Поставщиком газа (газоснабжающей организацией) понимается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющее поставки газа потребителям по договорам

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;Федеральный закон от 23.11.2009261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» определяет порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности».

е) Закон РФ от 4 июля 1991 г. 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище. Приватизация жилого помещения возможна однократно за исключением жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за некоторым исключением.

ж) Федеральными законами от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ и от 24 июля 2007 г. № 215-ФЗ с одноименным названием «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены соответственно поправки в Градостроительный и Земельный кодексы РФ, в Федеральные законы о введении в действие Градостроительного кодекса РФ, «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об автономных учреждениях» и иные федеральные законы, устранившие противоречия между ними. Ряд изменений направлен на обеспечение свободными земельными участками жилищного строительства, а также на установление публичной процедуры предоставления земельных участков для строительства. Сняты излишние административные барьеры в сфере землеустройства, кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимость, а также по вопросам проведения государственной экспертизы проектной документации и т.п.
з) Закон РФ от 5 марта 1992 2446-1 «О безопасности (ст.12. Силы и средства обеспечения безопасности)» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

и) Организации, занимающиеся вопросами ЖКХ как юридические лица связаны с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации (ст.32.9 «Классификация объектов страхования») и Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

к) Федеральный закон от 12 апреля 2001 г. 36-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

л) Федеральный закон от 02 декабря 2012 г. 161-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусматривает выделение средств на прикладные исследования и иные нужды в сфере ЖКХ, субсидии государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

В перечисленные выше законодательные акты Российской Федерации регулярно вносятся поправки.

Отдельного рассмотрения заслуживает Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, вступивший в силу с 1 марта 2005 г. (далее - ЖК РФ). Им определяются:

- основные положения жилищного законодательства,

- разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области жилищных полномочий,

- вопросы государственной регистрации прав на жилые помещения,

- вопросы переустройства жилого помещения,

- права и обязанности собственника жилого помещения,

- общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме,

- основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма,

- правовое положение членов жилищных кооперативов и товарищества собственников жилья,

- плата за жилое помещение и коммунальные услуги,

- организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и др.

Жилищно-коммунальное хозяйство регулируется посредством организации, уполномоченной собственниками помещений. Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено право собственников помещений в многоквартирном доме на общем собрании выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие более 50% голосов от общего числа.

С момента выбора, на общем собрании собственников помещений способа управления многоквартирным домом, возникают жилищные потребительские отношения.

Субъектом рассматриваемых отношений с одной стороны выступает потребитель-гражданин, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с другой стороны Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания. Система договорных отношений по предоставлению услуг жилищно-коммунального назначения предусматривает защиту прав потребителей путем включения в договор условий, гарантирующих возможность получения потребителем услуги, соответствующей по качеству обязательным требованиям нормативов, стандартов и повышения ответственности исполнителей за нарушение порядка и условий предоставления услуг, а также гарантий их качества.

Согласно ст.15, 16 ЖК РФ объектом жилищных прав являются жилые помещения (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната), включая, помещения общего пользования, составляющие общую собственность граждан.

Содержание рассматриваемого правоотношения составляют с одной стороны права и обязанности Исполнителя, а с другой корреспондирующие им права и обязанности потребителя.

К основным правам потребителя, в частности относится, право на:

- получение в необходимых объемах коммунальных услуг надлежащего качества, безопасных для его жизни, здоровья и не причиняющих вреда его имуществу;

- получение от Исполнителя сведений о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);

- получение от Исполнителя акта о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки;

- получение от Исполнителя информации об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;

- требование уплаты Исполнителем неустоек (штрафов, пеней) при не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором;

- требование о возмещении Исполнителем убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К основным обязанностям потребителя, в частности относятся:

- своевременно и в полном объеме вносить плату за оказанные услуги. В случае невнесения в установленный срок платы за услуги потребитель уплачивает исполнителю пени в размере, установленном ЖК РФ, что не освобождает потребителя от внесения платы за оказанные услуги;

- при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению;

- при пожарах, авариях на внутридомовых инженерных системах, а также при иных нарушениях, возникающих при использовании коммунальных ресурсов, немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу;

- в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений;

- обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении;

- допускать в заранее согласованное с Исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей Исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время;

- в заранее согласованное с Исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

- информировать Исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ ориентирован в основном на регламентацию отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и агентами ЖКХ.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства в пределах России при осуществлении градостроительной деятельности, на соблюдение требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль над градостроительной деятельностью, ответственность за нарушение законодательства России о градостроительстве.

Спорные вопросы, возникающие между потребителем жилищно-коммунальных услуг и поставщиком регулируются в том числе законом РФ от 07 декабря 1992 г. 2300-1 (ред. 05.04.2013) «О защите прав потребителей».

Важнейшим источником жилищного права является Гражданский кодекс части первая, вторая и третья), который регулирует отношения найма жилых помещений, вопросы энергоснабжения, государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость и другие вопросы.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности, за нарушение правил пользования этими помещениями, содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21-7.23 КоАП РФ). Так, например, ст. 7.23. за н

арушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами предусматривает

наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Ст. (см. текст в предыдущей редакции)

7.23.1. за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Во исполнение некоторых из названных федеральных законов были приняты подзаконные нормативно-правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный нормативный акт - принятый компетентными органами и устанавливаемый норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему. Сферу ЖКХ регулируют различные постановления Правительства РФ и других органов государственной власти. Законодательство в части реформирования жилищно-коммунального хозяйства, принималось большей частью в развитие вступившего в 2005 году в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Между тем, помимо нормативно-правовых актов принимаемых в рамках реализации Жилищного кодекса, появлялись и другие нормативно правовые акты, которые только получили свое развитие и могут содействовать реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

1. В соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, для урегулирования отношений по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и развития договорных отношений в части содержания и ремонта общего имущества собственников помещений принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Данным постановлением определен состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, требования к его содержанию, а также порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

2. Для решения вопросов управления многоквартирными домами, собственники помещений, в которых не выбрали или не реализовали способ управления постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены правила проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

3. Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

4. Постановление Правительства РФ №797 от 17 ноября 2001 г. «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

5. Во исполнение Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» было принято Постановление Правительства РФ №307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

6. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и другими нормативно-правовыми актами.

7. Постановления Правительства РФ №464, № 467 и № 468 от 23 июля 2007 г. утвердили соответственно Правила финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения; осуществления государственного контроля за установлением, изменением и применением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок.

8. Постановление Правительства РФ № 3609 июня 2007 г. « Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры».

9. Постановления Правительства Российской Федерации №1099 от 26 сентября 1994 г. «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».

10. Постановление Правительства РФ №887 от 2 августа 1999 г. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».

11. Постановление Правительства РФ №372 от 27 июня 2003 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
12. Постановление Правительства РФ №89 от 17 февраля 2004 г. «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», где указано, что одним из необходимых условий для установления цен и тарифов является заключение независимой экспертизы.

13. Постановление Правительства РФ №109 от 26.02.2004 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

14. Постановление Правительства РФ №392 от 30 июля 2004 г. «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг».

15. Во исполнение ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. и №444 от 30 августа 2004 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», которым утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Постановлением были определены категории граждан, которым дается право на получение субсидий, порядок расчета и правила их начисления.

16. Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу №12, от 13.01.2003 «О создании системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации».
17. Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

18. Постановление Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. (ред. №857 от 27.08.2012, с изм. 19.03.2013) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

19. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения» были урегулированы отношения между нанимателями и наймодателями, определены их права и обязанности.

20. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 N 1086 (ред. от 25.06.2012) «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации» своей целью ставит контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности. К главным задачам органов государственной жилищной инспекции относятся контроль

- за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;

- за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;

- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;

- за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;

-за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;

- за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;

- за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);

- за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми

- за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;

- за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов и др.

Таким образом, на федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим управление ЖКХ, относятся Правительство РФ, Минрегион России, Росстрой и Ростехнадзор.

Функции государственного контроля за деятельностью органов, занятых эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилья и предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, возложены на Государственную жилищную инспекцию Российской Федерации. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных жилищных инспекций субъектов Федерации. Учитывая особую значимость стабильности функционирования ЖКХ как системы жизнеобеспечения, дальнейшего повышения качества коммунальных услуг, а также постоянный рост правонарушений в сфере ЖКХ, делаем вывод, что функции государственного контроля, осуществляемого в ЖКХ, требуют усиления их правовой регламентации и совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: