Если мысленно окинуть взглядом мировую историю, то с одной стороны, в развитии разных стран и народов можно найти много общего:
· первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством
· на смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии
· во многих странах произошли буржуазные революции
· рухнули все колониальные империи и на их месте возникли новые независимые государства
Но с другой стороны, исторические события всегда уникальны и неповторимы:
· конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны
· нет народов и стран с одинаковой историей
· у каждого народа страна со своими различными природными условиями, особенностями хозяйства, своеобразной культурой и образом жизни
В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса:
· формационный
· и цивилизационный.
Один из подходов к историческому процессу принято называть формационным | Идея стадиального развития |
Учение об общественно-экономических формациях как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит человечество как единое целое, разработал К. Маркс и Ф. Энгельс. Решающим фактором общественного развития при этом являлся способ производства, как соотношение уровня развития производительных сил и производственных отношений. Политическая структура и духовная сфера общества – это надстройка, всецело зависящая от способа производства. Движущей силой исторического развития являются противоречия производительных сил и производственных отношений, антагонистических классов и классовой борьбы, что неизбежно ведёт к социальной революции. Целью исторического процесса в марксизме выступает коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого – по способностям, каждому – по потребностям” К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм). Одной из основных черт этой теории общественно-экономического развития является убеждённость в том, что всё человечество закономерно проходит определённые ступени (стадии) развития. | Ее разделяют и большинство сторонников теории постиндустриального общества, где ступенями развития выступают доаграрное общество – аграрное общество – индустриальное общество – постиндустриальное общество. К стадиальному принципу относится и теория модернизации, по которой все общества делятся на традиционные и современные. Переход первых ко вторым и составляет содержание модернизации. Согласно этой теории, основой модернизации является замена конкретных отношений традиционного общества (тесная связь человека с природой, приспособление к окружающей среде; созерцательное, образное мышление; важная роль традиций; сословно-кастовая, иерархическая структура, коллективизм, вмешательство государства во все сферы деятельности общества, господство принципа “власть выше закона”) формально-рациональными отношениями современного общества. Главными чертами современного общества признаются индивидуальная свобода личности; свобода хозяйственной деятельности, основанной на частном предпринимательстве; незыблемость прав человека, политический плюрализм, интенсивное производство, рациональное мышление, правовое государство, неприкосновенность частной собственности. |
Обычно формационному подходу к изучению общества противопоставляют цивилизационный. Их отличие можно свести к следующим линиям сравнения:
|
|
|
|