Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования

При необязательной регистрации закон даже фор­мально не ставит своей целью добиться включения в списки избирателей всех лиц, удовлетворяющих избирательным цензам: регистрация производится по инициативе самого избирателя, а регистратору вменяется в обязанность лишь не допустить к учас­тию в выборах лиц, не имеющих права голоса. Сис­тема необязательной регистрации имеет две разно­видности. При первой из них регистрация избирате­ля является постоянной: избиратель, один раз внесенный в списки для голосования, считается на­всегда зарегистрированным и вычеркивается из них только в случае смерти. Сущность второй разновид­ности состоит в том, что регистрация является пери­одической: через определенное время списки изби­рателей аннулируются и каждый избиратель, же­лающий принять участие в выборах, обязан пройти перерегистрацию.

При обязательной системе регистрации регистра­тор обязан позаботиться о том, чтобы каждый имеющий право голоса был внесен в списки для голосо­вания.

Распределение мандатов по итогам голосования может производиться при помощи мажоритарной либо пропорциональной системы подсчета голо­сов.

Мажоритарная система представляет собой такой способ определения результатов голосова­ния, при котором для получения мандата тре­буется собрать установленное законом большин­ство голосов. Главным принципом этой системы является правило «победитель получает все». Разно­видностями мажоритарной системы являются мажо­ритарная система относительного большинства и ма­жоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большин­ство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов к то, что избранный депутат будет представлять аб­солютное большинство избирателей. Однако сущест­венны и ее недостатки: высокая непредставитель­ность (в итоге может быть потеряно до 49% голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосо­вания (в случае, если в первом туре ни один из кан­дидатов не набрал абсолютного большинства голо­сов), что ведет к росту абсентеизма (уклонение от участия в выборах).

При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, кото­рый набрал голосов больше, чем каждый из его про­тивников в отдельности. Эта система позволяет опре­делить победителя уже в первом туре голосования. Однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голо­сов и представляющий интересы явного меньшинст­ва электората.

Пропорциональная избирательная системазто способ определения результатов голосования основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой парти­ей числу голосов. При такой системе создаются боль­шие округа, от каждого из которых избирается не­сколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждое избирательное объедине­ние или блок выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности и избиратель голосует не за от­дельную личность, а за тот или иной партийный спи­сок в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозмож­но выдвинуть так называемого независимого канди­дата: для того, чтобы быть избранным, нужно по­пасть в список.

После голосования определяется избирательная квота («избирательный метр»). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число подан­ных по округу голосов делится на количество распре­деляемых мандатов. Затем распределение депутат­ских мест между партийными списками осуществля­ется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложит­ся в количество полученных партией голосов, столь­ко и будет у нее мандатов. При применении этого ме­тода все места сразу не распределяются: после первой передачи мандатов нужно использовать еще один из способов распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).

Пример. В выборах участвовало 5 партийных списков. Список партии А получил 126 тыс. голосов, партии Б — 94 тыс., партии В — 88 тыс., партии Г — 65 тыс. и партии Д — 27 тыс. Всего по округу подано 400 тыс. голосов. Округ представлен в парламенте 8 депутатами.

Определяем избирательную квоту. 400 тыс. голо­сов: 8 мест = 50 тыс. Проводим первое распределе­ние. Список А — 126 тыс. голосов: 50 тыс. = 2 места (остаток 26 тыс. голосов). Список Б — 94 тыс. го­лосов: 50 тыс. = 1 место (остаток 44 тыс. голосов). Список В — 88 тыс. голосов: 50 тыс. = 1 место (оста­ток 38 тыс. голосов). Список Г — 65 тыс. голо­сов: 50 тыс. = 1 место (остаток 15 тыс. голосов). Спи­сок Д — 27 тыс. голосов: 50 тыс. = 0 мест (оста­ток 27 тыс. голосов). Таким образом, после первого распределения мандатов остались незамещенными 3 мандата. В соответствии с методом наибольшего остатка по одному дополнительному мандату получат списки с наибольшим остатком голосов — списки Б,В и Д.

Чтобы не допустить получение мандатов «карли­ковыми» партиями, в некоторых странах введен так называемый процентный барьер: списки, не набрав­шие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, и собран­ные ими голоса не учитываются при подведении ито­гов.

В большинстве стран в конституциях отсутствует положение о праве избирателей на отзыв депутатов до истечения срока их полномочий. В этих странах выборы основаны на принципе свободного мандата, т. е. независимости депутата от избирателей. Прин­цип свободного мандата реализован и в избиратель­ном законодательстве Российской Федерации. В быв­ших же советских республиках существовал так на­зываемый императивный мандат, согласно которому депутат был «связан» в своей деятельности наказами избирателей, ответственен перед ними и мог быть до­срочно отозван.

Еще одним институтом прямой демократии яв­ляется референдум - всенародное голосование по законопроектам, действующим законам либо иным вопросам государственного значения. Родиной референдума считается Швейцария, где первое всенародное голосование было проведено еще в 1439 г. Референдумы разделяются:

а) по правовой силе результатов на консульта­тивные (решения этого референдума не обязатель­ны к исполнению, цель его — выяснить мнение на­селения) и решающие (решения референдума обя­зательны и не требуют утверждения каким-либо органом);

б) по содержанию проектов, выносимых на го­лосование, на конституционные (принятие консти­туции либо внесение изменений и поправок в нее), законодательные (утверждение или отклонение за­конопроектов) и плебисцит (определение государ­ственной принадлежности территории всей или час­ти спорной территории на основе волеизъявления населения);

в) по способу организации на обязательные (выно­симый на голосование вопрос может быть решен только референдумом) и факультативные (референ­дум по данному вопросу не является обязательным).

Инициатива референдума может исходить от гла­вы государства, всего парламента или группы его депутатов, от определенного числа граждан или ор­ганов местного самоуправления. На референдум обычно выносятся вопросы, предполагающие одно­значно положительный («да») или однозначно от­рицательный («нет») ответы. Ряд вопросов выносить на референдум не разрешается. Так, например, в Российской Федерации к таковым относятся вопро­сы об изменении статуса субъекта РФ, о досрочном прекращении или продлении полномочий высших органов государственной власти, о государственном бюджете, налогах, амнистии и помиловании. Как и на выборах, для проведения референдума образуют­ся специальные комиссии, ведется агитационная ра­бота. Правовые последствия связаны прежде всего с решающим референдумом, итоги которого в случае положительного ответа на вопрос становятся зако­ном государства.

Все остальные институты прямой демократии (на­пример, митинги, шествия, пикетирования и д-р.) имеют консультативное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: