Система образования в России во втор. пол. 19 нач. 20 века.
Царизм проводил политику насильственного «обрусения» нерусских национальностей, сознательно задерживал их политическое, эк., культур. развитие.
В связи с присоединением к России в нач.19 в. народов Кавказа, Казахстана, Молдавии руков-во уч.округов создавало здесь школы. После утверждения в 60-е годы 19 века школьных уставов и преобразования начальной и средней школы, правительство приступило к разработке школ для нерусских народов. Основные установки для школьного дела были сформулированы в 1870г. Русификаторские установки были положены в основу изданных в 1870 г. правил, которые разделили все народы, не принадлежащие к русской национальности, на 3 категории: 1. народы, весьма мало обрусевшие (в школах рекомендовалось начинать учение на родном языке и переходить на рус. язык) 2. народы, живущие в районах, населенных и русскими в школах – сначала обучение на рус.языке, прибегая к помощи родного языка и переходя на рус.язык) 3. народы, достаточно обрусевшие – укр., белорусы, в школах которых вели обучение только на русском языке.
|
|
Поэтому царские чиновники неизменно закрывали школы на родном языке. Царизм усиливал контроль за деятел. учителей. Но царизму не удавалось истребить попытки обучения на родном языке. В 1892 г. правительство издало акт, котрый запрещал создание школ на родном языке (за нарушение – огромные ден. штрафы и тюремные заключения). Были конфессиональные школы (для мусульман), русско-татарские школы Поволжья и русско-туземные школы на Северном Кавказе, были аульные школы (первые аульные шк. – в 1892г, преподавали рус.яз., арифметику, обучение было на невысок.уровне). Благоприятные действия на борьбу нерусских народов за широкое нац. просвещение и развитие прогрессивной педагогич. мысли оказали революционно-демократич. движение 60-х гг., активная дея-ть русских педагогов Пирогова, Ушинского, Чернышевского, Добролюбова.
Вопрос 44