Приступая к самостоятельной подготовке, стунетам следует учитывать, что изучение дисциплины должно быть последовательным, регулярным и соответствовать логике построения учебной программы. Освоение дисциплины сопровождается глубоким изучением значительного количества нормативных правовых актов и материалов судебной практики.
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине направлена на усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения и систематизации; формирование практических умений и владений по дисциплине и профессиональных компетенций; практическое применение знаний, умений, владений с целью углубления, расширения, обобщения и систематизации знаний, а также совершенствования практических умений.
Основными формами самостоятельной работы магистранта являются:
изучение тем учебной программы и составление конспектов изученного учебного материала в виде основных положений, выписок, цитат; определений, понятий, формулировок; вопросов и кратких ответов на них.
графическое представление изученного учебного материала в форме: классификационных, технологических, инструктивных, логических и других схем, диаграмм (линейных, столбиковых, круговых, фигурных, комбинированных);
подготовка на основе изучения учебного материала: реферата, обзора с использованием литературы, научного доклада, презентаций;
составление ответов на вопросы различных типов по изученному материалу: на воспроизведение учебного материала; на выявление причинно-следственных связей явлений, событий, процессов; решение или составление кроссвордов, требующих знаний учебного материала отдельных тем, разделов или дисциплины в целом;
выполнение или разработка заданий тестов, программ и анкет для социологического опроса и др.;
установление факторов, влияющих на то или иное явление, процесс, событие и т.д.;
анализ достоверности, доступности, достаточности, системности, доказательности материала в разных источниках (учебник, учебное пособие, опубликованные лекции, статьи и т. д.) с целью развития аналитического мышления;
решение практических задач;
изучение и конспектирование учебных тем;
подготовка к тестированию по каждому модулю учебной программы;
выполнение творческих заданий по отдельным темам курса (разработка тестов, видеопрезентаций, составление аналитических документов по материалам гражданских дел, составление реферативных сообщений, поиск и обработка правовой информации в сети Интернет и т.п.);
подготовка проектов юридических документов (исков, информационных запросов, судебных решений, протоколов, правовых актов и т.п.);
участие в организации и проведении ролевой и (или) деловой игры по теме «Участники гражданского процесса», «Судебное разбирательство в гражданском процессе», «Третейское разбирательство»;
подготовка к рубежному контролю – тестированию по дисциплине (модулю);
подготовка к текущей аттестации;
участие в работе научного кружка;
участие в научно-практических конференциях;
подготовка курсовой работы;
подготовка к промежуточной аттестации по дисциплине – экзамену.
Методика самостоятельной работы разъясняется преподавателем на первом занятии и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Университета, библиотеки и др.) выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной необходимо начинать с ознакомления с содержанием рабочей учебной программы и уяснения учебно-тематических планов проведения лекционных и практических занятий. Рабочая учебная программа содержит основные требования к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам обучаемых, которые необходимо сформировать в процессе самостоятельной работы. К изучению отдельных разделов и тем следует приступать в порядке, предусмотренном рабочей программой и учебно-тематическим планом проведения лекционных и практических занятий по дисциплине.
Получив представление об основном содержании темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников – нормативных правовых актов, работ выдающихся правоведов.
Для прочного освоения дисциплины необходима постоянная работа с рекомендованной литературой (учебниками, учебными пособиями и др.) и нормативными правовыми актами.
Весь указанный в программе учебный материал подлежит тщательному изучению. При этом необходимо добиться полного и сознательного усвоения теоретических основ курса, закрепить знания положений нормативных правовых актов, научиться применять их к решению практических задач.
При непосредственном изучении материала учебника, учебного пособия или иного источника, рекомендуемого в списке рекомендованной литературы, следует не торопиться, стараться понять смысл каждой фразы. Сосредоточить внимание на непонятных местах. Помимо основной литературы следует использовать дополнительную литературу.
Учебно-методические, теоретические и воспитательные цели в ходе изучения дисциплины достигаются путем подкрепления теоретических положений приемами реальной практической работы. В процессе самостоятельной подготовки студент должен правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужные правовые акты, осуществлять их сравнительную оценку, учитывать изменения и дополнения, внесенные в них на различных этапах исторического развития. Такие навыки и умения прививаются в ходе отрабатываемых обучаемым индивидуальных заданий в процессе их самостоятельной подготовки к лекционным и практическим занятиям. Эффективность обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим их заслушиванием на занятиях, выступлений с научными сообщениями на заседаниях студенческого научного общества.
Индивидуализация обучения связана с развитием познавательных процессов, способностей и активности обучаемых. Это достигается решением студентами сложных практических задач, включением в занятия элементов ролевых ситуаций, постановкой активизирующих вопросов, показом наиболее часто встречающихся ошибок в правоприменительной практике и их анализом, характеристикой различных точек зрения по спорным вопросам юридической теории и практики, ориентацией обучаемых на выработку собственного мнения и умение его отстаивать, аргументировать выдвигаемые теоретические положения и выводы.
Завершив теоретическую подготовку, следует изучить судебную практику по рассматриваемым вопросам. В этом очень помогает работа со справочными правовыми системами (например, СПС – Гарант, Консультант-ПЛЮС), в которых с помощью тематического поиска несложно подобрать судебные решения по рассматриваемому вопросу, принятые в различных субъектах Российской Федерации. Особенно важно тщательно изучить постановления Высших судебных инстанций.
В процессе преподавания дисциплины предусматривается научить будущего юриста правильно ориентироваться в большом массиве законодательства, быстро находить нужный правовой акт, учитывать изменения и дополнения, внесенные в него. Такие навыки и умения прививаются в ходе отрабатываемых обучаемым индивидуальных заданий в процессе их самостоятельной подготовки к лекционным и практическим занятиям. Эффективность обучения достигается также путем подготовки обучаемыми реферативных сообщений с последующим их заслушиванием на занятиях, выступлений с научными сообщениями на заседаниях студенческого научного общества.
Хотя законодательство в области гражданского процессуального права кодифицировано, оно постоянно насыщается путем выхода новых федеральных законов. Быстрые изменения правовых актов требуют от каждого студента самому фиксировать развитие нормативной базы. В связи с этим рекомендуется регулярно просматривать правовые журналы («Российская юстиция», «Закон», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Собрание законодательства Российской Федерации»), а также «Российскую газету».
В ходе самостоятельной работы обучаемые обязаны пользоваться соответствующими техническими средствами и дидактическими материалами к ним (графики, диаграммы, демонстрационные схемы и т.п.). Наименования конкретных дидактических материалов и порядок их использования при изучении вопросов дисциплины указываются преподавателями в ходе лекций и консультаций.
Консультации являются одной из форм руководства работой студентов и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала. Они проводятся регулярно и носят обычно индивидуальный или групповой характер. Групповые консультации организуются в период подготовки к зачету, перед практическими занятиями и деловыми играми. На консультациях обучаемым оказывается помощь в подготовке докладов, рефератов, в планировании собственных изысканий в рамках изучения содержания учебной дисциплины, в уяснении сложных вопросов теории и практики.
В соответствии с учебно - тематическим планом по наиболее важным вопросам предусматриваются индивидуальные собеседования с обучаемыми, проводятся дополнительные индивидуальные занятия со слабоуспевающими, осуществляется методическое руководство подготовкой курсовых и дипломных работ.
В ходе учебных занятий и в часы самостоятельной подготовки студентов проводится демонстрация различных видеоматериалов: художественных и документальных фильмов, записей телепередач на соответствующие темы, съемок различных следственных действий и т.п.
Посредством проектора осуществляется демонстрация различного рода наглядного материала (схемы, графики, таблицы, фотоматериалы), позволяющего более глубоко изучать соответствующий материал.
Для обеспечения формирования компетенций обучаемых организуются экскурсии в различные правоохранительные органы (суд, адвокатура, третейский суд, Управление судебного департамента при ВС РФ) с целью непосредственного ознакомления с деятельностью этих органов, с историей их возникновения и развития.
Результативность освоения учебного материала обеспечивается эффективной системой контроля и включает: обсуждение вопросов на семинарских занятиях, индивидуальные беседы с обучаемыми, проверку конспектов лекций и индивидуальных заданий, тестовые задания, контрольные работы, зачет.
Конкретные задания по самостоятельной работе студентов в соответствии с наименованием темы учебной дисциплины прилагаются в таблице:
№ темы | Наименование темы | задание | Форма отчетности |
Гражданский процесс, гражданское процессуальное право и процессуальная наука | Составить схему «Источники ГПП», подготовить доклады о практике применения норм международного права в гражданском процессе. | Схема, защита докладов на семинаре | |
Принципы ГПП. | Составить таблицу «Принципы ГПП: виды и содержание», подготовка докладов о проблемах реализации принципов ГПП, о принципе объективной истины в гражданском процессе. | Таблица, защита докладов на семинаре | |
Гражданские процесс. Правоотношения и их субъекты | Ставить схему «Структура гражданских процессуальных отношений», составить таблицу «Юридические факты в ГПП», привести соответствующие примеры, составить схему «Субъекты гражданских процессуальных отношений». | Схемы, таблицы | |
Подведомственность гражданских дел. | Составить схему «Виды подведомственности в ГПП», привести примеры различных видов подведомственности. | Схема | |
Подсудность гражданских дел | Составить схему «Виды подсудности в ГПП», привести примеры различных видов подсудности. | Схема | |
Особенности процессуального положения сторон и третьих лиц в гр. процессе. | Подготовить доклады об особенностях процессуального положения сторон и третьих лиц в гр. процессе с использованием судебной практики. | Защита докладов на семинаре | |
Участие в гр. процессе прокурора, гос. органов и органов местного самоуправления, организаций, их объединений и отдельных граждан, защищающих права и интересы др. лиц. | Подготовить доклады об участии в гр. процессе прокурора, гос. органов и органов местного самоуправления, организаций, их объединений и отдельных граждан, защищающих права и интересы др. лиц с использованием судебной практики. | Защита докладов на семинаре | |
Представительство в суде. | Составить схему «Виды представительства в гражданском процессе». | Схема | |
Процессуальные сроки. Судебные расходы и штрафы. | Составить схему «Виды процессуальных сроков», составить схему «Виды судебных расходов», подготовить обзор судебной практики. | Схемы, защита докладов на семинаре | |
Понятие, элементы и классификация исков. | Составить таблицу «Элементы иска», раскрывающую суть элементов исков, классифицированных по процессуальной цели, составить схему «Виды исков», подготовка докладов на тему «Групповые иски», «Косвенные иски». | Таблица, схема, защита докладов на семинаре | |
Способы распоряжения и обеспечения иска. | Проанализировать судебную практику по вопросам изменения иска, заключения мирового соглашения, обеспечения иска. | Защита докладов на семинарском занятии. | |
Судебное доказывание и доказательства в гражданском процессе. | Составить схему «Этапы судебного доказывания», составить схему «Виды доказательств». | Схемы | |
Средства доказывания. | Составьте таблицу «Средств доказывания», раскрывающую виды и характеристику отдельных средств доказывания. Подготовка докладов об особенностях и проблемам использования в гражданском судопроизводстве различных средств доказывания, в том числе письменных электронных документов. | Таблица, защита докладов на семинарском занятии | |
Бремя доказывания. Оценка доказательств. | Подготовка докладов по материалам хрестоматии по гражданскому процессу, реферирование научных статей. | Защита докладов и рефератов на семинарском занятии. | |
Возбуждение гражданского дела в суде. | Составьте таблицу «Право на иск», раскрывающую позитивные и негативные предпосылки права на иск и реализации права на иск, а также последствия несоблюдения соответствующих правил (отсутствия позитивных или негативных предпосылок). | Таблица | |
Подготовка и назначение дела к судебному разбирательству. | Составить таблицу «Права и обязанности участников гражданского процесса при подготовке дела к судебному разбирательству. | Таблица | |
Судебное разбирательство как стадия гр. процесса. | Подготовка к проведению ролевой игры «Судебное разбирательство». | Ролевая игра | |
Приостановление и прекращение дела. Протокол судебного заседания. | Составить схему «Основания приостановления и прекращения производства по делу». | Схема | |
Постановления суда первой инстанции. | Составить таблицу «Структура судебного решения», написать проект судебного решения. | Таблица, проект судебного решения | |
Заочное производство. | Проанализировать судебную практику рассмотрения гражданских дел в заочном производстве. | Защита доклада на семинаре. | |
Приказное производство. | Составить схему «Основания для выдачи судебного приказа», подготовка доклада о конкуренции судебных органов и органов нотариата по защите прав граждан. | Схема, защита доклада на семинаре. | |
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. | Проанализировать постановления Конституционного суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения норм ГПК, регулирующих производство по делам, возникающим из публичных правоотношений. | Защита доклада на семинаре. | |
Понятие особого производства. Установление фактов, имеющих юридическое значение. | Подготовка докладов об особенностях различных видов особого судопроизводства. | Защита доклада на семинаре. | |
Особое производство. Дела об определении правового положения граждан или имущества. | Подготовка докладов об особенностях различных видов особого судопроизводства. | Защита доклада на семинаре. | |
Кассационное производство. | Составить таблицу «Основания для отмены судебных решений», анализ соответствующей судебной практики. | Таблица, защита доклада на семинаре | |
Апелляционное производство. | Подготовка доклада о мировых судьях (история данного института, нормативно-правовое регулирование в настоящее время), анализ судебной практики рассмотрения дел в апелляционной инстанции. | Защита докладов на семинаре. | |
Надзорное производство. | Подготовка докладов о проблемах правового регулирования надзорного производства, анализ судебной практики Европейского Суда по правам человека, содержащей выводы об эффективности надзорного производства. | Защита докладов на семинаре. | |
Пересмотр судебных решений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам. | Реферирование научных статей. | Защита рефератов на семинаре. | |
Исполнение решений суда | Составить конспект «Основные правила исполнительного производства», подготовить доклады о проблемах исполнительно производства. | Конспект, защита докладов на семинарском занятии. | |
Обращение взыскания на имущество должника. | Подготовить доклады о проблемах обращения взыскания на имущество должника, проанализировать практику правового регулирования обращения взыскания на имущество должника в зарубежных странах, в том числе в отношении перечня имущества, не подлежащего взысканию. | Защита докладов на семинарском занятии. | |
Международный гражданский процесс | Подготовить доклады о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства в гражданском процессе | Защита докладов на семинарском занятии. | |
Третейское разбирательство гражданских дел Нотариат. | Составить таблицу «Несудебные формы защиты прав: признаки, виды, содержание». Подготовка докладов. | Таблица, защита доклада на семинаре | |
Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов. | Подготовка докладов об особенностях производства по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, анализ судебной практики. | Защита докладов на семинаре. | |
Основы знаний об арбитражном процессе. | Составить конспект, отражающий особенности арбитражного производства. | Конспекты лекций, защита докладов во время практического занятия. |