Тип зада ния | № вари анта зада ния | Основное содержание ответов и рекомендации по выполнению заданий | |||||||||||||
С1 | Индивидуальность означает отграниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга. Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество | ||||||||||||||
С2 | Индивидуальность является одним из фактором развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом | ||||||||||||||
С3 | Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть приведены: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер | ||||||||||||||
С4 | В качестве примера может быть приведён следующий: формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжёлыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека | ||||||||||||||
С5 | В качестве отличий человека от животного могут быть указаны: наличие сознания; способность к абстрактному мышлению; речь; способность к деятельности; умение изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств | ||||||||||||||
Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания. И др. | |||||||||||||||
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. Примеры предложений: Выделяют экономические, политические, социальные институты, институты действующие в духовной области. Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями. Институты общества — сложное и разветвлённое образование: внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчётливые деления на более мелкие. С точки зрения организации общества ключевыми институтами являются: наследование, власть, собственность, семья. И др. | |||||||||||||||
С6 | Социальная сущность человека может быть раскрыта на следующих примерах: человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми; способность и готовность человека к общественно-полезному труду; человек обладает сознанием и разумом; наличие у человека свободы и ответственности и др. | ||||||||||||||
В качестве примеров социальной значимости массовой культуры для современного общества могут быть приведены: массовая культура обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях сложной, динамичной среды современного общества; массовая культура способствует включению масс в систему потребления, тем самым обеспечивая функционирование массового производства; массовая культура, основываясь на простых, стереотипных представлениях, выполняет важные жизненные функции для разных социальных слоёв общества и др. | |||||||||||||||
В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены: значительное количество локальных вооружённых конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт); из-за обострения проблемы обеспечения сырьём и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в персидском заливе или американо-иракская война); бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др. | |||||||||||||||
С7 | Речь идёт о ценностно-ориентировочной деятельности, содержание которой связано с определением положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, с формированием их мировоззрения | ||||||||||||||
Приведённый пример иллюстрирует сущность процесса познания и неразрывную связь двух уровней (ступеней) познания и практики. Признаки, на основании которых можно это определить: практика является источником познания (потребность в прекращении аварий самолётов обусловила необходимость изучения их строения); присутствует чувственное познание (используется метод наблюдения за полётами птиц); имеет место рациональное познание (создание математической теории крыла, научное обоснование наиболее целесообразных профилей крыльев для летательных аппаратов); возврат к практике (расчёты и рекомендации полностью оправдались на практике) | |||||||||||||||
Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки: — они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом; — они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле; — они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества. Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей. Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем | |||||||||||||||
C8 | Один из вариантов раскрытия данной темы: 1) Понятие мировоззрения 2) Структура мировоззрения 3) Пути формирования мировоззрения а) стихийное б) осознанное 4) Основные виды мировоззрения а) мифологическое б) религиозное в) философское г) научное 4) Роль мировоззрения в жизни человека Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана | ||||||||||||||
Один из вариантов раскрытия данной темы: 1) Понятие общества а) в широком смысле слова б) в узком смысле слова 2) Основные функции общества 3) Особенности общества как саморазвивающейся системы 4) Основные подсистемы общества — сферы общественной жизни а) экономическая б) социальная в) политическая г) духовная Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана | |||||||||||||||
Один из вариантов раскрытия данной темы: 1) Понятие глобальных проблем современности 2) Характерные черты глобальных проблем 3) Причины возникновения глобальных проблем 4) Виды глобальных проблем современности а) интерсоциальные проблемы б) проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы в) проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества 5) Прогнозы перспектив решения глобальных проблем современности а) пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») б) умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана | |||||||||||||||
С9 | Данное задание предполагает написание мини-сочинения — эссе по поводу поднятой в приведенном высказывании проблемы.
Эссе (фр. essai — опыт, проба, попытка, набросок, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
Эссе по обществознанию должно:
— раскрывать смысл высказывания (афоризма);
— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (афористическое высказывание мыслителя);
— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть её?);
— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всём? Почему? В чём состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить своё мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
— характеризоваться свободной композицией, непринуждённостью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объёмом, продуманной структурой:
· Начинать эссе следует с ясного и чёткого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».
· Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его смысл, чтобы стал очевиден контекст, который определит её содержание и сущность.
· Основная часть эссе представляет собой относительно развёрнутое изложение собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
· В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. Естественно, следует обращать внимание на правила орфографии, пунктуации и стилистики русского языка. Хотя данные ошибки не влияют на уменьшение балла за мини-сочинение, но они снижают общее впечатление эксперта от представленной работы. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имён его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к её решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы [1]. |
[1] См. Брандт М. Ю. Эссе по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, № 1. С. 26—38.