Ведущий зачитывает правила работы, и группа обсуждает каждое:
- Правило именной карточки — каждый участник группы должен носить на груди именную карточку все время работы на тренинге.
- Правило присутствия на тренинге — каждый участник группы должен присутствовать на тренинге все время работы. Это означает, что не допускаются опоздания и пропуски занятий. При однократном пропуске занятий группа решает, что делать с участником. При двукратном пропуске участник группы лишается права участвовать в ее дальнейшей работе.
- Разговоры на тренинге — во время работы в группе участники имеют право говорить только «в круг» и только по одному. Это означает, что запрещаются разговоры членов группы друг с другом, перешептывания, одновременные высказывания нескольких участников.
- Запрет на обсуждение процедуры тренинга до окончания работы в группе — не разрешается обсуждать технологию тренинга с людьми, не участвующими в работе группы, а участникам группы — обсуждать процедуру между собой до окончания работы в группе.
- Выполнение всех требований ведущего — участники группы должны выполнять все упражнения, предусмотренные программой и домашние задания к каждому занятию.
После обсуждения правил следует ритуал принятия правил: Все участники группы должны произнести вслух фразу: «Я обещаю выполнять эти правила», подтвердив тем самым, что они берут на себя ответственность за соблюдение правил. Принятие правил — это момент рождения группы. Затем участники группы расходятся для того, чтобы заполнить и прикрепить свои именные карточки.
|
|
Таблица 1. Мотивы «плохого» поведения
Привлечение внимания | Власть | Месть | Избег неуда | |
Социальные причины | Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению | Мода на «сильную личность», отсутствие конструктивного подчинения в окружении ребенка | Рост насилия в обществе | Слишком высокие требования родителей и учителей |
Сильные стороны поведения | Потребность в контакте с учителем | Смелость, сопротивление влияниям | Способность защищать себя от боли | Нет |
Эмоции учителя | Раздражение, негодование | Гнев, негодование, может быть, страх | Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху | Профессиональная беспомощность |
Желания учителя | Сделать замечание | Прекратить выходку с помощью физического действия | Немедленно ответить силой или уйти из ситуации | Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста |
Реакции ученика | Временно прекращают выходку | Прекращают выходку, когда решат сами | Прекращают выходку, когда решат сами | Попадают в зависимость от учителя. продолжают ничего не делать |
Способы профилактики | Учить детей просить внимания приемлемыми способами. оказывать внимание за хорошее поведение | Уходить от конфронтации. отдавать часть своих организационных функций | Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем | Поддерживать ученика, чтобы его установка «Я не могу» сменилась на «Я могу» |
|
|