Раздел 4. Специальные вопросы финансов корпораций

Тема 4.1. Финансовое состояние корпораций

1. Сущность и оценка финансового состояния корпорации.

2. Финансовая устойчивость корпорации

1.Сущность и оценка финансового состояния корпорации.

Финансовое состояние корпорации (ФСК) - экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени.

Цель анализа - оценка и подготовка управленческих решений.

Задачи анализа:

1. Оценка финансового состояния корпорации.

2. Своевременное выявление и устранение недостатков финансовой деятельности корпорации.

3. Разработка мероприятий по оптимизации финансового состояния корпорации.

Основные аналитические процедуры:

1. Предварительный анализ финансового состояния.

2. Оценка и анализ имущества (активов) корпорации.

3. Оценка и анализ источников образования имущества (пассивов) корпорации.

4. Оценка и анализ равновесия между активами корпорации и источниками их формирования.

5. Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности корпорации.

6. Общая оценка финансового состояния корпорации.

Источники информации для анализа:

Финансовая отчетность корпорации. В настоящее время ее функции выполняет бухгалтерская отчетность, являющаяся обязательной для всех корпораций. В состав бухгалтерской отчетности входят баланс, отчет о финансовых результатах (отчет о прибылях и убытках), отчет о движении капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу, отчет о целевом использовании полученных средств, пояснительная записка, аудиторское заключение.

Предварительный анализ финансового состояния.

На этом этапе производится оценка аналитических качеств баланса и целесообразности проведения финансового анализа. Прежде всего проверяется качество информационного массива: правильность заполнения балансовых форм, наличие арифметических ошибок, несоответствие значений одних и тех же показателей в различных отчетных формах. Дополнительной обработке подлежат отчетные формы, по которым, в соответствии с законодательством, изменились стандарты их заполнения, а также содержание отдельных показателей. Проведение анализа нецелесообразно в случаях выявления неустранимых искажений информации, несопоставимости показателей, фактов несоответствия целей создания корпорации его текущим целям хозяйствования, создания «корпораций-однодневок», недостаточности информационных массивов у вновь организованных корпораций.

Кроме этого, баланс корпорации «очищается» от «больных» статей: величин сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности учредителей по взносам в уставный капитал, собственных акций, выкупленных у акционеров. Обычно это производится за счет нераспределенной прибыли корпорации. В ряде методик «больными» статьями считаются расходы будущих периодов, НДС.

В случае наличия уверенности в достоверности и качественной однородности информационного массива, а также целесообразности проведения экономического анализа проводится общий горизонтальный и вертикальный анализ баланса. Для этого составляется агрегированный баланс и информационные таблицы, в которых содержатся только необходимые для анализа показатели. Так, в состав агрегированного баланса обязательно входят данные валюты баланса, итоговые суммы по каждому разделу, наиболее важные статьи разделов, например, из раздела «Оборотные активы» - запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства. Затем исчисляются абсолютные и относительные приросты по каждому показателю. В рамках вертикального анализа все абсолютные показатели в информационных таблицах заменяются относительными - долями значений соответствующих статей в валюте баланса, или итогового показателя. После этого производится горизонтальный анализ исчисленных относительных показателей. На этом этапе выявляются общие тенденции изменения имущества корпорации и источников его образования, составных частей имущества и источников.

Для расширенных анализов применяются следующие процедуры:

* Анализ динамики имущества корпорации, объема производства, продаж и прибыли.

* Коэффициентный анализ устойчивости экономического роста и чистой выручки.

* Анализ удельных показателей объема производства и прибыли в расчете на 1 рубль среднегодовой стоимости имущества корпорации.

Оценка и анализ имущества (активов) корпорации.

При проведении этой процедуры в первую очередь оценивается общий размер имущества корпорации, если возможно, достаточность для корпораций данной отраслевой принадлежности по общегосударственным или отраслевым нормативам, а, в случае их отсутствия - по информации аналогичных корпораций. Затем выясняется величина достаточности собственного имущества (в бухгалтерском учете чистых активов) величине уставного капитала.

Порядок проведения общего горизонтального и вертикального анализа активов корпорации совпадает с аналогичной процедурой общего анализа имущества.

Коэффициентный анализ активов корпорации включает в себя анализ долей внеоборотных и оборотных активов в валюте баланса, коэффициентов оборачиваемости, мобильности активов, индекса постоянного состава.

Нормативных значений долей внеоборотного и оборотного актива в составе имущества корпорации в настоящее время нет, однако для достижения нормальных значений основных финансовых пропорций производственные корпорации должны иметь параметры: dва < 0,4, dоа > 0,6.

Оборачиваемость активов изучается по показателям коэффициентов оборачиваемости и дням оборота, причем дни оборота анализируются только для тех активов, которые имеют наибольшее значение для производственной деятельности корпорации - оборотных.

Коэффициент оборачиваемости любого актива Коб:

Коб = выручка от реализации / средняя стоимость актива

Коэффициент мобильности(маневренности) активов Км:

Км = СОС / СК, где

СОС - собственные оборотные средства (СК - ВА),

СК - собственный капитал,

ВА - внеоборотные активы

Индекс постоянного состава Ипс :

Ипс = ВА / СК.

Особое внимание уделяется анализу величины собственных оборотных средств. Для финансовой состоятельности корпорации необходимо наличие СОС не менее 10% от общей величины оборотных активов. Для анализа исчисляется коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками К1 :

К1 = СОС / ОА, где

ОА - оборотные активы

Данный коэффициент является одним из основных для признания корпорации финансово несостоятельным по российской методике оценки вероятности банкротства.

Как частный показатель может использоваться коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками. Он используется в управленческом анализе, а также некоторыми партнерскими группами (банки и т.п.). Его критическое значение зависит от отраслевой принадлежности корпорации, колеблется в пределах 0,4 - 0,6.

В составе факторных анализов оборотных активов наиболее распространены общий факторный анализ оборотных активов, факторный анализ денежных средств на базе балансового метода.

Дополнительно может быть произведена оценка производственного потенциала корпорации.

Оценка и анализ источников образования имущества (пассивов) корпорации.

Анализ пассивов корпорации.

Порядок проведения общего горизонтального и вертикального анализа источников образования имущества корпорации совпадает с аналогичной процедурой общего анализа имущества.

После общего анализа источников образования имущества переходят к раздельному анализу основных составных частей - собственного капитала и заемных источников.

В первую очередь подлежит анализу собственный капитал. Его величина, как уже было выяснено при анализе оборотных активов, должна покрывать величину внеоборотных активов и не менее 10% оборотных активов. Проанализировав достаточность собственного капитала, переходят к оценке и анализу темпов прироста собственного капитала за изучаемый период. Глубина анализа зависит от потребителя результатов анализа, в управленческих анализах, в конечном счете, работа завершается управлением величиной производственно-финансового левериджа.

Большое значение придается анализу доли собственного капитала в составе источников образования имущества - коэффициенту автономии Кав:

Кав = СК / И, где

И - общий размер источников образования имущества (валюта баланса).

Критическое значение данного коэффициента разрабатывается партнерскими группами корпорации, наиболее часто встречающийся норматив - Кав > 0,5 - 0,6. Значение внутрихозяйственного норматива зависит от рентабельности корпорации и производственно-финансового левериджа. Используемые синонимы: коэффициент собственности, коэффициент независимости.

Затем изучается соотношение величин заемных средств и собственных корпорации - коэффициент, носящий наиболее часто встречающееся наименование - плечо финансового рычага - Кфр :

Кфр = ЗК / СК, где

ЗК - заемный капитал.

Синоним коэффициента - коэффициент долга. Нормативное значение обычно - не более 1. Если значение коэффициента больше 1, финансовая устойчивость корпорации сомнительна.

Следующая аналитическая процедура - анализ использования заемных средств(заемного капитала). Изучается общая величина заемных средств, их динамика. Производится оценка доли заемных средств в составе источников образования имущества - коэффициент финансирования - К фин:

К фин: = ЗК / И

Как и у коэффициента автономии, критическое значение данного коэффициента разрабатывается партнерскими группами корпорации, наиболее часто встречающийся норматив - К фин:< 0,4 - 0,5. Значение внутрихозяйственного норматива зависит от рентабельности корпорации и производственно-финансового левериджа. Используемые синонимы: коэффициент финансирования, коэффициент инвестирования, коэффициент финансовой устойчивости.

Оценив и проанализировав абсолютные и относительные приросты заемных источников образования имущества корпорации, приступают к раздельному анализу долгосрочных и краткосрочных (текущих обязательств) заемных источников.

При анализе необходимо учесть использованный методологический подход к оценке долгосрочных источников - для целей проводимого анализа они рассматриваются в данный период как собственные (как перманентный капитал), или как заемные. В случае присоединения долгосрочных заемных источников к собственным, необходимо повторить предыдущую процедуру анализа собственного капитала с учетом использования показателей перманентного капитала.

Если долгосрочные источники образования имущества рассматриваются в анализируемый период как заемные средства, производится их горизонтальный, а, в случае необходимости, вертикальный анализ.

Оценка и анализ краткосрочных обязательств также начинается с процедур горизонтального и вертикального анализа. Наиболее значение уделяется анализу величины кредиторской задолженности. Производится коэффициентный анализ оборачиваемости кредиторской задолженности, а также соотношения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.

Оценка и анализ ликвидности и платежеспособности корпорации.

Платежеспособность корпорации является основной характеристикой, по которой внешние пользователи оценивают его финансовое состояние. Он характеризует способность корпорации в должные сроки и в полном объеме отвечать по своим обязательствам.

Для оценки и анализа платежеспособности корпорации пользуются показателями ликвидности активов корпорации. Ликвидность активов - это их возможность превращения в денежные средства, дифференцированная по срокам превращения, простоте и легкости.

Все активы корпорации группируются по 4-м степеням ликвидности:

1. Абсолютно ликвидные активы (первоклассные ликвидные средства) А1 - денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.

2. Быстро реализуемые активы (легко реализуемые активы) А2 - дебиторская задолженность, готовая продукция и товары отгруженные.

3. Медленно реализуемые активы (средне реализуемые активы) А3 - производственные запасы и незавершенное производство.

4. Трудно реализуемые активы (неликвидные, иммобилизационные активы) А4 - внеоборотные активы корпорации - основные средства нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.

По абсолютным показателям групп ликвидных активов проводят анализ ликвидности баланса, при котором соответствующие группы ликвидных активов соотносятся с группами источником образования имущества, склассифицированными по степени срочности:

1. Наиболее срочные обязательства - П1 - кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и займы, сроки возврата которых уже наступили.

2. Среднесрочные обязательства - П2 - остальные краткосрочные кредиты и займы.

3. Долгосрочные обязательства - П3 - долгосрочные кредиты и займы.

4. Собственные источники - П4 - собственный капитал корпорации.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:

А1 > П1

А2 > П2

А3 > П3

А4 < П4

Анализ ликвидности баланса позволяет установить тенденции в структуре баланса и его ликвидности.

Для оценки и анализа текущей платежеспособности используется ряд финансовых коэффициентов - коэффициенты ликвидности:

1. Коэффициент абсолютной ликвидности Кал:

Кал = (ДС + КФВ) / КО, или

Кал = А1 / П 1

где

ДС - денежные средства,

КФВ - краткосрочные финансовые вложения,

КО - краткосрочные обязательства. В зависимости от выбранной методики ими могут быть П1, кредиторская задолженность и отдельные статьи краткосрочных пассивов, все краткосрочные пассивы.

Внутрихозяйственный или партнерский норматив - не менее 0,2 - 0,7.

2. Коэффициент промежуточного покрытия К пп:

К пп = (ДС + КФВ + ДЗ + ГП + ОТ) / КО или

К пп = А1 + А2 / П 1,

где

ДЗ - дебиторская задолженность,

ГП - готовая продукция,

ОТ - отгруженная продукция.

Внутрихозяйственный или партнерский норматив - не менее 0,7 - 1,0.

3. Коэффициент текущей ликвидности (синоним: быстрой ликвидности, общего покрытия) - К тл:

К тл = (ДС + КФВ + ДЗ + З) / КО, или

К тл = А1 + А2 + А3 / П 1,

где

З - запасы.

Данный коэффициент является одним из основных для признания корпорации финансово несостоятельным по российской методике оценки вероятности банкротства. Нормативное значение - не менее 2.

Сводная группировка основных показателей, характеризующих финансовое состояние корпорации приведена в таблице:

Наименование группы показатели
Ликвидность и платежеспособность Коэффициенты текущей, промежуточной(срочной), абсолютной ликвидности, коэффициент платежеспособности
Деловая активность Коэффициенты оборачиваемости
Прибыльность и рентабельность Рентабельность всех видов
Финансовая устойчивость Коэффициент автономии, плечо финансового рычага, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами
Качество капитала Капитализация, Р/Е, рыночная стоимость акций

2.Финансовая устойчивость корпорации

Финансовая устойчивость корпорации

— способность функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

— экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени (Савицкая Г.В.)

— Характеристика финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами (И.Т.Балабанов)

— Результат системы отношений, возникающих в процессе кругооборота средств субъекта хозяйствования, а также источников этих средств, характеризующий на определенную дату наличие различных активов, размеры обязательств, способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться в изменяющейся внешней среде, текущую и будущую возможность удовлетворять требования кредиторов, а также его инвестиционную привлекательность (Гаврилова А.Н.)

Различают следующие типы финансовой устойчивости по критерию свободного остатка денежных средств:

· избыточная- характеризуется излишком свободных денежных средств для ведения хозяйственной деятельности

· недостаточная характеризуется недостатком свободных денежных средств для ведения хозяйственной деятельности

Кроме этого используется следующая классификация видов финансовой устойчивости:

Виды устойчивости характеристика
общая Обеспечивается движением денежных потоков, постоянным превышением поступлений средств (доходов) над их расходами(затратами)
внутренняя Обеспечивается активным реагированием на изменение внутренних и внешних факторов
внешняя Связана со стабильностью внешней экономической среды и зависит от эффективности управления экономикой в стране
унаследованная Обеспечивается наличием запаса прочности, который способен защитить предприятие от воздействия неблагоприятных факторов
Показатель Назначение Расчетная формула
Коэффициент независимости (автономии) (>=50%) Характеризует долю собственного капитала в общем объеме пассивов
Коэффициент финансовой устойчивости Показывает удельный вес источников финансирования, которые могут быть использованы длительное время
Коэффициент финансирования (>1) Показывает, какая часть деятельности корпорации финансируется за счет собственных средств
Коэффициент инвестирования Показывает, в какой степени собственный капитал покрывает производственные инвестиции
Расчетное значение собственного капитала, руб. Характеризует границу «безопасной» структуры капитала
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (0,1-0,5) Наличие собственных оборотных средств у корпорации, необходимых для его финансовой устойчивости
Наличие собственных оборотных средств Наличие собственных оборотных средств у корпорации Реальный собственный капитал - внеоборотные активы
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат Собственные оборотные средства и краткосрочные займы Собственные оборотные средства + краткосрочные займы
Излишек или недостаток собственных оборотных средств Собственные оборотные средства за минусом запасов и затрат Собственные оборотные средства - запасы и затраты
Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов и затрат Общая величина основных источников формирования запасов и затрат за минусом запасов и затрат Основные источники формирования запасов и затрат - запасы и затраты
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств (0,2-0,5) Способность корпорации поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства за счет собственных средств

Тема 4.2.Финансовое планирование в корпорации

1. Финансовое планирование: сущность и методы.

2. Бюджетирование финансов корпорации.

3. Налоговое планирование на предприятии.

  1. Финансовое планирование: сущность и методы.

Сущность и содержание финансового планирования. Сущность финансового планирования проявляется в сознательной организации финансового развития хозяйствующего субъекта, приводящую к реализации поставленных перед ним целей.

В узком смысле финансовое планирование – процесс разработки системы финансовых планов и плановых показателей по обеспечению жизнедеятельности корпорации необходимыми финансовыми ресурсами и повышению ее эффективности в будущих периодах.

Цель финансового планирования – определение объемов поступления финансовых ресурсов, прежде всего денежных средств, их распределение, и, в конечном итоге, достижение прибыльности корпорации.

Задачи финансового планирования:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности корпорации;

- определение путей эффективного вложения капитала, его рационального использования;

- установление финансовых отношений с бюджетом, кредитными учреждениями и иными контрагентами;

- увеличение прибыли за счет выявления внутрихозяйственных резервов в использовании денежных средств;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью, кредитоспособностью, состоянием денежных фондов корпорации;

- соблюдение интересов собственников корпорации.

Основной инструмент финансового планирования – финансовый план корпорации.

Процесс финансового планирования на предприятии включает в себя анализ финансовой ситуации, разработку общей финансовой стратегии, составление текущих финансовых планов, корректировку финансовых планов, разработку оперативных финансовых планов.

Элементы финансового планирования: цели, программы, нормативы и нормы, правила и процедуры финансового планирования.

Горизонты финансового планирования – временные интервалы в деятельности корпорации, для которых производится разработка финансовых планов. Обычно: хозяйственные периоды, в пределах которых корпорация способно оценить параметры финансовых ресурсов. Максимальный срок совпадает со сроком научного предвидения, для корпорации реально – не более 5 лет. Наиболее типичен срок – 1 год, в условиях нестабильной экономической среды – 1 квартал.

Определяют наличие подсистем финансового планирования: перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективное планирование(от 1 года до 3(5) лет) – разработка финансовой стратегии (определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения) и прогнозирование финансовой деятельности. Инструменты: прогноз отчета о прибылях и убытках, прогноз движения денежных средств, прогноз бухгалтерского баланса.

Текущее планирование(1 год)- разработка конкретных видов финансовых планов, реализующих финансовую стратегию корпорации. Инструменты: план доходов и расходов по видам деятельности, план движения денежных средств, план отчета о прибылях и убытках, план бухгалтерского баланса.

Оперативное планирование (неделя, декада, месяц, квартал)- разработка комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений деятельности корпорации. Инструменты: платежный календарь, кассовый план.

Финансовые ограничители, учитываемые в финансовом планировании – критические значения основных параметров финансовых ресурсов корпорации. Выделяют:

первого уровня – критерии банкротства (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности оборотных активов собственными источниками),

второго уровня – показатели соотношения доходности, ликвидности и риска (остальные показатели ликвидности, рентабельность корпорации, производственно-хозяйственный леверидж),

третьего уровня – предельные характеристики источников финансирования (коэффициентов автономии, финансирования, плеча финансового рычага, финансовый леверидж),

четвертого уровня – параметры цикла потока денежных средств (продолжительность финансового и операционного циклов, минимальный объем денежных ресурсов).

Методология финансового планирования. Основные экономические закономерности, учитываемые при финансовом планировании.

Общие принципы финансового планирования:

· научность,

· комплексность,

· оптимальность

Специальные принципы финансового планирования:

· Интегрированности в общую систему планирования

· Финансового соотношения сроков

· Платежеспособности

· Рентабельности капиталовложений

· Сбалансированности рисков

· Учета потребностей рынка

· Предельной рентабельности

Методы финансового планирования. Нормативный, расчетно-аналитический, балансовый методы, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. Сетевой метод планирования финансовых показателей. Методы финансового прогнозирования. Дисконтирование(исчисление современной(приведенной) стоимости капитала на базе дисконтной ставки(ставки сравнения) – оценка ожидаемой стоимости), компаундинг(наращение капитала – в сегодняшних ценах). Индексация капитала и доходов в финансовых прогнозах.

Финансовые прогнозы, программы, концепции, планы и бюджеты.

Этапы финансового планирования

  1. Анализ финансовой ситуации
  2. Разработка общей финансовой стратегии
  3. Составление текущих финансовых планов
  4. Корректировка, увязка и конкретизация финансовых планов
  5. Разработка оперативных финансовых планов
  6. Анализ и контроль за выполнением финансовых планов

Методика составления финансового плана корпорации.

Финансовый план корпорации: его назначение, структура, используемые методы планирования. Показатели финансового плана.

Баланс денежных доходов и расходов корпорации. Источники информации, методы планирования и анализа.

Кассовый план корпорации. Кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Платежный календарь финансиста.

Платежный календарь составляется по форме плана (отчета) о движении денежных средств на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовых затруднений.

Налоговый календарь как разновидность платежного календаря.

Бюджетирование как вид внутрифирменного финансового планирования. Сущность, функции, преимущества бюджетирования. Схемы общего и частных бюджетов корпорации.

Налоговое планирование как неотъемлемая часть финансового планирования.

Стратегическое финансовое планирование. Основные стратегии.

Финансовое планирование в составе бизнес-планов.

  1. Бюджетирование финансов корпораций.

В мировой практике бюджетирование - методология планирования, учета, контроля денежных средств и финансовых результатов.

В нашей стране бюджетирование часто: регламент управления денежными средствами, используемыми в операционной(повседневной) деятельности корпорации. – т.н. казначейское бюджетирование.

В узком смысле бюджетирование: процесс составления, принятия годового бюджета корпорации и последующий контроль за его выполением.

Бюджетирование как управленческая технология состоит из 3 взаимосвязанных частей: технологии бюджетирования, организации процесса бюджетирования, использования информационных технологий.

1. Технология бюджетирования – включает в себя виды и формы бюджетов, целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты), порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет корпорации.

Бюджеты- количественные планы в денежном выражении, отвечающие принципам количественной определенности, централизации(бюджеты ЦФО включают в себя целевые директивные показатели, устанавливаемые руководством корпорации) и системности(совокупность бюджетов по функциональному признаку и по ЦФО в обязательном порядке образует сводный бюджет).

Сводный бюджет состоит из 2 блоков: операционного и финансового бюджета.

Операционный бюджет содержит:

1. Бюджет продаж

2. производственный бюджет

3. бюджет прямых затрат на материалы

4. бюджет прямых затрат на оплату труда

5. бюджет общепроизводственных расходов

6. бюджет производственных запасов

7. бюджет коммерческих расходов

8. бюджет управленческих расходов

9. бюджет доход и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках).

Финансовый бюджет включает:

1. инвестиционный бюджет

2. бюджет движения денежных средств

3. прогноз баланса (бюджет по балансовому листу).

Основные виды бюджетов, обязательные для составления: прогноз баланса, бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках), бюджет движения денежных средств.

2. Организация процесса бюджетирования предусматривает формирование финансовой структуры корпорации (центров финансовой ответственности), бюджетного регламента, этапов бюджетного процесса, графика документооборота, системы внутренних нормативных документов.

Система бюджетирования есть неотъемлемый элемент системы управления корпорациям. Она требует создания специальной организационной структуры на базе объектов бюджетирования, по которым ведется планирование, учет, анализ бюджетов и контроль за их исполнением. Такими объектами служат бизнес-направления, структурные подразделения, центры финансовой ответственности, бизнес-процессы, отдельные проекты.

На практике: в качестве объектов бюджетирования выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО, или ЦФУ). Результат построения – финансовая структура.

ЦФО – структурное подразделение или группа подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, оказывающих непосредственное воздействие на доходы или расходы от этих операций и отвечающие за реализацию поставленных перед ними целей, соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов и достижение определенного финансового результата своей деятельности.

Выделение ЦФУ возможно:

§ по сферам ответственности. Такое разделение приемлемо, когда четко определены функциональные сферы, имеется территориальное деление области сбыта. Существуют разные производства с различной организацией сбыта;

§ по продуктам и группам. Такое разделение целесообразно в тех случаях, когда для конкретных групп изделий и услуг, различны структура затрат, технология изготовления и потребители;

§ по клиентам. Такое разделение рекомендуется когда компания имеет для одних и тех же продуктов (услуг) разных покупателей, отличающихся каналами сбыта, категорией платежеспособности, наличием особых отношений;

§ по центрам прибыли, центрам затрат, центрам инвестиций, венчурным центрам.

Целесообразность того или иного разделения определяется особенностями бизнеса и стратегией развития компании.

Виды ЦФО(ЦФУ): центры доходов, центры затрат, центры прибыли и центры инвестиций.

Центр доходов – структурное подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета отвечает за максимизацию дохода от продаж. При этом руководитель, как правило, не имеет полномочий по варьированию ценами и ограничен в расходовании средств (в пределах бюджета).

Центр затрат – структурное подразделение, руководитель которого отвечает за выполнение своих функций в пределах установленного бюджета расходов (нормативных расходов).

Центр прибыли – структурное подразделение, руководители которого нацелены на максимизацию прибыли и с этой целью могут варьировать ценами реализации и затратами.

Центр инвестиций – структурное подразделение, обеспечивающее подготовку и реализацию инвестиционных проектов. Эти центры наделены правом принятия хозяйственных решений в пределах утвержденных бюджетов проектов и ответственности за осуществление инвестиционных проектов. Результаты деятельности руководителей центров инвестиций оцениваются по показателю рентабельности инвестиций (в расходы подразделения включается стоимость капитала).

Отдельная бизнес-единица (ЦФУ) в совокупности с соответствующей линейной финансовой службой образует финансовую структуру филиала, дочерней компании, структурного подразделения корпорации.

Финансовая структура корпорации в целом включает бизнес-единицы (ЦФУ), линейные финансовые службы и центральную финансовую службу.

Неотъемлемым элементом финансовой структуры являются механизмы взаимодействия ЦФО: трансфертные цены, налогообложение, внутреннее кредитование, общие инвестиции, разрешение конфликтов (арбитраж).

Бюджетный регламент представляет собой документ, в котором четко оговорены права и обязанности всех участвующих в бюджетном процессе субъектов, формы и сроки предоставления информации, получатели промежуточных и итоговых документов.

Бюджет корпорации разрабатывается на определенный период – бюджетный период (обычно календарный год).

Бюджетный процесс включает в себя 3 последовательных этапа:

1. разработки проекта сводного бюджета

2. утверждения проекта бюджета и включение его в систему бизнес-планирования

3. анализ исполнения бюджета по итогам текущего года

Бюджетный процесс должен быть непрерывным: 3-ий этап осуществляется одновременно с 1-м.

В целях обеспечения эффективности бюджетирования создается специальный коллегиальный орган управления – Бюджетный комитет. Он перераспределяет средства между статьями бюджета, разрабатывает меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывает и поощряет ответственных лиц и т.п. Формируется обычно из руководителей высшего звена, возглавляется финансовым директором.

1. Использование информационных технологий позволяет осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных(управленческий учет), а также разработать различные сценарии будущего финансового состояния корпорации.

Информационные технологии – совокупность информационного обеспечения, технических средств и телекоммуникаций, кадров и их организация.

Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого учета.

3. Налоговое планирование в корпорациях.

Налоговое планирование представляет собой раздел общего финансового планирования корпорации, а также входит неотъемлемой частью в любой инвестиционный проект.

Налоговое планирование (в широком смысле) - совокупность экономических отношений по поводу оптимизации налоговых изъятий части дохода налогоплательщика.

Налоговое планирование (в узком смысле) - планирование хозяйственной деятельности любого субъекта с целью оптимизации налоговых обязательств и платежей.

Внутрихозяйственное налоговое планирование включает в себя стратегию оптимизации налоговых обязательств, план реализации этой стратегии, организацию налогового учета, планирование налоговых платежей и т.п.

Осуществляя налоговое планирование, корпорации производят выбор между различными вариантами деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции государства (прежде всего налоговых органов) и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование в корпорации обязательно в следующих случаях:

· подготовка и планирование новой деятельности, нового бизнеса

· осуществление крупных сделок

· планирование деятельности на следующий период.

Стадии налогового планирования:

- предварительное налоговое планирование - до момента законодательного оформления субъекта налоговых отношений. Этапы: 1. Формулирование целей и задач субъекта. 2. Выбор места регистрации, осуществления деятельности корпорации и его подразделений. 3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

- текущее налоговое планирование - с момента получения статуса субъекта налоговых отношений. Этапы: 1. Применение налоговых льгот. 2. Выбор форм гражданско-правовых сделок, анализ их последствий. 3. Рациональное размещение активов и прибыли корпорации.

Процесс налогового планирования. Анализ, составление основных прогнозных документов, уточнение налоговых характеристик, оперативное налоговое планирование.

Виды внутрихозяйственного налогового планирования: перспективное, текущее, оперативное налоговое планирование.

Основные элементы внутрихозяйственного налогового планирования:

1. Учетная политика.

2. Налоговые планы (бюджеты по налогам, налоговые платежные календари).

3. Налоговые льготы

4. Элементы финансового менеджмента (прежде всего финансовые инструменты и методы).

Налоговое планирование направлено на оптимизацию так называемых «основных» налогов и квазиналогов, формирующих основную массу платежей в бюджет: НДС, налога на прибыль, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, поимущественных и ресурсных налогов.

Для целей классического налогового планирования очень важно проводить на предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную реализацию. Необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет, избегая методических ошибок в этих учетах. Основное внимание персонала, отвечающего на предприятии за налоговый учет необходимо ориентировать на избежании учетных ошибок при операциях на большом обороте и при разовых капиталоемких сделках. Подобные ошибки достаточно распространены и могут привести к серьезным последствиям. Необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы, так как их отсутствие приводит к доначислению налогов и штрафных санкциям

Эффективность налогового планирования оценивается показателем налогового бремени.

Налоговое бремя определяется как отношение общей суммы налоговых платежей к доходу корпорации. В теории используется частный показатель налогового бремени, рассчитанный по добавленной стоимости.

В процессе налогового планирования разрабатывается нормативное значение показателя налогового бремени корпорации, максимально приближенное к эффективной налоговой ставке.

Эффективная налоговая ставка - такое отношение общей суммы налогов к добавленной стоимости, созданной налогоплательщиком, позволяющее ему осуществлять инвестиции (расширенное воспроизводство).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: