Задачи криминалистики 12 страница

Внезапным может оказаться любой «старый», т.е. известный противодействующему лицу прием, если он применен умело, не шаблонно, творчески. Шаблон противоречит самой сути внезап­ности. Следственной практике известны многие примеры того, ког­да простое копирование успешно примененных приемов и спосо­бов не обеспечивало необходимую внезапность. Объясняется это тем, что преступники ловко приспосабливаются к стереотипным методам работы и нередко оказываются изобретательными в сок­рытии своих преступных действий. Поэтому добиться внезапности можно при условии новаторского подхода к ним следователя, что требует от него высокого профессионального мастерства и глубо­кого знания мотивации поступков, возможностей и особенностей прогнозирования действий противоборствующей стороны, скла­дывающихся при этом ситуаций, средств соответствующего реаги­рования и воздействия.


Неожиданным может быть и использование результатов ранее проведенных следственных действий, зафиксированных с применени­ем технико-криминалистических средств. Так, воспроизведение во время допроса показаний ранее допрошенного лица, записанных на магнитную ленту, нередко оказывает на допрашиваемого большое психологическое воздействие, ибо звукозапись (как и видеозапись) несет в себе информацию не только о содержании зафиксированных с ее помощью показаний, но и о том, каким тоном, кем, в какой обс­тановке и в какой связи с предыдущим это сказано. Иными словами, здесь на допрашиваемого воздействует эмоциональная окраска ус­лышанных показаний, подкрепляемых, если воспроизводится видео­запись, увиденным, что не может быть при иной форме предъявления доказательств. Кроме того, звукозапись, киносъемка и видеозапись могут выступать объективным регистратором допущенных прогово-рок, неуправляемых действий, свидетельствующих о преступной ос­ведомленности лиц. Если подозреваемый проговорился, когда воп­рос, заданный ему, был неожиданным для него, то это моментально фиксируется на магнитный носитель, и лицу трудно отрицать свою осведомленность, искать разумные объяснения сказанному.

Т., признавая свою вину в убийстве родного брата, труп кото­рого был обнаружен с привязанной к нему бетонной глыбой в мо­ре, категорически отрицал участие в преступлении еще кого-либо. На допросе, сопровождавшемся магнитофонной записью, Т. спро­сили, где была найдена бетонная глыба, привязанная к трупу. Воп­рос был неожиданным, и Т. машинально сказал: «Я не видел, где он ее нашел», чем выдал участие в убийстве еще одного человека. По­няв, что проговорился, Т. стал заявлять, что он не так сказал, но, прослушав фонограмму допроса, признался, что в сокрытии трупа ему помогал его товарищ (284,123).

В ряде случаев эффект внезапности может быть достигнут в ре­зультате использования благоприятных сопутствующих обстоя­тельств, которые могут возникнуть, например, когда в процессе производства следственного действия что-то оказывается необыч­ным для участвующего в нем лица. Возникновение такой ситуации, не планировавшейся следователем, должно использоваться для ре­шения стоящих перед ним задач.


В основе тактических приемов обеспечения внезапности ле­жит использование психических состояний противодействующих расследованию лиц. Следует различать индивидуальные психи­ческие особенности, присущие конкретному человеку, и состоя­ния, вызываемые необычной обстановкой, действием различных факторов.

Нормальное состояние человека характеризуется тем, что лицо не предполагает и не ожидает какой-либо угрозы своему положе­нию, интересам и на любое неожиданное для него явление, событие реагирует как бы изначально, в соответствии с особенностями сво­ей психической структуры. Совершенно иные ситуации и реакции будут тогда, когда человек предполагает возможность наступления каких-либо событий, благоприятных либо неблагоприятных для него. Степень реакции в этих случаях зависит от очень многих фак­торов: значимости возможных последствий, полноты осведомлен­ности об их характере, продолжительности, времени ожидания их наступления и т.д.

Психическое состояние лиц, совершивших преступление, обус­ловлено этим фактом и характеризуется в основном отношением к последствиям своего разоблачения - от безразличия до раскаяния. К числу психических состояний, характерных для противодейству­ющих расследованию лиц и подлежащих учету при реализации приемов внезапности, относятся напряженность, успокоенность, отвлеченность, безразличие.

Особая роль при подготовке следственных действий и операций с использованием внезапности принадлежит изучению и учету ус­ловий, в которых будет осуществляться реализация этих действий: способ проникновения в помещение, порядок использования наме­ченных материалов и объектов, характер возможных негативных последствий, способы их локализации, запасные варианты дейс­твий при неожиданном повороте событий и т.д.

Необходимо помнить, что срыв намеченного, особенно по при­чинам организационной нечеткости, как правило, раскрывает пла­ны следователя и устраняет возможность достижения внезапности в Дальнейшем.


При решении вопроса о внезапном проведении обыска в ут­ренние часы работниками одного из райотделов города не были предусмотрены возможные осложнения обстановки и меры, нап­равленные на их нейтрализацию. Когда они позвонили в кварти­ру, где предстояло производить обыск, хозяйка открыла дверь лишь после долгих и громких препирательств. На этой же лес­тничной клетке жила ее близкая подруга. Разбуженная громкими голосами, она поняла, что к соседке пришли с обыском работни­ки милиции. Желая помочь подруге и помешать производству обыска, она позвонила дежурному по городу и сообщила, что в квартиру ее соседей ворвались вооруженные грабители. Прибыв­шая на место оперативная группа задержала работников мили­ции, проводивших обыск. Поскольку у дома не был выставлен на­ружный пост и участники обеих оперативных групп не знали друг друга, на выяснение вопроса, кто задержан, ушло определенное время, которым преступница воспользовалась для того, чтобы из­бавиться от улик.

Каждый мельчайший элемент организации фактора внезапнос­ти должен быть всесторонне продуман и оценен следователем. Так, следователь планирует обеспечить внезапность предъявления доказательств в ходе допроса. Как и каким образом они должны появиться? Достать из стола или сейфа либо прикрыть, располо­жив на столе? Пауза (если следователь не отвлечет внимание по­дозреваемого) в период извлечения объектов из стола или сейфа может послужить для допрашиваемого сигналом готовности, т.е. мобилизации, устраняющей или снижающей эффект неожиданнос­ти, нахождение предмета под прикрытием может, с одной сторо­ны, быть сигналом мобилизации, с другой стороны, - фактором дестабилизации психического состояния. Поэтому следователь с учетом личности допрашиваемого, характера имеющейся в его распоряжении доказательственной информации должен заранее определить и решить, какой аспект для него наиболее важен и же­лателен, а следовательно, предусмотреть организацию и использо­вание именно его.

Как уже отмечалось, в литературе отражены многочисленные споры о правомерности и допустимости использования фактора


внезапности, но практически нет методических рекомендаций о его применении в процессе раскрытия и расследования преступ­лений.

На вопрос о том, какие причины мешают использованию фак­тора внезапности, опрошенные следователи ответили следующим образом:

а) применение противоречит нормам закона и морали - 1,8%;

б) не обеспечивает решения задач следствия - 3,7%;

в) отсутствуют соответствующие условия (силы, средства, вре­
мя) - 28%;

г) отсутствуют рекомендации по осуществлению приемов реа­
лизации внезапности - 66,5%.

Поскольку применение фактора внезапности - реальность следственной практики, следователь, во-первых, должен быть уве­рен в правомерности используемых им средств деятельности, во-вторых, готов во всеоружии к законному и тактически грамотному их использованию.

Высокий профессионализм и мастерство, требующиеся для творческого подхода к выбору и осуществлению тактических при­емов реализации внезапности, обусловливают необходимость це­левого обучения приемам достижения внезапности в системе юри­дических учебных заведений. Для этого необходимы не только включение данного вопроса в программы и планы учебных заня­тий, но и разработка методики отработки этих приемов на прак­тических занятиях. Здесь недостаточно решения ситуационных за­даний, когда требуется (может быть, путем перебора достаточно­го количества вариантов) найти ответ на поставленный вопрос. Тут требуется организация «тактической игры», когда нужно «пе­реиграть своего противника» в условиях достаточно сложной си­туации. Например, перехитрить, заставив проговориться об из­вестном. Учить таким приемам мы еще не научились в достаточ­ной мере. Но именно они необходимы для того, чтобы сложные практические приемы типа внезапности становились реальным достижением будущих и настоящих следователей и оперативных работников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: