Культурно-идеологическую

Институциональная подсистема -- поли­тические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударственных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и об­щественно-политические движения.

Все политические институты можно условно раз­делить на три группы. К первой группе — собствен­но-политическим — относятся организации, непо­средственной целью существования которых являет­ся осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе —относятся организации, осуществляющие свою деятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят пе­ред собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в полити­ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике.

Наконец, к третьей группе относятся организа­ции, имеющие в своей деятельности лишь незначи­тельный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по инте­ресам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со сторо­ны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1 ) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населе­ния;

2) государство является единственной политиче­ской организацией, обладающей специальным аппа­ратом управления и принуждения, распространяю­щим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных орга­низаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материаль­ными ресурсами, позволяющими обеспечить реали­зацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объ­единяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни обще­ства, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической системы общества — это совокупность отно­шений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществ­лении власти, выработке и осуществлении поли­тики. Политические отношения являются результа­том многочисленных и разнообразных связей субъек­тов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты по­буждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся раз­личные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Нормативная подсистема. Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нор­мы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизньобщества, составляют нормативную подсистему политической системы общества. Наиболее важную роль играют в ней правовые нормы (конституции, законы, другие нормативно-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колони­ях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и тра­диции.

Еще одну группу политических норм представ­ляют этико-моральные нормы, в которых закреп­лены представления всего общества или его отдель­ных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравст­венных ориентиров, как честь, совесть, благород­ство.

Культурно-идеологическая подсистема политиче­ской системы представляет собой совокупность раз­личных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников полити­ческой жизни. Политическое сознание субъектов по­литического процесса функционирует на двух уров­нях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К фор­мам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к по­литической психологиичувства, эмоции, настро­ения, предрассудки, традиции. В политической жиз­ни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место зани­мает политическая культура, понимаемая как комп­лекс типичных для данного общества, укоренивших­ся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Полити­ческая культура — это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: