривается Бюджетной комиссией и одобряется Правительством РФ.

Разработка проекта перспективного финансового плана на пла­новый период осуществляется путем корректировки основных па­раметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода исходя из новых сце­нарных условий с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы РФ и расходных обязательств РФ в текущем году и плановом периоде.

При разработке перспективного финансового плана Минфин РФ и Минэкономразвития РФ могут вносить в Бюджетную комис­сию предложения по корректировке основных показателей пер­спективного финансового плана в соответствии с основными пара­метрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Плановый период — очередной год, т.е. год, следующий за теку­щим годом, на который осуществляется разработка проекта феде­рального бюджета, и два следующих года.

Перспективный финансовый план разрабатывается исходя из необходимости создания условий для обеспечения сбалансирован­ности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и федерального бюджета, макроэкономической стабильности, пред­сказуемости и преемственности бюджетной, налоговой, таможен­ной, долговой и денежно-кредитной политики, исполнения дейст­вующих и принимаемых обязательств Российской Федерации.

Предельные объемы бюджетов субъектов бюджетного планиро­вания в плановом периоде определяются раздельно по бюджету действующих обязательств и бюджету принимаемых обязательств.

Бюджет действующих обязательств — объем ассигнований, не­обходимых для исполнения действующих обязательств в плановом периоде (с распределением по годам).

Бюджет действующих обязательств субъектов бюджетного пла­нирования определяется на основе реестра расходных обязательств Российской Федерации в соответствии с ежегодно утверждаемыми Министерством финансов РФ методикой и коэффициентами.

Бюджет принимаемых обязательств — объем ассигнований, не­обходимых для исполнения принимаемых обязательств в плановом периоде (с распределением по годам).

Бюджет принимаемых обязательств распределяется между субъ­ектами бюджетного планирования по результатам рассмотрения Правительством РФ одобренных Бюджетной комиссией:

- предложений Министерства финансов РФ по реализации при­нятых или планируемых к принятию решений Правительства РФ (за исключением расходов инвестиционного характера);

- предложений Министерства экономического развития РФ по распределению расходов инвестиционного характера;

- предложений субъектов бюджетного планирования по до­полнительному финансированию ведомственных целевых программ.

Пояснительная записка к проекту перспективного финансового плана включает характеристику состояния бюджетной системы Рос­сийской Федерации, факторы и тенденции ее развития; цели, зада­чи и основные направления проводимой Правительством РФ бюд­жетной политики; основные параметры перспективного финансово­го плана и проекта федерального бюджета; причины изменений ранее утвержденных основных показателей перспективного финан­сового плана; основные результаты использования средств феде­рального бюджета в отчетном и плановом периодах; обоснование распределения бюджета принимаемых обязательств и формирова­ния расходов инвестиционного характера в плановом периоде.

Разработка проекта перспективного финансового плана на пла­новый период осуществляется посредством корректировки основ­ных параметров этого плана за последние два года и разработки основных параметров на третий год планового периода исходя их новых сценарных условий с учетом изменений объема и структуры доходов бюджетной системы Российской Федерации и расходных обязательств Российской Федерации в текущем году и плановом периоде.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федера­ции, субъектов РФ, муниципальных образований разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории за последний отчетный период, прогноза социально­экономического развития территории до конца базового года и тенден­ций развития экономики и социальной сферы на планируемый финан­совый год и предшествует составлению проекта бюджета.

Отчетный период включает отчетный год (год, предшествующий текущему), текущий год и год, предшествующий отчетному году.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных об­разований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом ис­полнительной власти, органом местного самоуправления и подле­жат утверждению законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуще­ствляется органом исполнительной власти, органом местного само­управления в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально­экономического развития территориального образования и опреде­ляемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государ­ственного внебюджетного фонда, должна содержать:

- технико-экономическое обоснование;

- прогноз ожидаемых социально-экономических (экологиче­ских) результатов реализации указанной программы;

- наименование заказчика указанной программы;

- сведения о распределении объемов и источников финанси­рования по годам;

- другие документы и материалы, необходимые для ее утвер­ждения.

Заказчиком долгосрочной целевой программы может быть орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ.

Основные финансовые планы на общегосударственном и терри­ториальном уровнях — федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты государст­венных внебюджетных социальных фондов.

К финансовым планам, составляемым хозяйствующими субъек­тами, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, бюд­жетная смета и смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организа­циями, определяется их организационно-правовой формой и учре­дительными (уставными) документами.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов имеет следующие цели:

- повышение управляемости и быстрой адаптации организа­ции к изменениям на товарных и финансовых рынках;

- обеспечение оперативного получения информации и кор­ректировки стратегии и тактики управления финансами ор­ганизации;

- расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышения инвестиционной привлекательно­сти организации.

Этапы и методы финансового планирования

Финансовое планирование проводится в несколько этапов: 1) анализ выполнения финансового плана за отчетный год и текущий год; 2) расчет плановых показателей; 3) составление финансового плана на очередной год и последующие два года (плановый период).

На первом этапе финансового планирования применя­ется метод экономического анализа. Он позволяет определить про­цент выполнения плановых показателей за отчетный год путем сравнения их с фактическими показателями; выявить резервы уве­личения доходов; разработать мероприятия по повышению эффек­тивности и результативности использования финансовых ресурсов; рассчитать ожидаемое выполнение плана в текущем году.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

§ горизонтальный (сравнение плановых показателей с факти­ческими и плановых показателей за текущий год с плано­выми показателями за отчетный год);

§ вертикальный (определение структуры плана, доли отдель­ных показателей в итоговом показателе и их влияние на об­щие результаты);

§ трендовый (выявление тенденций изменения динамики фи­нансовых показателей путем сравнения плановых или от-

§ факторный (выявление влияния отдельных факторов на фи­нансовые показатели).

На втором этапе финансового планирования осуществ­ляется расчет плановых показателей — числовых величин, выра­жающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий. Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в плановом периоде и финансовых задач; разрабатываются несколько вариантов показателей финансового плана, выбирают оптимальный вариант, осуществляют корректи­ровку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

В практике финансового планирования используются следую­щие методы расчета показателей финансовых планов: экстраполя­ции, нормативный, индексный, программно-целевой.

Метод экстраполяции используется при определении финансо­вых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана проводится на основе коррек­тировки достигнутого в отчетном периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод используется, как правило, для первоначальных прикидок. Имеет ряд недостат­ков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование осуществляется от достигнутого уровня; не учи­тывает изменения отдельных факторов в плановом периоде по сравнению с отчетным.

Суть нормативного метода состоит в том, что плановые показа­тели рассчитываются на основе установленных прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются ка­чественной основой для финансового планирования с соблюдени­ем режима экономии.

Индексный метод широко использует систему разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей, учитывая инфляцию в рыночной экономике. Применяются индексы физиче­ских объемов, уровня жизни, потребительских цен (инфляция), дефлятор (индекс цен, используемый при пересчете текущих стои­мостных показателей в постоянные цены), деловой активности, производительности труда и многие другие.

Программно-целевой метод позволяет оценить и выбрать предпочти­тельные варианты производственного, социально-экономического раз­вития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Про­граммы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для про­грамм характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реа­лизации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, произ­водственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, со­циального и культурного развития Российской Федерации.

На третьем этапе финансового планирования составля­ется финансовый план, как документ, обязательный для исполне­ния, который подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом. На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов пла­нирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза со­циально-экономического развития, бизнес-плана, уставных доку­ментов; расходы органов государственной власти и местного само­управления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по на­правлениям использования, получателям и т.п. Его применение способствует обеспечению устойчивости бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования.

В рамках третьего этапа финансового планирования в совре­менных условиях широко применяется метод оптимизации плано­вых решений, сущность которого заключается в разработке несколь­ких вариантов финансового плана, из которых выбирается один — оптимальный. При этом могут применяться разные критерии вы­бора: на микроэкономическом уровне (минимум приведенных за­трат; максимум приведенной прибыли; минимум времени на обо­рот капитала; максимум дохода (прибыли) на рубль вложенного капитала и т.п.), на макроэкономическом уровне (максимум доходов бюджета; минимум текущих расходов бюджета; минимум непро­центных расходов бюджета; максимальная эффективность расходов бюджета; максимальный социально-экономический эффект капи­тальных расходов бюджета и др.).

Подобная модель может быть применена при расчете прогноз­ных показателей расходов на содержание общеобразовательных школ, больниц и др. В перспективе экономико - математический метод в сочетании с долгосрочными государственными минимальными социальными стандартами и нормами может найти широкое применение в бюд­жетном прогнозировании, обеспечив ему более объективную, науч­но разработанную основу.

Принципы финансового планирования

Различают следующие основные принципы финансового планирования: принцип научности, принцип комплексности, принцип оптимальности.

Принцип научности в планировании финансов состоит в научно обоснованных методах расчета, также анализе финансовой и хозяйственной деятельности. Наиболее научным является нормативный метод. На основе заранее установленных нормативов рассчитывается потребность организации в финансовых ресурсах и их источниках. Применяется такая система норм и нормативов: региональные нормативы (ставки областных налогов, нормы областной адмиʜᴎϲтрации); Местные нормативы (район); отраслевые нормативы (нормативы отрасли или предприятий определенных организационно-правовых форм: нормативы числа работающих для малых предприятий); нормативы, принятые на предприятии (например: потребность в оборотных средствах, приказы по учетной политике). Достоинства нормативного метода: более точная оценка планируемых финансовых показателей и выявление резервов роста дохода. Недостатки нормативного метода: трудоемкость создания норм и контроля за ними.

Принцип комплексности в планировании финансов обосновывает увязку показателей финансового плана.

Принцип оптимальности в планировании финансов состоит в выборе одного наиболее оптимального планового решения из возможных вариантов плана. Существует 3 вида плана: оптимистический, ᴨȇссимистический, нейтральный. Финансовый план оказывает влияние на экономику. Это влияние обусловлено: 1) т.к. в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, то в результате достигается материально-финансовая сбалансированность; 2) статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия.

2 Мероприятия по совершенствованию финансового планирования

Рассматривая финансовое планирование, уже было сказано, что основным методом является нормативный при планировании. Однако в последнее время осуществляется переход от нормативного планирования к программно-целевому и бюджетированию, ориентированному на результат.

Основным финансовым инструментом, обеспечивающим эффективное финансовое планирование в Российской Федерации, является программно-целевое бюджетирование. На практике данный метод применяется при реализации федеральных целевых программ (ФЦП). С 2006 г. по 2011 г. расходы федерального бюджета на реализацию ФЦП выросли в 2,27 раза при росте общих расходов федерального бюджета в 2,4 раза.

С 2012 г. сфера применения программного метода при планировании и осуществлении расходов средств бюджета будет значительна расширена. В терминологию бюджетного процесса вводится понятие «государственная программа РФ». После перехода на государственные программы реализация всех остальных видов программ продолжится, но уже в рамках государственных программ.

Программно-целевой метод финансового планирования расходов заклю­чается в системном планировании выделений бюджетных средств на финансовое обеспечение учреждений в соответствии с утвержденными программа­ми. Государственные программы являются полноценным программным инструментом, в рамках которого устанавливаются цели, задачи, основные мероприятия и показатели результативности. Государственные программы напрямую увязаны со стратегией развития государства в целом и концепцией развития отрасли в частности. Методология формирования государственных программ Российской Федерации предполагает, что госпрограмма станет основным стратегическим документом в установлено сфере деятельности. В методологии формирования государственных программ РФ также назначаются ответственные исполнители государственной программы, ее подпрограмм и основных мероприятий. Вместе с тем в данном случае российская практика построения программного бюджета усложняется тем, что некоторые программы имеют межведомственный характер не только на уровне подпрограмм, но даже на уровне мероприятий.

Методология формирования государственных программ Российской Фе-дерации предполагает их формирование на долгосрочный период (до 2020 г.), таким образом, они должны стать в перспективе долгосрочными отраслевыми стратегиями. При этом опыт работы со стратегическими документами показывает, что их реалистичность, и, как следствие, возможность применения в бюджетном процессе требуют формирования жестких долгосрочных заданных бюджетных ограничений. Такие ограничения должны проявляться в процессе формирования долгосрочной бюджетной стратегии, которая и будет, помимо прочего, задавать «потолки» расходов по каждой государственной программе.

Недавнее внесение изменений в Положение о докладах, вступающее в силу с 1 января 2013 года, позволит в дальнейшем осуществить взаимоувязку этого документа с государственными программами Российской Федерации. Новый формат докладов подразумевает включение в его состав деятельности ведомства по всем государственным программам, в реализации которых оно принимает участие.

Программно-целевой метод планирования призван обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и планируемыми (фактическими) результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики. Внедрение программно-целевого принципа ориентировано на консолидацию стратегических целей и всей совокупности мер для их достижения в рамках государственных программ. Формирование системы государственных программ на федеральном уровне будет осуществляться в соответствии с целями и ориентирами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и иных стратегических документов. Состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение – утверждаться федеральным законом о федеральном бюджете.

Наиболее значительный опыт в области программного планирования накоплен на федеральном уровне и властью этого уровня инициирована одна их самых значительны бюджетных новаций - переход к программному планированию. Законодательно в статье 179 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип бюджетного программного планирования. 2011 год стал годом по проведению продолжительных мероприятий по переходу к программной структуре расходов федерального бюджета на 2012 г., а также годом для начальной работы по подготовке условий внедрения программного бюджет в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Программный подход становится основным методом планирования государственных ресурсов по решению задач социально-экономического развития.

В настоящее время в России реализуется Федеральная целевая программа по развитию образования на 2011-2015 гг., Национальный проект «Образование». В Оренбургской области реализуется ряд областных целевых программ (в 2012 г.): «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 годы», «Дети Оренбуржья» на 2011-2013 годы, «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 годы и другие.

Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и государственного (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами. Так, бюджетное планирование, ориентированное на результат, является одним из элементов системы взаимодополняющих мер по повышению эффективности государственного управления и как таковое способно дать максимально положительный эффект при условии применения комплексного подхода к реформированию системы государственного управления.

Метод бюджетирования ориентированного на результат представляет собой механизм планирования расходов бюджета на образование и подготовку проекта бюджета, при котором:

- определяются и формулируются цели, которые должны быть достигнуты в результате расходования средств на финансовое обеспечение деятельности учреждений образования;

- определяется система показателей, по которой будет осуществляться мониторинг степени достижения поставленных целей;

- распорядителям и получателям средств бюджета предоставляется большая свобода в принятии решений по наиболее эффективной структуре расходов на образование;

- повышается ответственность распорядителей бюджетных средств за достижение поставленных целей путём внедрения системы мониторинга и оценки эффективности их деятельности, позволяющей отслеживать степень выполнения принятых обязательств;

- оплата труда работников сферы образования осуществляется по результатам деятельности и степени личного вклада в достижение результатов.

Внедрение БОР в практику управления общественными финансами, как правило, сопровождается переходом на многолетнее (среднесрочное) планирование: планирование деятельности учреждений образования и выделение бюджетных средств на ее реализацию осуществляется не на один год, а на несколько лет вперед, обычно на три года. Причины перехода на многолетнее планирование заключаются в следующем:

а) для достижения некоторых запланированных результатов требуется финансирование расходов на образование не только из текущего бюджета, но и из бюджетов будущих периодов;

б) измеримый эффект от реализации ряда программ не может быть выявлен в течение одного финансового года.

Успех внедрения данного метода зависит от эффективной взаимоувязки концепций бюджетной и административной реформ и практических шагов по их проведению, а также от реализации ряда других направлений политики по повышению эффективности государственного сектора и мероприятий по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государством населению, которые намечены в программных документах по реформированию государственного сектора.

Основные принципы бюджетирования ориентированного на результат:

- наличие социальной, экономической, финансовой и производственной обоснованности расходов, включенных в бюджет;

- планирование измеримых результатов;

- ответственность менеджера за полученные результаты;

- индикативная система оценки эффективности и результативности;

- мониторинг результатов деятельности.

Метод бюджетирования ориентированного на результат следует рассматривать как совокупность трех взаимосвязанных компонентов:

а) БОР – это система, основанная на стратегическом планировании и включающая распределение ограниченных бюджетных ресурсов между различными направлениями использования в соответствии с установленными приоритетами;

б) БОР – это система, ориентированная на отчетность по результату, а не исключительно по соблюдения процедур расходования средств (включая сроки освоения этих средств);

в) БОР – это технология управления в рамках субъекта бюджетного планирования, а также инструмент координации в решении межведомственных задач. БОР предполагает как развитие самостоятельности субъектов бюджетного планирования в раках полученных бюджетных средств, так и повышения их ответственности после сопоставления полученных и плановых целевых показателей.

Основными достоинствами бюджетирования ориентированного на резу-льтат являются:

- предоставление государством населению именно тех общественных благ и услуг, в которых общество реально заинтересовано;

- распределение средств не по видам затрат, а по программам и стратегическим целям;

- повышение обоснованности решений о государственных расходах;

- формулировка программ на основе общих целей и стратегических приоритетов;

- смещение функции контроля от «внешнего за ресурсами» до «внутреннего за эффективностью»;

- учет отдаленных последствий принимаемых решений, сравнение альтернатив, выбор оптимального сценария;

- трансформация госслужащих от «чиновников» к «менеджерам», усиление ответственности государственных министерств за конечный результат;

- установление четкой связи между политикой государственных расходов и политическими целями правительства.

Закрепление в нормативно-правовой базе бюджетного процесса ключевых принципов БОР, переход на среднесрочное бюджетное планирование расходов бюджета на образование – все это создает необходимые условия для использования и развития инструментов программно-целевого планирования и финансирования расходов на образование.

Тема 2: «Особенности финансового планирования государственных (муниципальных) учреждений»

1 Особенности финансового планирования государственных (муниципальных) учреждений

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств учреждения для обеспечения оказания государственным (муниципальным) учреждением государственных услуг. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Финансовое планирование государственных (муниципальных) учреждений проводится ежегодно и основано на составлении планового документа учреждения.

Финансовое планирование учреждений проводится с одновременным планированием бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Введение в действии и реализация Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений» свидетельствовало о создании трех типов государственных (муниципальных) учреждений.

К основным типам государственных (муниципальных) учреждений относятся – казенное, автономное и бюджетное.

Каждое учреждение имеет свою нормативно-правовую базу регулирования деятельности, вследствие чего, будут различия в документах, которые составляются при финансовом планировании.

Так, основным плановым документом казенного учреждения является бюджетная смета.

Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения (ст. 6 БК РФ).(см. текст в предыдущей редакции)

Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде);

Бюджетная смета составляется на очередной финансовый год в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год, и на очередной финансовый год и на плановый период – в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. В настоящее время бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации разрабатываются и утверждаются на очередной финансовый год и на плановый период.

Бюджетные и автономные учреждения составляют план финансово-хозяйственной деятельности, который выступает в качестве основного планового документа учреждения.

Государственным (муниципальным) учреждениям ежегодно утверждается государственное задание, в котором указаны объема оказания государственных услуг соответствующим учреждением.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

Задание – ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя, и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятелньостиу учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

Важнейшей задачей учредителя в отношении подведомственных учреждений является формирование и доведения задания, а также соответствующее финансовое обеспечение его выполнения в форме субсидии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: