Правильно ли определение суда?
№9.
Суд удовлетворил иск Цыганкова П.Р. к Балашову О.А. о взыскании 4 тыс. 800 руб. После того, как решение вступило в законную силу, ответчик обратился в тот же суд с заявлением об отсрочке исполнения решения сроком на 4 года, ссылаясь на свое тяжелое материальное положение.
Суд постановил определение, указав: «Рассрочить уплату присужденных с Балашова сумм на четыре года, взыскивая с него ежемесячно по 100руб. в пользу ответчика».
Правильно ли поступил суд?
Занятие 45, 46 Процессуальные особенности судебного разбирательства дел, возникающих из публичных правоотношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Какова тенденция развития законодательства, регулирующего судебную защиту прав в области публично-правовых отношений?
2. Правовая природа судебных дел, вытекающих из административно-правовых отношений.
3. Назовите дела, вытекающие из публично-правовых отношений, подведомственные суду.
4. Какова специфика судопроизводства по рассмотрению дел:
а) о защите избирательных прав граждан;
|
|
б) об обжаловании действий должностных лиц о применении административных взысканий;
в) об оспаривании законности нормативных правовых актов;
г) об обжаловании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан?
Методические рекомендации
При изучении указанной темы необходимо исходить из того общего положения, что проблема защиты граждан против действия (бездействия) органов государства, в том числе законодательных (представительных), исполнительных органов, должностных лиц существует во всех странах. Принятие не соответствующей Конституции правовой нормы, незаконные действия органов управления, отдельных должностных лиц, необоснованное привлечение к административной ответственности приводит к ущемлению прав граждан.
Положение ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, является важной гарантией реального обеспечения и соблюдения прав и свобод человека. Одновременно суд выполняет и контрольную функцию по отношению к органам иных ветвей власти, что согласуется с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, с их определенной связью и взаимным контролем.
Следует отметить, что защита нарушенных прав человека судом, будучи наиболее эффективной и цивилизованной, до сравнительно недавнего времени была существенно ограничена.
|
|
Достаточно вспомнить, что до введения в действие 1 марта 1981 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, принятых 23 октября 1980 г. (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях был принят 20 июля 1984 г.) объектом судебного обжалования действий административных органов по наложению административных взысканий могли быть лишь два вида постановлений: о наложении штрафа и лишении водительских прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. На примерах таких законодательных актов, как Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан», Закон СССР от 2 ноября 1989г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан», Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"» от 15 ноября 1995 г. целесообразно проследить, как происходило расширение возможности судебной защиты прав и свобод гражданина и каково его современное состояние.
Традиционно процессуальный регламент разрешения подобных дел обозначается как судопроизводство, возникающее из административно-правовых отношений. Такое название воспринято и ГПК.
Однако следует обратить внимание на то, что такое название до некоторой степени носит условный характер.
Условность названия вида гражданского судопроизводства выражается в том, что суды в порядке, предусмотренном для указанного вида (гл. 23—25 ГПК), разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, финансовых, налоговых, земельных, гражданских и иных правоотношений (например, жалобы на действия избирательных комиссий, на действия налоговых служб, жалобы на отказ в регистрации недвижимости).
Поэтому вполне допустимо иное название — производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
Указанным названием подчеркивается, с одной стороны, публичный характер правоотношений, являющихся объектом судебного исследования, и, с другой, участие в гражданском деле носителя властных полномочий.
Помимо указанного подхода к названию рассматриваемого вида судопроизводства, необходимо иметь представление о дискуссионное™ проблемы существования в российском гражданском процессуальном праве данного вида судопроизводства как отдельного наряду с исковым и особым производством. Одни ученые считали, что нет оснований для выделения этого вида производства в отдельное от искового, другие, напротив, утверждают, что его существование необходимо, поскольку объект судебного познания, ввиду специфики объекта судебного познания, субъектного состава, функции суда, состоящей не в разрешении спора в исковом производстве, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов управления.
Переходя к вопросу о подведомственности необходимо выделить следующие категории дел, относящиеся к рассматриваемому виду судопроизводства, а именно: 1)дела о защите избирательного права граждан; 2) дела об обжаловании действий должностных лиц о применении административного взыскания; 3) дела об оспаривании законности нормативных актов, кроме актов, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ; 4) дела об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих.
|
|
При изучении процессуальных особенностей рассмотрения каждой из приведенных категорий дел, необходимо уяснить, что порядок их разрешения существенно не отличается от общих правил искового производства. Согласно ст 232 ГПК дела, возникающие из административно-правовых отношений рассматриваются по общим правилам судопроизводства за отдельными изъятиями и дополнениями, установленными законодательством Российской Федерации.
Помимо общих особенностей, каждая из отнесенных к подведомственности суда категорий дел имеет свои особенности.
Знание этих особенностей является необходимым условием освоения указанной темы.
Так, решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
Специфическими нормами, определяющими особенности рассмотрения дел по обжалованию административных взысканий, являются: а) норма о сокращенном по сравнению с большинством исковых дел сроке (ч. 4 ст. 99 ГПК), а именно: десятидневном сроке рассмотрения жалобы и б) возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и должностного лица либо представителя органа, принявшего постановление об административном взыскании.
При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий государственного органа или должностного лица и установить, производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом, был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.
|
|
Сущность судебного решения, как и иные процессуальные особенности указанных дел, раскрыты с достаточной полнотой в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г. «О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления об административных правонарушениях». Материалы данного постановления во многом помогут в твердом усвоении вопросов рассматриваемой темы.
При изучении порядка производства по делам об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, государственных служащих и должностных лиц, наряду с изучением законодательного материала, следует обратиться к положениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» от 21 декабря 1993 г. Необходимо иметь четкое представление о том, какие действия и каких органов и лиц могут быть предметом обжалования в суд, кем может быть подана жалоба, в какой срок, может ли быть жалоба предварительно подана в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу, каковы правила подсудности по указанным делам, какие требования предъявляются к оформлению жалоб, какой срок рассмотрения жалобы в суде, каков субъектный состав участников процесса, какое решение принимается судом в случае обоснованности жалобы и его правовые последствия, подлежит ли решение кассационному обжалованию.
Отдельным случаем реализации конституционного права на судебное обжалование решений органов государственной власти является обращение прокурора в суд на предмет признания противоречащим закону правового (нормативного) акта или его части.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании.
Следует иметь в виду, что в отличие от исковых дел и с учетом публичного характера этих дел при рассмотрении заявления прокурора о незаконности правового (нормативного) акта у суда имеются специфические функции. По этим делам суд не устанавливает фактических обстоятельств дела, т.е. совокупности юридических фактов, необходимых для применения нормы права. Функция суда сводится к исследованию свойств нормативного акта, полномочий органа, издавшего акт, выяснению соответствия закрепленных в нормативном акте норм Конституции РФ федеральным законам, т.е. суд проводит правовую оценку акта.
Дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащих закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются по общим правилам ГПК с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами Российской Федерации.
Следует вспомнить, что понимается под нормативным правовым актом.
Правовыми актами, законность которых может проверять суд по заявлению прокурора, являются принятые органами государственной власти или должностными лицами решения, содержащие обязательные предписания (правила поведения) с юридическими последствиями и рассчитанные как на неопределенный круг граждан, так и на конкретных субъектов правоотношений. Подлежат рассмотрению в арбитражных судах, а не в судах общей юрисдикции заявления прокуроров об оспаривании нормативных актов, нарушающих права организаций и граждан-предпринимателей. Подсудность дел определяется уровнем обжалуемого акта. Заявления Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, оспаривающих нормативные акты федерального значения, федеральных министерств и ведомств, подлежат рассмотрению в Верховном Суде Российской Федерации (ст. 116 ГПК в ред. от 27 октября 1995 г.).
Необходимо обратить внимание на своеобразие действия принципа состязательности при разрешении данной категории дел.
Состязательная форма проявляется в последовательности выступлений заинтересованных лиц: первым выступает прокурор, обосновывающий незаконность полностью или в части правового акта, затем руководитель органа государственной власти, издавшего акт, или должностное лицо, их представители, обосновывающие правильность акта. Судом исследуются в основном письменные доказательства, касающиеся не фактических обстоятельств дела, а правового статуса органа, издавшего оспариваемый акт, изучаются нормы законов по их текстам.
Резолютивная часть решения суда по делу о признании правового акта противоречащим закону должна содержать вывод об удовлетворении либо отказе в удовлетворении заявления прокурора.
При этом суд может обязать в резолютивной части решения редакцию средства массовой информации опубликовать в установленный судом срок сообщение о судебном решении, если признанный недействительным правовой акт ранее был опубликован данным средством массовой информации (ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Весьма важно уяснить, что незаконными акты либо их части признаются не с момента вступления решения в законную силу, а со времени их принятия, что также отражается в резолютивной части решения (ч. 3 ст. 239 ГПК).
Дела данной категории рассматриваются судьей единолично в соответствии со ст. 231, 232 ГПК. Если при рассмотрении заявления прокурора о признании правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, заявление оставляется без рассмотрения, поскольку в этом случае прокурор обязан обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства (п. 10 постановления № 5 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону»).
Пример теста:
1. Как распределяются обязанности по доказыванию по делам возникающих из публичных правоотношений:
- стороны доказывают обстоятельсва на которые ссылаются;
- обязанность по доказыванию законности действий возлгаются на орган принявший решение;
- обязанность по доказыванию возлагается на заявителя.
2. При рассмотрении дела из публичных правоотношений суд должен исходить из:
- заявленных требований;
- изложенными доводами заявителя;
- не связан основаниями и доводами заявителя.
3. В областном центре нет городского суда в этом случае заявление об оспаривании нормативного акта городской думы подведомственно:
- районному суду; - областному суду.
Занятие 47, 48. Виды дел, возникающих из публичных правоотношений.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика дел, возникающих из публичных правоотношений.
2. Рассмотрение дел о признании не действительными нормативно-правовых актов.
3. Особенности рассмотрения дел по спорам, возникающим в ходе изьирательных компаний.
Правовые ситуации
№1.
Определите, в каком порядке подлежат рассмотрению:
1. Дело по заявлению Иванченко К.М., в котором она указывает, что органы милиции отказали ей в регистрации по месту жительства ее умершего мужа Иванченко И.П. по тем основаниям, что против этого возражают другие наследники приватизированной Иванченко И.П. незадолго до смерти однокомнатной квартиры.
2. Жалоба Харитонова П.Я. на постановление судьи о наложении на него штрафа за совершенное мелкое хулиганство.
3. Жалоба Смирнова О.А. на постановление главного лесничего лесхоза о наложении штрафа за нарушение требований пожарной безопасности в лесах.
4. Заявление Хачатурова В.И. о неправильности наложения на него штрафа судьей за нарушение порядка в зале судебного заседания.
5. Заявление прокурора области о признании противоречащим закону распоряжения главы администрации города Н. «О корректировке платы за загрязнение природной среды Н-ским медносерным комбинатом», которым комбинату была снижена соответствующая плата. В заявлении указано, что оно подается в защиту государственных и общественных интересов, а также в интересах областного комитета по экологии и природопользованию.
6. Заявление Григорядина В.Ш. о невключении его в списки избирателей по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. К заявлению приложено его обращение в участковую избирательную комиссию, на которое ответ в течение 24 часов дан не был.
№2.
В целях обеспечения населения региона продуктами Президиум областного органа представительной власти принял решение о запрете вывоза из области сельхозпродукции.
Кротов И.М. обратился в районный суд по месту своего жительства с заявлением, оспаривающим законность указанного решения, нарушающего его права, в частности, право на реализацию произведенной им на приусадебном участке сельхозпродукции на рынке города, который находится недалеко от его усадьбы, но в другой области.
Судья отказал в принятии заявления, указав в определении, что акт Президиума органа представительной власти области носит нормативный характер, и поэтому с подобным заявлением может обратиться только прокурор. Кроме того, дело подсудно областному, а не районному суду.
На определение судьи Кротов И.М. принес частную жалобу.
Как должен поступить суд кассационной инстанции?
№3.
Исаев В.П. был задержан представителями органов надзора за соблюдением правил охоты на территории заповедника с расчехленным оружием. Руководителем районного органа, осуществляющим государственный надзор за соблюдением правил охоты, Исаев был оштрафован с конфискацией оружия.
Решением районного суда, в который Исаев обратился с жалобой на постановление об административном правонарушении, в удовлетворении жалобы в части, касающейся снятия штрафа было отказано, а в части конфискации ружья жалоба удовлетворена.
Суд кассационной инстанции оставил решение без изменения.
Прокурором области в порядке надзора был принесен протест, в котором ставился вопрос об отмене определения судебной коллегии областного суда по тем основаниям, что решение суда, состоявшееся по жалобе на постановление об административном правонарушении, кассационному обжалованию не подлежит. Одновременно в протесте был поставлен вопрос и об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения жалобы относительно конфискации орудия правонарушения и оставлении жалобы в этой части без рассмотрения. Как утверждалось в протесте, жалоба на постановление о наложении административного взыскания в виде конфискации предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, исходя из требований абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 267 ТК РФ, может быть рассмотрена судом первой инстанции лишь в том случае, если она предварительно разрешалась вышестоящим административным органом (вышестоящим должностным лицом). Исаев В.П. предварительно с жалобой в вышестоящий административный орган не обращался. В протесте указано и на неоплату жалобы госпошлиной.
Какое постановление должно быть принято президиумом областного суда?
№4.
Николаев Б.В., являясь нанимателем жилого помещения в доме муниципального жилого фонда, обратился в районный суд с жалобой на отказ местной администрации в приватизации занимаемой квартиры, указывая, что такое действие органа исполнительной власти нарушает его права, предусмотренные Законом РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. Во время подготовки дела к судебному разбирательству судья вынес определение об оставлении жалобы без рассмотрения по тем основаниям, что в связи с отказом в приватизации занимаемого Николаевым жилого помещения между ним и местной администрацией имеется спор о праве гражданском, который подлежит разрешению по правилам искового производства, а не как жалоба на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан. Николаеву было предложено обратиться в суд с исковым требованием к местной администрации о бесплатной передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения.
Соответствуют ли действия судьи требованиям закона?
№5.
Укажите на недостатки резолютивной части решения суда:
1. Отменить постановление главного санитарного врача г. Н. от 10 октября 1996 г. о наложении штрафа на Пирогова В.М. за нарушение санитарно-гигиенических правил.
Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 дней.
2. Удовлетворить заявление прокурора Н-ской области. Признать противоречащим закону постановление областной Думы от 1 октября 1996г. «Об упорядочении приватизации жилого помещения, находящегося в домах муниципального жилищного фонда».
Обязать областную Думу на ближайшем заседании отменить указанное постановление.
Решение окончательное и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.
Занятие 49, 50. Особое производство.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность и задачи особого производства.
2. Назовите характерные признаки особого производства.
3. В чем отличие особого производства от искового производства?
4. Наиболее характерные особенности рассмотрения отдельных категорий дел особого производства: об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении его умершим, о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным, об установлении усыновления (удочерения) ребенка (подведомственность, состав лиц, участвующих в деле, особенности судебного доказывания, судебное решение и его содержание и т.д.).
Методические рекомендации
Перед изучением темы «Особое производство» следует вспомнить о видах гражданского судопроизводства вообще (понятие вида гражданского судопроизводства, общая характеристика каждого из видов).
Особое производство — вид гражданского судопроизводства, отличающийся от искового производства отсутствием спора о праве и, как следствие этого, отсутствием спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Особое производство характеризуется как неисковое, одностороннее производство.
В особом производстве рассматриваются гражданские дела, по которым необходимо в судебном порядке подтвердить наличие или отсутствие юридических фактов или обстоятельств, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан.
В порядке особого производства рассматриваются также гражданские дела, по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие бесспорного права (установление факта владения строением на праве собственности, дела о восстановлении прав по утраченному документу и др.) и дела, по которым суд устанавливает правовой статус гражданина: в одних случаях — гражданин признается недееспособным или ограниченно дееспособным; в других — объявляется умершим или признается безвестно отсутствующим.
Федеральный Закон РФ от 21 августа 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» дополнил ГПК главой 29. К делам особого производства отнесена новая категория дел («Установление усыновления (удочерения) ребенка» // Российская газета. 1996. 28 авг.)
При изучении темы «Особое производство» следует определить свое отношение к вопросу, касающемуся «бесспорности» особого производства. По этой проблеме существуют две точки зрения. Согласно одной из них в особом производстве вообще нет спора, согласно другой — в особом производстве отсутствует спор о праве, но возможен спор о факте.
Следует отметить, что в делах особого производства возможен спор о факте, который требует судебного подтверждения, поскольку не всегда устанавливаемый судом факт является очевидным и в отношении его существования имеются противоречивые доказательства, противоположные суждения. Во всех подобных случаях суд должен убедиться в существовании или несуществовании фактов путем проверки и сопоставления имеющихся доказательств, выявления противоречий в суждениях заинтересованных лиц.
Необходимо четко уяснить, что если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает спор о праве, подведомственный судам, суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам их право предъявить иск на общих основаниях.
Дела особого производства рассматриваются судами по общим правилам, установленным ГПК, с изъятиями и дополнениями, установленным процессуальным законодательством.
В настоящее время в особом производстве рассматриваются дела: 1)об установлении фактов, имеющих юридическое значение; 2) о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; 3) о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным; 4) об установлении усыновления (удочерения) ребенка; 5) о признании имущества бесхозяйным; 6) об установлении неправильностей записей в книгах актов гражданского состояния; 7) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении; 8) о восстановлении прав по утраченным документам (вызывное производство) и др.
При изучении отдельных категорий дел особого производства обратите внимание на новые нормы материального права (гражданского, семейного), которые в одних случаях находятся в противоречии с соответствующими нормами процессуального права (например, нормы, регулирующие порядок признания вещи бесхозяйной, нормы о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя и ордерным ценным бумагам), а в других случаях имеют новое содержание (например, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным, порядок усыновления (удочерения) ребенка).
Необходимо также изучить особенности судебного разбирательства отдельных категорий дел особого производства, связанных с подачей заявления, составом лиц, участвующих в деле, особенностями судебного доказывания, действиями судьи после принятия заявления, вынесением решения и его содержанием и др.
Пример теста:
1. Какое условие является необходимым для принятия судом заявления об установлении факта имеющего юридическое значение
* нарушения прав заявителя;
* невозможности получения документов в ином порядке;
* в предусмотренных законом случаях.
2. Какому суду подсудно дело об усыновлении ребенка иностранными гражданами
* мировому судье;
* федеральному судье первой инстанции;
* областному, краевому, республиканскому суду субъекта РФ.
3. Какие обстоятельства указываются в заявлении о признании военнослужащего умершим
* номер воинской части;
* место предполагаемой гибели;
* день окончания военных действий.
4. Какие лица имеют право возбуждать дело о признании гражданина ограниченно дееспособным
* общественные организации;
* прокуратура по заявлению соседей;
* органа опеки и попечительства;
5. Какие лица имеют право возбуждать дело о признании гражданина недееспособным
* соседи; - прокуратура; - органы опеки и попечительства.
6. В каких случаях решение о признании лица полностью дееспособным принимается судом
* по заявлению прокурора;
* по заявлению органов опеки и попечительства;
* при отсутствии согласия родителей на эмансипацию.
7. В каких случаях возможно рассмотрение судом признание права муниципальной собственности на недвижимую вещь
* на основании обращения финансовых органов местного самоуправления;
* по заявлению налоговых органов выявивших неуплату налога на имущество;
* по стечению года со дня принятия вещи на учет органом государственной регистрации права на недвижимое имущество.
8. В каких случаях возможно рассмотрение судом признание права собственности на движимую вещь
* заявление лица нашедшего вещь;
* по заявлению органов местного самоуправления;
* по заявлению лица вступившего во владение вещью.
9. В каких случаях возможно рассмотрение судом дела в порядке вызывного производства
* по заявлению лица потерявшего вещь;
* при утрате признаков платежеспособности на документе;