Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению. Созидательные санкции не закрывают ученику пути к хорошему поведению в будущем. Чтобы избежать типичных ошибок, нужно:
- говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике,
- не сравнивать ребенка с другими,
- не обвинять,
- не стыдить и не позорить,
- избегать чтения морали и лекций о поведении.
Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.
В том случае, если санкции не связаны с проступком, не соразмерны проступку и не созидательны по форме, они превращаются в наказание. Санкции и наказания похожи, так как и те и другие строятся на логике: «Когда ты делаешь это — за ним следует то-то». Но содержание наказания не вытекает логически из конкретного проступка — оно произвольно назначается взрослым. Наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны — они унижают и разрушают. Они провоцируют ненависть и антагонизм, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.
|
|
Следствия наказания — обида, ожесточение, оборона со стороны ученика. Мы рискуем получить все это, спутав наказание и санкции.
Выбор конкретной санкции
Джеральд Гильберт предлагает следующую удобную классификацию санкций.
Лишение ученика прав:
- на свободное распоряжение своим временем,
- на использование определенных предметов,
- на доступ в некоторые помещения школы.
Информирование других людей о поведении ученика:
- организация встречи ученика и учителя с представителями администрации школы и информирование их о поведении ученика,
- информирование родителей ученика.
Возмещение учеником убытков:
- починка, ремонт предметов, вещей,
- возвращение вещей на место, замена на равноценные.
Рассмотрим эти санкции подробнее.